Дело о «длинной» страховке
Дело о «длинной» страховке
В октябре 2004 года Иван Т. купил «КИА-Рио». Два года пропархали без хлопот, а позже Т. попал в катастрофу: большой МАЗ при перестроении здорово помял левую часть машины. Шофер грузовика сходу признался, что легковой автомобиль не увидел, потому у служащих милиции заморочек с определением виноватого не появилось. Штатская ответственность компании «Евроцемент», которой принадлежал грузовик, была застрахована в ОАО «АльфаСтрахование». Так что и здесь заморочек быть не должно…
ПРЕДОСТАВЬТЕ АВТОМОБИЛЬ!
Через четыре денька после аварии, собрав нужные документы, Т. обратился в страховую компанию. Там поглядели бумаги и назначили дату осмотра автомобиля. Но как назло, Иван был должен ехать в командировку, потому в назначенное время не мог предоставить автомобиль профессионалам. Как и полагается, об этом Т. заранее известил страховую компанию. Там попросили после возвращения из командировки связаться с профессионалами, чтоб условиться о новейшей дате осмотра. Иван так и поступил, только вот специалисты никак не могли выкроить время для осмотра. Как раз в это время в Правила страхования штатской ответственности были внесены конфигурации, которые разрешили потерпевшим без помощи других организовывать осмотр покоробленного автомобиля и определять размер вреда. Решив, что дожидаться профессионалов страховой компании сейчас нет смысла, Т. обратился к независящим профессионалам, которые произвели осмотр автомобиль и составили калькуляцию. При всем этом (строго по правилам!) на осмотр были вызваны представители собственника грузовика и страховой компании. И если человек из «Евроцемента» на осмотр пришел, то от страховщиков никого не было.
Получив от профессионала нужные документы, Т. вновь пришел в «АльфаСтрахование». Документы у него приняли, но через 15 дней, как положено, средств Иван не получил. Он часто звонил в страховую компанию, но слышал стандартный ответ: «Ваше дело находится у юристов». Через некое время Т. получил письмо, в каком страховая компания извещала его, что, пока обладатель не предоставит автомобиль на осмотр профессионалам, возмещения не получит. Вот так!
Иван с письмом в руках опять отправился к страховщикам: «Я же предоставил вам выводы независящей экспертизы!»
«Ничего не знаем, – приблизительно так ему ответили в «АльфаСтраховании», – пока автомобиль не осмотрит наш эксперт, средств не заплатим!» Как быть, если после независящей экспертизы машина уже отремонтирована? Услышав эту новость, юрист компании сделал какую-то пометку в деле и произнес, что они разглядят документы снова. В надежде, что это последний визит в страховую компанию и теперь-то в его деле разберутся, Иван отправился домой. Но через некоторое количество дней он получил очередное «письмо счастья» из кабинета «АльфаСтрахования», где ему в выплате… отказали. При всем этом в собственном письме страховщик указал, что если только покоробленный автомобиль будет представлен на осмотр, Энциклопедия грузовых автомобилей… сходу выплатят! Увлекательная логика – выходит, чтоб получить Энциклопедия грузовых автомобилей, нужно снова «снести» автомобилю левый бок? И почему страховая компания не воспринимает во внимание заключение независящей экспертизы? С этими вопросами Т. пришел к нам.
МЫ Энциклопедия грузовых автомобилей ОТДАВАТЬ НЕ СПЕШИМ
На мой взор, страховая компания пробовала как можно больше затянуть дело. Глядишь, потерпевший утомится от разбирательств и отписок, махнет рукою и забудет об аварии как о ужасном сне. Такое в ближайшее время встречается достаточно нередко – в особенности после того, как с 1 октября 2006 года потерпевшим предоставили право проводить осмотры покоробленных автомобилей без помощи других. Это не понравилось страховым компаниям. Хоть закон и просит, чтоб осмотр разбитой машины проводился независящими профессионалами, на практике экспертные организации впрямую зависят от страховщиков, занимают помещения прямо в их кабинете. Можно представить, что такие эксперты-оценщики «независимыми» являются очень условно.
