Страхование Вред от высшей арифметики
С 1 сентября автомобилисты получили очередные поправки к Закону об ОСАГО. Поглядим, во что они нам обойдутся
Страховщики длительно и упрямо стремились к этой цели – очень узаконить понижение размера выплат. И скоро совсем ее достигнут. Газета «За рулем – Регион» уже говорила о новеньком механизме расчета вреда при аварии с учетом износа деталей авто. Сейчас это новаторство мы попросили откомментировать с юридической точки зрения нашего профессионала – адвоката Сергея Радько.
Противоречия
Напомним, ранее учет износа автомобиля при оценке размера выплаты был определен только правилами страхования ОСАГО, а конкретно – пт 63 данного документа. Но отсутствие правовой нормы в самом Законе об ОСАГО давало пострадавшим шансы на взыскание в судебном порядке полного размера вреда. Но вот в статью 12 Закона об ОСАГО были внесены конфигурации, и с 1 сентября вступило в силу постановление правительства за № 361, которым утверждены «Правила установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транПодвесканых средств».
В самом начале этого документа в глаза сразу кидается любознательное положение: расчет размера расходов на материалы и запасные части предусмотрен по состоянию на дату дорожно-транПодвесканого происшествия.
Это значит, что определение определенной суммы, нужной для восстановления автомобиля, будет выполняться исходя из цены требуемых для ремонта деталей и материалов конкретно на момент ДТП. Но ведь всем понятно, что с момента ДТП и до момента восстановления автомобиля часто проходит большое время, и иногда это долгие месяцы, а то и годы, в особенности в случаях, когда споры меж пострадавшими и страховщиками рассматриваются в судебном порядке. А цены, как тоже всем понятно, вниз не прогуливаются. Зато шансы потерпевшего сколько-либо реально вернуть собственный автомобиль на выплаченные ему Энциклопедия грузовых автомобилей соответственно уменьшаются.
Замечу, что тут постановление противоречит части 2 статье 15 Штатского кодекса РФ, устанавливающей, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело либо должно будет произвести для восстановления нарушенного права; утрата либо повреждение его имущества (реальный вред). Как следует цена расходов должна определяться не на момент ДТП, а на момент их взыскания (либо возложения на виновника таковой обязанности). Разумеется, судебная практика по данному вопросу в какой-то момент сформируется, но пока – вопрос...
Расходная формула
Ранее расчет вреда был достаточно прост – цена ремонта, определенная на основании осмотра покоробленного транПодвесканого средства, уменьшалась пропорционально износу автомобиля. Сейчас все еще труднее: введены формулы с внедрением «оснований натуральных логарифмов» (цитата из постановления) и расчетов из высшей арифметики. При всем этом в постановлении по отдельности оговорен порядок определения размера расходов на материалы, запасные части и комплектующие изделия. Это различные категории, и формулы расчета расходов на эти Ремонт и эксплуатация тоже различные. Так, к комплектующим изделиям автомобиля отнесены кузов автомобиля, шины, аккумулятор, изделия, сделанные из пластмассы. Другие комплектующие раздельно не обсуждены и отнесены к категории «остальных девайсов изделий». Интересно, не правда ли? Сейчас величина износа кузова будет определяться с учетом его возраста и гарантии производителя на его сквозную коррозию, износ шин будет зависеть от высоты рисунка протектора шины новейшей и фактической высоты рисунка уже изношенной шины. Естественно, возраст шины тоже будет учтен.
Нужно сказать, невзирая на все «логарифмы», постановление пестрит общими и как бы ничего не означающими фразами, которые, все же, позволяют разнообразить цены и занижать выплаты очень вольготно. В конечном итоге постановление никак не проясняет самого головного – порядка расчета. И уж фактически совсем лишает пострадавшего способности без помощи других разобраться в вопросе, почему же сумма, начисленная к выплате, совершенно не соответствует той, которую просит сервис?
И это еще не все
Кажется, что в этой войнушке выигрывают только страховщики. Компании могут быть довольны. Но у страховых дел мастеров собственный взор на то же постановление. Ведь есть Ремонт и эксплуатация и узлы, на которые износ вообщем не считается (к примеру, он не начисляется на стекла), либо комплектующие, которые оказывают влияние на Законодательство автомобиля, – на подушки и ремни, тормозные шланги, может быть, Ремонт и эксплуатация управляющий и т.д. А это означает, что страховщики должны включать в возмещение стоимость новых деталей.
