Кредит Ставки изготовлены
Других ставок у банков для нас нет По данным агентства Nielsen, каждый 3-ий автомобиль в городках Рф с популяцией выше 100 тыс. человек в этом году был куплен в кредит. Числа эти приближаются к докризисным. Ну и сами реализации автомобилей стали расти. Что касается целей россиян, то 35% опрошенных собираются приобрести машину в наиблежайшие 12 месяцев, а 66% хотят сделать это в наиблежайшие три года. Кажется, ситуация нормализуется. Вот если б еще банки пошли навстречу народу и немного снизили ставки по автокредитам…

Новое. Недешево. Уже даже Дмитрий Медведев возмутился тем, что банки завышают ставки по кредитам: «Ставка рефинансирования самая низкая за всю историю Рф, ниже никогда не была, а кредитные ставки высокие». Данные о 18-процентных ставках неприятно поразили президента. «Это хамство какое-то, честно говоря», – заявил Медведев.
Напомним: последний раз, 31 мая, ЦБ РФ снижал ставку рефинансирования на 0,25 процентных пт и довел ее до сегодняшних 7,75%. «При наличии ставки рефинансирования более чем вдвое наименьшей, чем эта ставка, – это какая же маржа выходит? Более чем 100%. Где это видано?» – возмущается глава страны.
Но у банкиров свои резоны. Резон 1-ый: опасности в экономике на данный момент еще выше, чем в 2006–2008 годах, а ставки иногда ниже, чем были до кризиса. Большие русские банки могут не получить назад каждый десятый выданный кредит. На это мы ответим: нехороший опыт кредитования всех и каждого (даже бомжи, бывало, получали кредит на автомобиль) издавна обучил отменно оценивать возможных заемщиков. И кредитуют сейчас очень избирательно, человеку «с улицы» (другими словами без кредитной истории) позаимствовать у банка сейчас тяжело. К тому же автомобиль – залог достаточно надежный и застрахованный по всем статьям.
Резон 2-ой: свободные ресурсы банки не могут использовать для кредитования, потому что обязаны всеми правдами и неправдами погашать стабилизационные кредиты, приобретенные во время кризиса от Центрального Банка. И тут у нас есть ответ: необходимо и далее развивать систему субсидированного кредитования. Люд поверил в нее – количество заявок, поданных на получение льготного автокредита после возобновления программки в конце февраля, превысило 200 тыщ. По результатам их рассмотрения выдано 95 562 льготных автокредита.
35 процентов россиян собираются приобрести машину в наиблежайшие 12 месяцев Субсидировано. Как отмечают аналитики агентства «АВТОСТАТ», толика автомобилей, приобретенных по льготным кредитам, с апреля по декабрь прошедшего года составляла 6,6% в общем объеме реализации. А в марте – июле сегодняшнего года автомобили-льготники заняли уже 10,9% авторынка. Меж тем в этом году снизилась толика заявок, получивших одобрение банков. Разъясняется это недостатком автомобилей у дилеров, также присоединением к программке кредитных организаций, имеющих высочайший процент отказов (другими словами предъявляющих очень уж жесткие требования к заемщикам).
Напомним условия роли в программке субсидирования автокредитов: начальный взнос – 15%, наибольшая цена автомобиля русского производства – 600 тыс. руб., кредит предоставляется на 36 месяцев под банковский процент за вычетом 2/3 ставки рефинансирования ЦБ Рф. Но, как уже было сказано, ставка ЦБ последние 18 месяцев планомерно понижалась. А означает, параллельно уменьшались льготы по автокредитам. Например, если при ставке рефинансирования в 13% госдотация составляла 8%, то при сегодняшней – около 5,2%. Проценты по кредитам в банках меж тем не падали настолько же стремительно… Если в прошедшем году в «Сбербанке» ставка по автокредиту составляла около 16%, то по льготному автокредиту – 8%, в этом году средняя ставка была уже 14%, но 14–5,2=8,8% – государственное предложение немного потеряло привлекательность.
Но с сентября Минпромторг планирует зафиксировать скидку по льготным автокредитам на уровне 6% годичных, она будет на 0,8% больше, чем сейчас. Скидка сейчас не будет уменьшаться совместно со ставкой рефинансирования. Правда, не станет и возрастать. А Центробанк не исключает роста, если инфляция к концу года начнет расти. Но не будем заглядывать так далековато: действие программки рассчитано только до 31 декабря 2010 года, и что далее – непонятно.
Second хэнд. Дорого.Не все готовы играть в игры с государством. Неких людей терзают смутные сомнения в том, как прибыльно субсидирование, другие не жаждут брать авто русской сборки, третьи грезят о машине другого класса… При всем этом собственных средств на реализацию этих «мечт» не хватает. И банки уже столкнулись с ростом спроса на кредиты для покупки старых машин, толика таких ссуд в общем ранце кредитов сейчас составляет 12–15% от общего объема, в то время как еще пару месяцев вспять была 7–10%.
Толика кредитов на second хэнд в общем ранце банков приметно выросла Ставки по таким кредитам – тема отдельная, они всегда были выше процентов на машины с сборочного потока. И Различное с этим подсознательно соглашались – банки рискуют больше, ведь не всегда можно верно проследить историю авто и проверить его юридическую чистоту. Сейчас, в критериях конкуренции с госкредитами, банкам придется подстраиваться под клиента – ставки тут начинаются от 17%, сегодня это уже дорого.
Кстати
На данный момент жульническим образом перепродается до 5% всех обретенных в кредит автомобилей. Вопрос о регистрации заложенных по кредитам автомобилей не один раз подымался банковским обществом. При всем этом более интенсивно дискуссировалась возможность фиксации инфы о залогах автомобилей в базе ГИБДД. Но таковой базы до сего времени нет. Минфин разработал механизм для понижения уровня мошенничества в залоговом кредитовании. Ведомство хочет законодательно закрепить функцию регистрации заложенных автомобилей и другого движимого имущества, создав единую базу по таким залогам в Центральном каталоге кредитных историй при ЦБ. Уже разработан проект федерального закона «О регистрации извещений о залоге либо об ином обременении движимого имущества».
На мой взор...
Лена Шитикова, редактор:
– Естественно, сурового падения ставок по кредитам ожидать не приходится. К тому же при росте спроса от снижения ставок может быть и другой эффект – очень сократится валютная база, тогда и выдавать кредиты банкам будет просто не из чего. А если цены на авто опять поползут ввысь прямо за спросом, это спровоцирует новый виток воззваний за кредитами. Нужен компромисс, достигнуть которого тяжело, но может быть. Все находится в зависимости от политической воли властей и банкиров. Ведь понятно – чем выше цена использования кредита, тем меньше будут этим кредитом воспользоваться. Сейчас же необходимо дать людям возможность брать, и это воскресит экономику.