Формула роста Энциклопедия грузовых автомобилей-бензин-Энциклопедия грузовых автомобилей
Цены на бензин вырастают уже 3-ий месяц. Вроде ничего такого особенного, сезонное обострение. Но специалисты предсказывают предстоящий рост.
Сейчас это разъясняют не только лишь обычным вешним всплеском спроса на горючее, да и увеличением глобальных цен на нефть. ГЗР сама попробовала разобраться, чего ожидать автомобилистам сегодняшним летом и есть ли у нас повод для беспокойства.
Иллюстрация Александра Пашкова
Все выше и выше
По оценкам «Росстата», бензин в Москве ближайшее время в среднем дорожает практически на процент в неделю. Если так пойдет и далее, то за год горючее вырастет в стоимости больше чем вдвое. По воззрению аналитиков, основной фактор роста цен на горючее – ситуация на глобальных рынках нефти. Потому если нефть будет и далее дорожать, цены на нефтепродукты в Рф тоже продолжат расти. Но если эта зависимость линейна, то можно быть практически уверенным – бензин не подорожает резко. Так как если нефть вдруг подскочит с сегодняшних $75–85 до $90 за баррель, то ОПЕК прирастит добычу, и цены опять возвратятся на текущие позиции. Так что с этой стороны ужасного можно не ожидать.
На стоимость, естественно, оказывают влияние и сезонные причины. В мае, как обычно, несколько нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) запираются на ремонт, а означает, создание бензина сокращается. Не считая того, весной и летом спрос на бензин максимален – оказывают влияние нужды сельского хозяйства и трафик тех, кто ездит на собственных авто исключительно в теплое время года. И это тоже давит на цены. Так, весной прошедшего года, по данным Российского топливного агентства, с конца апреля до начала лета бензин подорожал на 50–70%. Не исключено, что тенденция повторится и в этом году. В правительстве за цены на бензин отвечает Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Там убеждают, что цены вырастают в границах инфляции и повода для беспокойства пока нет. В случае резкого взлета цен ФАС обещает агрессивно наказать нефтяников. Помнится, в прошедшем году за злоупотребление доминирующим положением на оптовом рынке ФАС оштрафовала ЛУКОЙЛ на 6,54 миллиардов рублей, «Роснефть» – на 5,28 миллиардов рублей, ТНК-BP – на 4,2 миллиардов рублей, «Газпром нефть» – на 4,7 миллиардов рублей. Но нефтяники удачно оспорили штрафы в суде и не заплатили ни копейки. Не выходит пока у ФАС уговорить нефтяников продавать часть нефти и нефтепродуктов на бирже (для того, чтоб стоимость была беспристрастной и рыночной, нужно реализовывать через внутреннюю биржу 10–15% добытой нефти).
В принципе, ФАС издавна не соглашается с ценообразованием на горючее и желает привязать внутрироссийские цены на нефтепродукты к мировым ценам на нефть при помощи некоторой формулы, чтоб вынудить работать по ней все нефтяные компании. Вышеназванные судебные тяжбы привели и нефтяников за стол переговоров – вот уже полгода оппоненты пробуют условиться.
Математика компромиссов
Процесс сотворения компромиссной формулы затянулся. Обещали, что вопрос будет решен до 1 марта 2010 года, но не успели. Заинтригованные стороны не сошлись во воззрениях о том, как эту формулу выводить.
«Газпром нефть», например, предлагал основываться на усреднении и нормализации глобальных цен на четыре вида нефтепродуктов: мазут, дизельное горючее, бензин и авиакеросин. А ЛУКОЙЛ настаивал на том, чтоб рассчитывать спектр цен на базе общедоступной инфы об оптовых ценах в огромнейших центрах мировой торговли с поправкой на акцизы и налоги. При всем этом в ЛУКОЙЛе считали обычным колебания отпускных цен НПЗ в спектре плюс-минус 20%. В общем, пока консенсус все еще отыскивают, предложения по формуле цены ориентированы в правительство, а цены вырастают. Но глава ФАС Игорь Артемьев убежден, что формула должна дать ориентир справедливой конкурентноспособной цены нефтепродуктов в Рф. По его словам, после принятия соответственного документа нефтяники будут знать, что превышение цены, рассчитанной по данной методике, будет чревато антимонопольным штрафом. Допустимое отклонение от этой цены, по воззрению ФАС, не должно превосходить плюс-минус 1–2%. В конечном счете, как считают антимонопольщики, применение формулы должно привести к понижению цен на горючее приблизительно на 15%. Нефтяники тоже уже не прочь работать по формуле – они уповают, что жесткий метод ценообразования позволит понизить давление ФАС на розничный рынок нефтепродуктов и даст возможность правильно увеличивать цены на АЗС в случае роста цены нефти на глобальных площадках. Еще есть несколько аспектов. 1-ый – это акцизы. Но это, как говорится, выше: налоги составляют в стоимости горючего порядка 60–70%. Привязать акцизы к октановому числу предлагалось не один раз, но воз и сейчас там. Работать для себя в убыток не будет никто, тем паче нефтяники. Так что тут – опять ход за правительством…
Другой момент – явление нового технического регламента. Как уже не раз писала ГЗР, в связи с введением в Рф новых норм на продаваемое горючее – Euro 4 и запретом производства и реализации бензина марки АИ-92, многие нефтеперегонные фабрики будут обязаны провести модернизацию производства. Без остановки заводов этого не сделать, как следует ожидай недостатка на рынке. И тут не надо быть аналитиком, чтоб предсказать тенденцию: недостаток всегда приводит к росту цен.