К тому же Минфин готовит законопроект об увеличении страховой суммы по жизни и здоровью со 160 тыс. до 500 тыс. руб. и внедрении фиксированных выплат по разным травмам. Не исключено и предстоящее увеличение страховых выплат по жизни и здоровью до 2 млн руб., как это уже введено на воздушном транПодвескае. Этим же законопроектом предлагается прирастить и страховую сумму по имуществу со 120 тыс. до 200 тыс. руб.
В общем, как вы уже, наверняка, додумались, все это приведет… верно – к повышению цены полиса ОСАГО. По другому эта сфера деятельности станет для страховщиков просто убыточной. Ну сами посудите: вырастает благосостояние народа, а означает – и число страховых случаев, увеличивается цена запчастей, ремонта, а главное – базисные тарифы ОСАГО не изменялись уже семь лет, с самого начала деяния закона.
Потому компании считают, что тарифы должны быть увеличены на 35–45%. Специалисты утешают: реальное увеличение составит 20–25% – нужен компромисс меж страховым и авто обществами.
Комменты страховщиков
Дмитрий Пурсанов, управляющий департамента, «Росгосстрах»:
– Вступление в силу Постановления № 361 не может не отразиться на росте средней выплаты сначала по ОСАГО. Эффект от внедрения данных правил не был ну и не мог быть учтен в действующих тарифах по ОСАГО. Это очередной фактор, который ускорит рост убыточности по ОСАГО. Становится естественным предстоящий уход с рынка все большего числа не самых маленьких страховых компаний. При всем этом оставшиеся компании обязаны нести на для себя бремя компенсационных выплат за банкротов. Таким макаром, вступление в силу этого постановления должно послужить еще одним аргументом для пересмотра тарифов по ОСАГО.
Артем Панас, управляющий продуктом, «РЕСО-Гарантия»:
– По поводу воздействия новых правил оценки износа автозапчастей на тарифы ОСАГО позиция компании «РЕСО-Гарантия» совпадает с позиций страхового общества: тарифы должны возрости приблизительно на 23%. Соответственное предложение уже ориентировано Русским союзом автостраховщиков в Минфин РФ. Введение максимально допустимого уровня износа, также перечня деталей, к которым нельзя будет использовать нормы износа согласно новым правилам, прирастит выплаты страховых компаний, что может привести к ухудшению платежеспособности отдельных страховщиков, в особенности в тех регионах, где действующего тарифа уже не хватает для покрытия страховых выплат.
Документ предугадывает введение справочников (деталей, узлов и агрегатов и т.д.), которые должны помогать страховщикам в установлении размеров расходов на материалы и запасные части, но к истинному моменту ни один справочник не был предоставлен, что вызывает огромное количество вопросов.
Точка зрения
Сергей Сомов, генеральный директор экспертной группы «СВОИ»:
– Естественно, рациональное зерно в поправках находится. Автомобиль после ДТП должен быть стопроцентно восстановлен за счет ОСАГО. Но, как досадно бы это не звучало, расчет делается с учетом износа, и на практике средств хватает только на ремонт у дяди Вани с установкой б/у деталей. Сейчас норма износа не будет применяться к деталям и агрегатам, работа которых связана с обеспечением безопасности. Но запамятовали при всем этом указать определенный список этих деталей. А самое феноминальное, что, по воззрению разработчиков законопроекта, эти Ремонт и эксплуатация и узлы могут работать сами по для себя! Другими словами подушки безопасности – отдельный узел, который никак не связан с системой управления, бортовой проводкой и электрическим оборудованием?! Подфартило родному автопрому – там системы безопасности просто отсутствуют.
Инструментальное диагностирование при прохождения ТО ни коим образом не выявляет неисправности подушек безопасности, например. И как будет учитываться износ при рассчете восстановительного ремонта по подушке безопасности, которая не сработала в итоге аварии? И кто будет определять этот факт и выдавать экспертное заключение?