Потому, если пострадавший приносит в страховую компанию свою калькуляцию, многие компании делают все вероятное, чтоб не принимать подобные заключения; автолюбителю ничего другого не остается, как обращаться в трибунал.
Но поначалу мы решили обратиться в «АльфаСтрахование» с претензией, где написали, что (и почему) их деяния нелегальны. В ответ получили длинноватое письмо с еще одним отказом; правда, сейчас юристы ссылались на закон. В статье 12 Закона об ОСАГО установлено, что страховщик должен оглядеть поврежденное имущество и организовать независимую экспертизу в пяти-дневный срок. И если он этого не сделал, только тогда потерпевший может провести экспертизу без помощи других. По воззрению страховой компании, они создали все вероятное, чтоб экспертиза была проведена. Но ведь это не так – был назначен только один денек для встречи, который Т. пропустил по почтительной причине, о чем заблаговременно известил профессионалов. Дальше в течение месяца он не один раз обращался в компанию, но здесь все спецы почему-либо оказались занятыми.
Не считая того, юристы «АльфаСтрахования» отыскали очередной повод для отказа – положение закона, которое позволяет не создавать выплату, если автомобиль был отремонтирован до проведения экспертизы. Но Иван дал свою импортную машину в ремонт только после осмотра и составления калькуляции! Словом, мы не отыскали осознания, потому обратились с требованием о выплате страхового возмещения в трибунал.
Трибунал ПОСТАНОВИЛ
В судебном заседании юрист страховой компании был так уверен в собственной позиции, что даже не направил внимания на деталь, к которой можно было реально придраться. Дело в том, что заключение профессионала, которое Т. предоставил страховщику, было не совершенно полным. Согласно правилам организации и проведения независящей экспертизы (утверждены Постановлением Правительства РФ от 24.04.2003 г.), эксперт должен не только лишь обрисовать повреждения автомобиля и найти цена ремонта, да и дать заключение о причинах появления этих повреждений. Ведь полностью может быть, что автомобиль уже ранее побывал в другой аварии, а потерпевший пробует весь вред получить от страховой компании.
В нашем случае эксперт не сделал подобного заключения; колебаний, что все повреждения были получены в итоге 1-го столкновения, ни у кого не было. Видимо, и у представителя страховой компании тоже – он не оспаривал калькуляцию.
Трибунал, исследовав все подтверждения, сделал вывод, что страховая компания действовала нелегально, отказав Т. в выплате страховки, и решил взыскать с «АльфаСтрахования» 71 тыс. рублей.
Решение суда страховщики обжаловать не стали, хотя и отдавать Энциклопедия грузовых автомобилей тоже не торопились. Когда Т. предъявил вступившее в силу решение суда, юрист компании почему-либо попросил предоставить к тому же исполнительный лист (который требуется исключительно в том случае, когда добровольно отрешаются делать решение суда и требуется вмешательство судебных приставов).
В общем, логика этой компании стала понятна: если не удалось выиграть судебное дело, необходимо хотя бы сделать все вероятное, чтоб потерпевший помаялся как можно больше. Через две недели после того, как мы отвезли страховщику исполнительный лист, Энциклопедия грузовых автомобилей на счет Т. наконец перевели.
В очередной раз мы удостоверились, что страхование в рамках ОСАГО работает, но, как досадно бы это не звучало, не так отлично, как нам, автомобилистам, хотелось бы. От читателей журнальчика поступает неограниченное количество жалоб на страховые компании. В почте нашего правового отдела они занимают «почетное» 2-ое место. (1-ое, естественно, у служащих ГИБДД.) Как можем, мы стараемся помогать и часто добиваемся фуррора. Правда, для этого нужна готовность пройти нелегкий путь, провести не один месяц в коридорах суда. Но ведь и итог стоит того – как в этой истории о «длинной» страховке.
Если страховая компания отказывает в выплате, не принимая во внимание выводы независящих профессионалов, автолюбителю ничего не остается, как обращаться в трибунал.