Обозрение. Автокредитование одолжить на мечту
Обозрение. Автокредитование: одолжить на мечту
ЭТАПЫ Маленького ПУТИ
В Русском Союзе автомобиль относился к самым дефицитным товарам: его и за наличные-то приобрести было практически нереально, о какой уж рассрочке здесь гласить… Рынок автокредитования в стране начал формироваться сравнимо не так давно, каких-либо 15 годов назад. До кризиса 1998 года он пребывал в зачаточном состоянии. К примеру, АВТОВАЗ и другие авто фабрики практиковали выдачу ссуд на приобретение машины своим сотрудникам; следом за ними такую систему завели и некие большие коммерческие компании. А еще работал в 90-е годы фонд «Россия – США», который предоставлял ресурсы русским банкам для выдачи кредитов на покупку импортных машин. Вот, фактически, и все.
ДИНАМИКА АВТОКРЕДИТОВАНИЯ В Рф В 2003–2008 ГГ. Источник: АА «Автостат» ДИНАМИКА АВТОКРЕДИТОВАНИЯ В Рф В 2003–2008 ГГ. Источник: АА «Автостат» 1-ые самостоятельные шаги русский рынок автокредитования начал делать только после кризиса 1998 года. Банки стали осторожно использовать западные схемы выдачи кредитов, адаптировать их к нашим реалиям, но речь шла в главном об импортных машинах. Процентные ставки были грабительскими (40–60% годичных), а начальный взнос составлял, обычно, более половины цены. Ну и число банков-кредиторов было маленьким.
3-ий, сегодняшний шаг начался в 2002–2003 годах. Он отмечен бурным ростом рынка кредитных услуг. Если сначала 2002-го кредит на покупку автомобиля в Москве предоставляли только 10 банков, то уже через год – более 30! И с каждым годом число таких денежных учреждений росло. Развернулась активная борьба за клиента, банки принялись снижать процентные ставки, начали кредитовать покупку не только лишь импортных машин, да и российских автомобилей. Ну и оформить кредит стало куда проще: минимум формальностей и два-три рабочих денька на проверку. К 2005 году ставки по рублевым кредитам снизились до 18–20%, а по денежным – до 10–12%; средний срок кредитования возрос до 3-х лет.
ОБ РУКУ С ПРОИЗВОДИТЕЛЕМ
За рубежом практика продаж в кредит имеет долголетние традиции. В США, к примеру, так продают практически 80% автомобилей, в странах Западной Европы – более 60%. Тут есть одна фишка: фактически каждый мировой автоконцерн располагает своим денежным подразделением (на самом деле, банком), которое компенсирует часть кредитной ставки на покупку автомобиля данной марки.
Наша родина – рынок юный, возрастающий, но в становлении системы автокредитования уже проявились некие тенденции. Конкурентность усиливается, банки стараются привлечь потребителей многообразием кредитных программ. Проценты за использование кредитом подошли к наименьшему порогу – ставке рефинансирования ЦБ (сейчас она равна 11%). Сейчас ставки по кредитам в валюте составляют 9–14% годичных и 12–16% в рублях. Опускать их еще ниже банки по закону права не имеют. Означает, необходимо завлекать клиентов другими методами. В поисках возможных заемщиков банки все теснее сотрудничают с автосалонами, разрабатывают совместные программки. Для «дорогих» клиентов сроки кредитования уже возросли до 5–7 лет, а количество требуемых документов сократилось до минимума (паПодвеска да водительское удостоверение). Появилась услуга «экспресс-оформление»: срок рассмотрения заявки не превосходит 30 минут. Все обширнее предлагаются такие варианты, как кредит с оборотным выкупом машины, беспроцентный, без начального взноса, кредит на автомобиль с пробегом и пр.
Конкурентность на 2-ух огромнейших русских рынках (Москва и Санкт-Петербург) стала очень острой. Большие дилеры, а прямо за ними банки двинулись в регионы, но потребность в кредитах там удовлетворяется еще не стопроцентно. Появились на русском рынке и новые игроки – банки зарубежных автопроизводителей. Одной из первых зарубежных компаний, предоставивших личным лицам возможность получать свои авто в кредит (с 2000-го), стала компания «Форд». В конце 2006 года сходу несколько глобальных автопроизводителей запустили в Рф денежные сервисы вместе с русскими банками – «Рено-Финанс», «Джи-Эм-Финанс» и др. А с прошедшего года работают филиал банка «Тойота» и отделение «Мерседес-Бенц Банк Рус». Вот это реальная конкурентность!
И если ранее наши банки, стремясь к большей выгоде, маскировали издержки по кредиту (взимали сокрытые комиссионные, обязывали брать полис только у «своих» страховых компаний и т.д.), то сейчас программки автокредитования становятся все более прозрачными. В этом году принят закон, обязывающий банки информировать клиента обо всех главных и дополнительных издержек, связанных с оформлением кредита. Другими словами клиент должен созидать, сколько он реально заплатит за машину!
