Автопром Сбой в программке
2-ой год нам обещают сказать новейшую программку развития авто индустрии на наиблежайшие 10 лет. Как будет смотреться животрепещущая стратегия, пробовал представить Игорь Моржаретто.
ЧЕГО ЖДЕМ?
Это уже становится смешным. Концепцию обещали обнародовать к середине 2009 года. Лето минуло, и уже осенью 1-ый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что «в согласованном виде правительству такая программка (развития автопрома. – И.М.) будет представлена в первом квартале 2010 года». Спустя месяц последующая корректировка: «Мы должны в целом программку… принять в первом полугодии 2010 года». И вот сначала марта на заседании Правительства Концепцию наконец одобрили и приняли… «за основу». Как сказал министр индустрии Виктор Христенко, документ еще предстоит в течение месяца уточнить и «оттехничить» (выражение министра), а потом утвердить. Известны только некие числа. С учетом денег зарубежных инвесторов, которых еще предстоит отыскать, в ветвь до 2020 года нужно бы вложить от 1,2 до 1,8 трлн. руб. Но в процессе обсуждения в правительстве предполагаемый объем русских инвестиций в ветвь сократился практически на 50 миллиардов. рублей – с 630 до 584 миллиардов. При этом пик вложений должен прийтись на 2011–2012 годы – около 225 миллиардов. При всем этом бюрократы рассматривают только один прогноз развития рынка – очень жизнеутверждающий. Если все реализуется, через 10 лет в Рф будут продавать 3,5–3,6 млн. легковых автомобилей раз в год. Естественно, при условии, что никаких кризисов больше не случится, а нефти и газу предписано впредь только дорожать.
А Деньги – Поврозь
Из намеков чиновников и просочившейся инфы можно было осознать: задержку обнародования программки связывали с тем, что не могли обусловиться с источниками ее финансирования. Понятно, что собственных средств на развитие нет ни у 1-го обычного русского производителя. А иноземцы не торопятся в сегодняшних критериях дополнительно инвестировать в свои предприятия в РФ: есть завод, работает – и хорошо. Так что непонятно, хотят ли инвесторы вкладывать средства в наш автопром. «Если нет – не ожидайте и федеральной поддержки», – как отрезал г-н Шувалов.
Покуда желающих не видать, потому-то программку развития автопрома до 2020 года и переписывали пару раз. Поначалу ставку делали на «Опель», в совладельцы которого сватали Сбербанк РФ. Но все помнят, как сначала озари «Джи-Эм» отказался продавать марку консорциуму «Магна-Сбербанк», – концепцию пришлось срочно поменять. Позже возложили все надежды на то, что вывезет союз «АВТОВАЗ-Рено». Новейшую программку обещали представить уже в ноябре, когда в переговоры с французским партнером включился лично премьер-министр РФ В. Путин. Но французы уперлись: живых средств не дадим – только технологии. Приблизительно такая же ситуация и с новым альянсом «Соллерс-ФИАТ». Платформу для многообещающей модели итальянцы как бы передают, а вот деньги отыскиваете, дескать, сами…
Так что же прописано в новейшей программке? Даже в «недоработанном» виде это большой документ (больше 100 страничек) с таблицами, графиками и диаграммами. В нем правильные слова о сегодняшнем состоянии русского автопрома, его дилеммах, даже указаны числа, сколько средств следует вложить в то либо другое предприятие, чтоб сделать выпуск современной техники в таком-то количестве (что любопытно, числа выпуска той либо другой модели указаны с точностью до тыщ штук!)... Но это все только пожелания. С уверенностью можно сказать только то, что высочайшие пошлины на ввоз импортных машин останутся прежними. По поводу таможенных пошлин министр индустрии и торговли Виктор Христенко ясно отдал осознать: «Да, мы считаем, что сделали все полностью верно и впору. В особенности в отношении старых машин. Наша родина не должна быть свалкой для мирового автопрома».
МЫ НОВЫЙ АВТОПРОМ ПОСТРОИМ!
Размышления мои по поводу новейшей концепции (когда писал эти сроки, утвержденного ее текста еще не было) и способностей ее воплотить, не скрою, полны пессимизма. Так ведь есть предпосылки колебаться – предшествующий опыт влиял на настроение. Вспомним, в отсутствие точной программки автопром развивался, что именуется, по пожарному принципу – от 1-го постановления до другого. При этом принимались они, обычно, тяжело и начинали работать со ужасным скрипом. Единственной реальной мерой, оказавшей хоть какое-то воздействие на рынок в прошедшем году, стала госпрограмма льготного кредитования. Но заработала она с запозданием на несколько месяцев, и то после того, как был расширен перечень автомобилей и облегчены условия для заемщиков. Но все равно выданных кредитов оказалось в два раза меньше, чем предсказывало министерство. Другой правительственной программкой, очень амбициозно поданной, стала бесплатная перевозка по стальной дороге российских автомобилей на Далекий Восток. Перевезли всего около 3 тыс. машин (желали 100 тыс.).
Меж тем, министр Виктор Христенко очень высоко оценил роль правительства и его министерства: «Если бы правительство не предприняло мер, объемы производства авто и их продаж на русском рынке могли быть вдвое меньше, чем сегодня». Но, как демонстрируют числа, за счет льготных госкредитов в прошедшем году дополнительно продано всего 70 тыс. с маленьким из 1,4 млн. машин, другими словами около 5%. Еще столько же – с учетом госзаказа. Но не 700 же тыщ, не 50%! В 2010 году правительственные планы оживления авторынка еще серьезнее. Сначала, за счет призов при утилизации старенькых автомобилей министерство рассчитывает реализовать дополнительно до 200 тыс. российских легковушек (на это выделено 11 миллиардов. рублей). Еще около 100 тыс. покупателей должны бы взять льготные автокредиты (1 миллиардов. рублей). Плюс закупка авто техники федеральными и региональными органами власти. В 2010 году на нее, по словам министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной, из бюджета выделят 20 миллиардов. Пока это все.
Да, еще подразумевается посодействовать средствами Волжскому автозаводу и новенькому альянсу «Соллерс-ФИАТ» – выделить ему выше 100 миллиардов. рублей. «В любом случае это не будет разбрасыванием средств с вертолета», – заявил Христенко. Очень охото возлагать. Конечно, правительственная концепция подъема отрасли нужна, только вот роль самого правительства как конкретного участника ее реализации, считаю, должна быть ограничена. Правительство может (и должно) провоцировать авто рынок, в критериях кризиса помогать производителям (не безвозмездно), кредитовать многообещающие, важнейшие для автопрома проекты. Ну, еще финансировать разработку армейской автотехники. Всё! А вот рвение рулить всем и вся до добра не доведет.
«Если на муниципальном уровне не будут приняты решительные всеохватывающие меры по стимулированию инноваторского развития отрасли, российскее автопромышленность может стопроцентно деградировать через 3–5 лет», – говорится в проекте Минпромторга. Готов подписаться под словами о решительных мерах, но только если это будет вправду помощь, а не навязывание чиновничьей воли вроде бы самостоятельным компаниям.
Согласно новейшей Концепции развития автопрома, классические русские производители в 2010 году должны собрать выше 2 млн. легковых автомобилей: 1,1 млн. – АВТОВАЗ, 500 тыс. – «Соллерс», 150 тыс. – ГАЗ и по 150 тыс. еще два «других автопроизводителя».