Утилизация Часть 2
1-ый шаг экспериментальной программки утилизации старенькых автомобилей закончился. На сайте Минпромторга счетчик застыл на отметке в 200 тыс. сертификатов. Но, к счастью, тут же начался 2-ой шаг.
Утилизация
Взор СВЕРХУ
Итак, в Министерстве индустрии и торговли РФ считают, что в целом опыт удался. Основная часть выданных сертификатов приходится на продукцию АВТОВАЗа – 161,4 тыс. штук, еще 10 тыс. граждан избрали марку «Рено», а на третьем месте «Форд». О готовности участвовать в программе заявили 1200 дилеров (реально работают около четырехсот) и 80 утилизаторов. На конец июня получили свои новые машины практически 90 тыс. человек, другие станут счастливыми владельцами в течение лета (так обещано).
Условия второго шага в целом изменяться не будут. Формула та же: 10 лет (возраст авто) и 1 год (срок владения), 50 тыс. руб. минус издержки на утилизацию (3 тыс. руб.). Для его реализации вновь выделено 10 млрд. руб. на 200 тыс. сертификатов. А вот срок окончания не обозначен. По планам Минпромторга, все сертификаты уйдут до Нового года. Кстати, может быть, и после этого программка будет продолжена, чтоб не допустить резкого падения рынка, как случилось в Германии. Правда, условия могут быть другими.
Еще нам пообещали, что на втором шаге программки наибольшее время ожидания нового автомобиля сократится максимум до трех месяцев: автовладельцы сетовали, что стоять в очереди за машиной приходится по полгода. Очередной недочет программки связан с «предприимчивостью» неких дилеров, которые навязывают при заказе машины ненадобные потребителю функции. За такими ловкачами будут смотреть как сотрудники министерства, так и автоконцерны. Правда, какие они могут предъявить претензии?
«Программа утилизации оказалась прибыльной и для автомобилистов, и для страны, – уверен управляющий департамента авто индустрии Минпромторга Алексей Рахманов. – Резко, в полтора раза выросли реализации новых автомобилей. Заработали в полную силу не только автоконцерны, но и предприятия смежных отраслей. Возвратились на рынок автоперевозчики, появились заказы у поставщиков оборудования и т. д.».
Через пару минут авто жизнь этих «жигулей» и «москвичей» завершится.Через пару минут авто жизнь этих «жигулей» и «москвичей» завершится.
Средняя цена проданных по этой программке новых машин, даже с учетом наклона в старое «жигулевское» семейство АВТОВАЗа, – 270–300 тыс. руб. Означает, автомобилист вносит в экономику свои 220–250 тыс. руб. Неплохой оборот выходит.
Взор СНИЗУ
На местности подмосковного завода «Вторчермет» жизнь лупит ключом. К воротам один за другим подъезжают автовозы, заставленные старенькими «жигулями», «москвичами», «запорожцами». Их тут же посылают в очередь к стенду, где с каждого автомобиля снимают колеса, батареи, сливают воды. Далее его свирепо подхватывает погрузчик и лихо забрасывает на самый верх кучи отслуживших свое машин. Оттуда эвакуатор стальной рукою выхватывает еще одну жертву и швыряет в жерло большой мясорубки (официально она называется нежным словом «разрыватель»). Из нее вылетают большие кусочки металла вперемешку с кожей, тканью, пластиком.
Дальше они отправляются в огромную грохочущую машину (шредер), которая их измельчит и разделит на фракции: металл черный – влево, цветной – вправо, остальное – на свалку. Финиш. Сердечко автомобилиста рвется на куски...
– Наше предприятие строили пару лет вспять под московскую программку утилизации, – ведает заместитель гендиректора компании «Втормет» Юрий Воронцов. – Городские власти тогда обещали очистить дворы от автохлама, но программа не пошла. И только сейчас, с началом опыта, мы вышли на серьезный оборот: за три с половиной месяца деяния муниципального опыта по утилизации переработали выше 13 тыс. старенькых автомобилей. Но это не предел, ведь шредерная установка может перемолоть в сырье 50 машин в час.
Металлургические фабрики в стране охотно приобретают авто отходы. Есть желающие и за границей. Утилизация – прибыльное дело. Из легкового авто весом 1–1,5 т можно получить 500–800 кг темного лома (цена – 6–10 тыс. руб. за тонну) и 50–100 кг лома цветных металлов (от 30 тыс. руб. за тонну). Маленькие Энциклопедия грузовых автомобилей можно выручить еще за сданные аккумулятор и покрышки (пока их переработкой занимаются предприятия только в столичном регионе). Плюс 3 тыс. руб. за утилизацию платит правительство (точнее, вычитает из обещанных каждому сдатчику 50 тыс. руб.). То есть даже при самом нехорошем раскладе с одной машины можно получить 8 тыс. руб.
Они перевоплотился в мелкую крошку, которая потом станет металлом. Может быть, в следующей собственной жизни вазовская «пятерка» станет кораблем.Они перевоплотился в маленькую крошку, которая потом станет металлом. Может быть, в последующей собственной жизни вазовская «пятерка» станет кораблем.
Взор СО СТОРОНЫ
Но это в теории. В реальности все не так просто. Даже при нынешних, довольно больших ценах на лом утилизация была не слишком прибыльным делом, пока не заработала муниципальная программка. Потому компаний, схожих подмосковному «Втормету», у нас раз-два и обчелся. В России всего 5 шредерных установок для разделки автомобилей. В США таких свыше 200, в Германии – 76, во Франции – 50. Правда, там авторециклинг развивается более 20 лет. За это время научились перерабатывать не только металл и резину (как у нас), но и пластик, текстиль, стекло, все воды.
А в России пока большая часть предприятий-утилизаторов представляет собой огороженную площадку, на которой группа крепких юношей курочит сданные машины.
Поначалу снимают «товарные» Ремонт и эксплуатация. Остовы кузовов посылают на перерабатывающий завод либо прямо на металлургический комбинат, покрышки – на свалку. Куда девается остальное – вопрос. К сожалению, реально программки утилизации в стране как не было, так и нет. Где брать на нее Энциклопедия грузовых автомобилей? Понятно, машины нужно утилизировать, ведь в стране выше 8 млн. легковых машин старше 20 лет. В рамках сегодняшнего опыта утилизацию оплачивают опосредованно сами автолюбители. А после окончания программки – какой смысл тащить авто рухлядь уже за свои кровные?
Во всем мире средства на оплату утилизации выделяет автоконцерн через залоговую цена машины. Сдал на свалку – возвратил Энциклопедия грузовых автомобилей. (Так когда-то было, скажем, со стеклянными бутылками в СССР. Собрал десяток – и в пункт приема, с каждой 20 копеек в карман, а два рубля – сумма.) Потому за рубежом утилизация на потоке. Думаю, это последующая забота ответственных товарищей.