В конце концов покупка автомобиля в кредит стала для россиян обычным делом. Но совместно с тем прибавилось случаев мошенничества. По неким сведениям, банкиры отклоняют приблизительно каждую десятую заявку на автокредит из-за высочайшего уровня риска. Службы безопасности банков обязаны биться с нерадивыми заемщиками без помощи других – национальное бюро кредитных историй работает пока лишь на бумаге. Почти во всем здесь, кстати, повинны сами кредитные учреждения – они не желают делиться собственной клиентской базой с соперниками.
НА ОЧЕРЕДИ ВТОРИЧНЫЙ РЫНОК
По воззрению аналитиков, кредитование продолжает оставаться одной из основных движущих сил русского авто рынка. Объемы продаж (как в количественном, так и в валютном выражении) довольно стремительно вырастают конкретно за счет притока кредитных ресурсов.
6 годов назад, в 2002-м, по оценке агентства «Автостат», в кредит было продано всего около 70 тыс. автомобилей, а весь рынок автокредитов оценивался в 650 млн. долл. В 2003 году прирост рынка составил около 100 тыс. машин, а в 2004-м по кредитным схемам реализовали приблизительно 350 тыщ. 2005 год ознаменовался более чем 40-процентным ростом этого рынка; уже каждый 3-ий обретенный автомобиль вписался в кредитные схемы.
В 2006 году автокредитование обхватило более 40% рынка, а в 2007-м, по оценке «Автостата», из 2,4 млн. проданных на русском рынке автомобилей 1,15 млн. было приобретено с внедрением разных форм кредитования. Суммарная емкость рынка автокредитов составила 16 миллиардов. долл., а размер среднего кредита достигнул 13,9 тыс. долл. Прогноз на наиблежайшее будущее таковой: в 2008 году в кредит будет куплено уже 1,6 млн. машин, в 2009-м – около 2 млн. Другими словами, если сейчас около 50% автомобилей продается в кредит, то в дальнейшем году специалисты рассчитывают на 60%. В наиблежайшие два-три года русский рынок автокредитов продолжит собственный рост (прямо за авто рынком). Но общие темпы развития будут сокращаться по мере ублажения спроса. Ну и вообщем Наша родина уже фактически достигнула европейских характеристик. Банки все активнее будут развивать кредитование на вторичном рынке. Сначала 2009 года должны отменить «двойной» НДС, и это подстегнет реализации старых автомобилей через салоны дилеров. Через три года, по прогнозам, через их будут реализовывать до 30% всех машин вторичного рынка (на данный момент менее 10%).
По воззрению аналитиков, невзирая на растущую конкурентнсть и насыщение рынка, автокредиты в последнее время не станут доступнее. Они могут подешеветь, только если получится снизить инфляцию, а этого пока не предвидится. Более того, в связи с нестабильной ситуацией на мировом и русском фондовых рынках процентные ставки в последнее время могут даже подрасти, а часть банков попробует уменьшить собственный кредитный портфель. Но ставки по особым программкам банков и автопроизводителей останутся на прежнем уровне и даже появятся спецпредложения с пониженными ставками. Хотя к словосочетанию «специальное предложение» многие в банковской сфере относятся с осторожностью.
– Внедрение в Рф особых кредитных программ от автоконцерна – пока очень рискованное дело, – уверен президент АВТОВАЗа Борис Алешин. – Чудес не бывает: при средней зарплате в стране около 15 тыс. рублей за месяц реализации привезенных из других стран автомобилей за полгода вдруг выросли на 47%! Мы проанализировали ситуацию и сделали вывод, что банковскую систему ожидает очень высочайший процент невозвращения кредитов. Стабильно она работает только в этом случае, если не ворачивается менее 3–4% заимствований; боюсь, у нас будет больше. АВТОВАЗ развивает это направление – сотворена особая компания «Лада-Финанс», которая занимается вопросами потребительского кредитования, лизинга, аренды и т.д., – но продвигаемся мы очень осторожно.
Видимо, налицо тенденция: если сначала 2007 года толика отказов в выдаче автокредитов не превосходила 3%, то на данный момент она выросла (у различных банков) до 10–12%. Эра безудержной раздачи завершилась, настало время считать Энциклопедия грузовых автомобилей, – и это нормально.
СРЕДНИЙ КРЕДИТ
По оценке агентства «Автостат», средний размер автокредита в 2007 году составлял 13,9 тыс. долл.; брали его на два-три года. Обыденный начальный взнос – 20%. Средний заемщик – мужик в возрасте от 25 до 45 лет, женатый, с одним-двумя детками, имеющий размеренную работу с заработной платой от 1,5 тыс. долл. за месяц.
Рынок автокредитования продолжит расти, но уже к 2009 году темпы его роста снизятся. Как досадно бы это не звучало, проценты годичных меньше не станут.