Вячеслав Лысаков, фаворит движения автомобилистов «Свобода выбора»:
– Полис ОСАГО имеет право подорожать, если речь будет идти об увеличении сумм страховых выплат, улучшении свойства обслуживания, также о сокращении сроков получения выплат (некоторое количество дней, максимум неделя). А то, как будет соответствовать ожидаемое увеличение потребностям страховых компаний, предстоит оценить Министерству денег и Федеральной службе страхового надзора. Если суммы будут запредельными – это должно заставить задуматься надлежащие органы.
Противоречия
Напомним, ранее учет износа автомобиля при оценке размера выплаты был определен только правилами страхования ОСАГО, а конкретно – пт 63 данного документа. Но отсутствие правовой нормы в самом Законе об ОСАГО давало пострадавшим шансы на взыскание в судебном порядке полного размера вреда. Но вот в статью 12 Закона об ОСАГО были внесены конфигурации, и с 1 сентября вступило в силу постановление правительства за № 361, которым утверждены «Правила установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транПодвесканых средств».
В самом начале этого документа в глаза сразу кидается любознательное положение: расчет размера расходов на материалы и запасные части предусмотрен по состоянию на дату дорожно-транПодвесканого происшествия.
Это значит, что определение определенной суммы, нужной для восстановления автомобиля, будет выполняться исходя из цены требуемых для ремонта деталей и материалов конкретно на момент ДТП. Но ведь всем понятно, что с момента ДТП и до момента восстановления автомобиля часто проходит большое время, и иногда это долгие месяцы, а то и годы, в особенности в случаях, когда споры меж пострадавшими и страховщиками рассматриваются в судебном порядке. А цены, как тоже всем понятно, вниз не прогуливаются. Зато шансы потерпевшего сколько-либо реально вернуть собственный автомобиль на выплаченные ему Энциклопедия грузовых автомобилей соответственно уменьшаются.
Замечу, что тут постановление противоречит части 2 статье 15 Штатского кодекса РФ, устанавливающей, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело либо должно будет произвести для восстановления нарушенного права; утрата либо повреждение его имущества (реальный вред). Как следует цена расходов должна определяться не на момент ДТП, а на момент их взыскания (либо возложения на виновника таковой обязанности). Разумеется, судебная практика по данному вопросу в какой-то момент сформируется, но пока – вопрос...
Расходная формула
Ранее расчет вреда был достаточно прост – цена ремонта, определенная на основании осмотра покоробленного транПодвесканого средства, уменьшалась пропорционально износу автомобиля. Сейчас все еще труднее: введены формулы с внедрением «оснований натуральных логарифмов» (цитата из постановления) и расчетов из высшей арифметики. При всем этом в постановлении по отдельности оговорен порядок определения размера расходов на материалы, запасные части и комплектующие изделия. Это различные категории, и формулы расчета расходов на эти Ремонт и эксплуатация тоже различные. Так, к комплектующим изделиям автомобиля отнесены кузов автомобиля, шины, аккумулятор, изделия, сделанные из пластмассы. Другие комплектующие раздельно не обсуждены и отнесены к категории «остальных девайсов изделий». Интересно, не правда ли? Сейчас величина износа кузова будет определяться с учетом его возраста и гарантии производителя на его сквозную коррозию, износ шин будет зависеть от высоты рисунка протектора шины новейшей и фактической высоты рисунка уже изношенной шины. Естественно, возраст шины тоже будет учтен.
Нужно сказать, невзирая на все «логарифмы», постановление пестрит общими и как бы ничего не означающими фразами, которые, все же, позволяют разнообразить цены и занижать выплаты очень вольготно. В конечном итоге постановление никак не проясняет самого головного – порядка расчета. И уж фактически совсем лишает пострадавшего способности без помощи других разобраться в вопросе, почему же сумма, начисленная к выплате, совершенно не соответствует той, которую просит сервис?
И это еще не все
Кажется, что в этой войнушке выигрывают только страховщики. Компании могут быть довольны. Но у страховых дел мастеров собственный взор на то же постановление. Ведь есть Ремонт и эксплуатация и узлы, на которые износ вообщем не считается (к примеру, он не начисляется на стекла), либо комплектующие, которые оказывают влияние на Законодательство автомобиля, – на подушки и ремни, тормозные шланги, может быть, Ремонт и эксплуатация управляющий и т.д. А это означает, что страховщики должны включать в возмещение стоимость новых деталей.