Сейчас это разъясняют не только лишь обычным вешним всплеском спроса на горючее, да и увеличением глобальных цен на нефть. ГЗР сама попробовала разобраться, чего ожидать автомобилистам сегодняшним летом и есть ли у нас повод для беспокойства.
Иллюстрация Александра Пашкова
Все выше и выше
По оценкам «Росстата», бензин в Москве ближайшее время в среднем дорожает практически на процент в неделю. Если так пойдет и далее, то за год горючее вырастет в стоимости больше чем вдвое. По воззрению аналитиков, основной фактор роста цен на горючее – ситуация на глобальных рынках нефти. Потому если нефть будет и далее дорожать, цены на нефтепродукты в Рф тоже продолжат расти. Но если эта зависимость линейна, то можно быть практически уверенным – бензин не подорожает резко. Так как если нефть вдруг подскочит с сегодняшних $75–85 до $90 за баррель, то ОПЕК прирастит добычу, и цены опять возвратятся на текущие позиции. Так что с этой стороны ужасного можно не ожидать.
На стоимость, естественно, оказывают влияние и сезонные причины. В мае, как обычно, несколько нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) запираются на ремонт, а означает, создание бензина сокращается. Не считая того, весной и летом спрос на бензин максимален – оказывают влияние нужды сельского хозяйства и трафик тех, кто ездит на собственных авто исключительно в теплое время года. И это тоже давит на цены. Так, весной прошедшего года, по данным Российского топливного агентства, с конца апреля до начала лета бензин подорожал на 50–70%. Не исключено, что тенденция повторится и в этом году. В правительстве за цены на бензин отвечает Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Там убеждают, что цены вырастают в границах инфляции и повода для беспокойства пока нет. В случае резкого взлета цен ФАС обещает агрессивно наказать нефтяников. Помнится, в прошедшем году за злоупотребление доминирующим положением на оптовом рынке ФАС оштрафовала ЛУКОЙЛ на 6,54 миллиардов рублей, «Роснефть» – на 5,28 миллиардов рублей, ТНК-BP – на 4,2 миллиардов рублей, «Газпром нефть» – на 4,7 миллиардов рублей. Но нефтяники удачно оспорили штрафы в суде и не заплатили ни копейки. Не выходит пока у ФАС уговорить нефтяников продавать часть нефти и нефтепродуктов на бирже (для того, чтоб стоимость была беспристрастной и рыночной, нужно реализовывать через внутреннюю биржу 10–15% добытой нефти).
В принципе, ФАС издавна не соглашается с ценообразованием на горючее и желает привязать внутрироссийские цены на нефтепродукты к мировым ценам на нефть при помощи некоторой формулы, чтоб вынудить работать по ней все нефтяные компании. Вышеназванные судебные тяжбы привели и нефтяников за стол переговоров – вот уже полгода оппоненты пробуют условиться.
Математика компромиссов
Процесс сотворения компромиссной формулы затянулся. Обещали, что вопрос будет решен до 1 марта 2010 года, но не успели. Заинтригованные стороны не сошлись во воззрениях о том, как эту формулу выводить.
«Газпром нефть», например, предлагал основываться на усреднении и нормализации глобальных цен на четыре вида нефтепродуктов: мазут, дизельное горючее, бензин и авиакеросин. А ЛУКОЙЛ настаивал на том, чтоб рассчитывать спектр цен на базе общедоступной инфы об оптовых ценах в огромнейших центрах мировой торговли с поправкой на акцизы и налоги. При всем этом в ЛУКОЙЛе считали обычным колебания отпускных цен НПЗ в спектре плюс-минус 20%. В общем, пока консенсус все еще отыскивают, предложения по формуле цены ориентированы в правительство, а цены вырастают. Но глава ФАС Игорь Артемьев убежден, что формула должна дать ориентир справедливой конкурентноспособной цены нефтепродуктов в Рф. По его словам, после принятия соответственного документа нефтяники будут знать, что превышение цены, рассчитанной по данной методике, будет чревато антимонопольным штрафом. Допустимое отклонение от этой цены, по воззрению ФАС, не должно превосходить плюс-минус 1–2%. В конечном счете, как считают антимонопольщики, применение формулы должно привести к понижению цен на горючее приблизительно на 15%. Нефтяники тоже уже не прочь работать по формуле – они уповают, что жесткий метод ценообразования позволит понизить давление ФАС на розничный рынок нефтепродуктов и даст возможность правильно увеличивать цены на АЗС в случае роста цены нефти на глобальных площадках. Еще есть несколько аспектов. 1-ый – это акцизы. Но это, как говорится, выше: налоги составляют в стоимости горючего порядка 60–70%. Привязать акцизы к октановому числу предлагалось не один раз, но воз и сейчас там. Работать для себя в убыток не будет никто, тем паче нефтяники. Так что тут – опять ход за правительством…
Другой момент – явление нового технического регламента. Как уже не раз писала ГЗР, в связи с введением в Рф новых норм на продаваемое горючее – Euro 4 и запретом производства и реализации бензина марки АИ-92, многие нефтеперегонные фабрики будут обязаны провести модернизацию производства. Без остановки заводов этого не сделать, как следует ожидай недостатка на рынке. И тут не надо быть аналитиком, чтоб предсказать тенденцию: недостаток всегда приводит к росту цен.