К тому же Минфин готовит законопроект об увеличении страховой суммы по жизни и здоровью со 160 тыс. до 500 тыс. руб. и внедрении фиксированных выплат по разным травмам. Не исключено и предстоящее увеличение страховых выплат по жизни и здоровью до 2 млн руб., как это уже введено на воздушном транПодвескае. Этим же законопроектом предлагается прирастить и страховую сумму по имуществу со 120 тыс. до 200 тыс. руб.
В общем, как вы уже, наверняка, додумались, все это приведет… верно – к повышению цены полиса ОСАГО. По другому эта сфера деятельности станет для страховщиков просто убыточной. Ну сами посудите: вырастает благосостояние народа, а означает – и число страховых случаев, увеличивается цена запчастей, ремонта, а главное – базисные тарифы ОСАГО не изменялись уже семь лет, с самого начала деяния закона.
Потому компании считают, что тарифы должны быть увеличены на 35–45%. Специалисты утешают: реальное увеличение составит 20–25% – нужен компромисс меж страховым и авто обществами.
Комменты страховщиков
Дмитрий Пурсанов, управляющий департамента, «Росгосстрах»:
– Вступление в силу Постановления № 361 не может не отразиться на росте средней выплаты сначала по ОСАГО. Эффект от внедрения данных правил не был ну и не мог быть учтен в действующих тарифах по ОСАГО. Это очередной фактор, который ускорит рост убыточности по ОСАГО. Становится естественным предстоящий уход с рынка все большего числа не самых маленьких страховых компаний. При всем этом оставшиеся компании обязаны нести на для себя бремя компенсационных выплат за банкротов. Таким макаром, вступление в силу этого постановления должно послужить еще одним аргументом для пересмотра тарифов по ОСАГО.
Артем Панас, управляющий продуктом, «РЕСО-Гарантия»:
– По поводу воздействия новых правил оценки износа автозапчастей на тарифы ОСАГО позиция компании «РЕСО-Гарантия» совпадает с позиций страхового общества: тарифы должны возрости приблизительно на 23%. Соответственное предложение уже ориентировано Русским союзом автостраховщиков в Минфин РФ. Введение максимально допустимого уровня износа, также перечня деталей, к которым нельзя будет использовать нормы износа согласно новым правилам, прирастит выплаты страховых компаний, что может привести к ухудшению платежеспособности отдельных страховщиков, в особенности в тех регионах, где действующего тарифа уже не хватает для покрытия страховых выплат.
Документ предугадывает введение справочников (деталей, узлов и агрегатов и т.д.), которые должны помогать страховщикам в установлении размеров расходов на материалы и запасные части, но к истинному моменту ни один справочник не был предоставлен, что вызывает огромное количество вопросов.
Точка зрения
Сергей Сомов, генеральный директор экспертной группы «СВОИ»:
– Естественно, рациональное зерно в поправках находится. Автомобиль после ДТП должен быть стопроцентно восстановлен за счет ОСАГО. Но, как досадно бы это не звучало, расчет делается с учетом износа, и на практике средств хватает только на ремонт у дяди Вани с установкой б/у деталей. Сейчас норма износа не будет применяться к деталям и агрегатам, работа которых связана с обеспечением безопасности. Но запамятовали при всем этом указать определенный список этих деталей. А самое феноминальное, что, по воззрению разработчиков законопроекта, эти Ремонт и эксплуатация и узлы могут работать сами по для себя! Другими словами подушки безопасности – отдельный узел, который никак не связан с системой управления, бортовой проводкой и электрическим оборудованием?! Подфартило родному автопрому – там системы безопасности просто отсутствуют.
Инструментальное диагностирование при прохождения ТО ни коим образом не выявляет неисправности подушек безопасности, например. И как будет учитываться износ при рассчете восстановительного ремонта по подушке безопасности, которая не сработала в итоге аварии? И кто будет определять этот факт и выдавать экспертное заключение?
Вячеслав Лысаков, фаворит движения автомобилистов «Свобода выбора»:
– Полис ОСАГО имеет право подорожать, если речь будет идти об увеличении сумм страховых выплат, улучшении свойства обслуживания, также о сокращении сроков получения выплат (некоторое количество дней, максимум неделя). А то, как будет соответствовать ожидаемое увеличение потребностям страховых компаний, предстоит оценить Министерству денег и Федеральной службе страхового надзора. Если суммы будут запредельными – это должно заставить задуматься надлежащие органы.