Казнить нельзя помиловать
Казнить нельзя помиловать
По-европейски?
Почему у нас не все как у людей, другими словами в странах, где «обязаловка» существует не один десяток лет. Вот за бугром, например, случилась маленькая катастрофа, все друг дружке поулыбались, обменялись координатами страховщиков – и далее уже дело страховых агентов урегулировать момент. В Рф до такового далеко-о-о. Президент Русского союза автостраховщиков (РСА) Андрей Кигим считает, что наша страна сумеет воспользоваться «европейским протоколом» не ранее чем через три года. Нужно создать кучу нормативных документов и внутренних инструкций для всех организаций, причастных к автогражданке. Для этого, кстати, в РСА делают особый отдел по использованию евро протокола.
Но подвижки случаются. Посреди внесенных в Думу законопроектов есть таковой, который обязует страховщика собирать все нужные для урегулирования страхового варианта документы. По сути это особо серьезно, ведь одним из наибольших недочетов сегодняшней редакции закона будет то, что пострадавший в аварии становится пострадавшим вдвойне: к помятому железу добавляется наслаждение растрачивать свое время, стоять в очереди поначалу в ГАИ за копиями протокола и постановления об административном правонарушении, позже в страховую компанию, чтоб «нажитые непосильным трудом» документы дать. Про экспертизу вообщем молчим. А виновник тем временем преспокойно для себя посиживает дома около самовара. Так почему же страховая компания сама не может запрашивать и получать все нужные документы от компетентных органов? Полностью может, и суперзатрат это не востребует. Создатель таковой поправки – депутат Госдумы и по совместительству президент Всероссийского союза страховщиков Александр Коваль. Да, да, оттуда ветер дует.
По-нашему
Со своими поправками выступил и РСА. Скажем сходу, что посреди их много чисто технических, которые снимают некие несоответствия либо разночтения в нормативных документах. Но есть и кое-что «живое».
Масса вопросов появляется при определении «территории преимущественного использования ТС». Мол, прописан я в городке, а на машине езжу только по деревне, так что давайте мне понижающий коэффициент. РСА предлагает закрепить, что территория преимущественного использования – «место жительства собственника транПодвесканого средства, по которому делается неизменная либо временная регистрация транПодвесканого средства». Не придерешься.
Кстати, про местности. В законе написано, что вред, появившийся «при движении транПодвесканого средства на внутренней местности организации», не компенсируют. Страховщики быстренько схватились за эту формулировку, и внутренней территорией организации у их стали АЗС, дворы, паркинги и т.д.. РСА таковой взор возмущает.
Еще когда Закон об ОСАГО только готовили, было много споров о компенсациях. Нужно ли доплачивать за утрату товарной цены покоробленного автомобиля. Всем же понятно, что даже отменно восстановленная после аварии машина наименее презентабельна для покупателя, ежели вточности такая же, но без аварийного прошедшего. Может, восполнить? Многие отвечали «да» и подавали в трибунал. Если поправки воспримут, то не получится.
Еще момент. Что для нас важнее – здоровье либо железка? Сначала разработчики склонялись ко второму варианту. Сейчас же решили позаботиться и о том, «чего не купишь». Следуя законопроекту РСА, каждый пострадавший в ДТП может получить до 240 тыщ рублей в качестве компенсации вреда, причиненного жизни либо здоровью. На данный момент эта сумма должна делиться на всех. Броский пример – нашумевшие аварии с ролью маршрутных такси, в каких гибнут и получают суровые увечья несколько человек. В конечном итоге все получают маленькую компенсацию.
Есть, правда, и другая сторона вопроса – получение возмещения по «медицинской части» очень трудоемко и просит дополнительного нормативного утверждения. В планах РСА сделать так, чтоб за определенную травму пострадавший получал и определенную сумму. Но это исключительно в перспективе. На данный момент же нужно столько бумажек получать, что проще ограничиться сегодняшней программкой неотклонимого медстрахования. Не запамятовали, что по ней нас вылечивают сначала? И, меж иным, безвозмездно!
Некие ленивые граждане, узнав, что после окончания срока деяния полиса страховщик еще в течение месяца несет ответственность, особо не спешат продлевать контракт ОСАГО. В итоге вообщем остаются без страховки. Ну и реакция инспекторов ДПС разнопланова: ответственность вроде как застрахована, а полис уже недействителен. Или штрафовать, или нет? Чтобы всего этого не появлялось, решено 13-й льготный месяц вообщем исключить с мотивировкой «механизм не проработан».
Со сроками, в которые страховщик должен хоть что-то сделать после заявления, на данный момент вообщем неудача. В законе вроде как даны довольно жесткие ограничения, и страховая компания не должна тянуть волынку. На самом деле же выходит, что страховщик начинает раскачиваться, только когда получит от пострадавшего все нужные документы. Нужно приободрить. Читаем текст поправки в статью 12: «Страховщик должен оглядеть поврежденное имущество и (либо) организовать его независимую техно экспертизу (оценку) в срок менее чем 5 рабочих дней со денька получения от потерпевшего заявления о страховой выплате, также документов, которые потерпевший должен в согласовании с правилами неотклонимого страхования приложить к заявлению». Куда деваться?
Мы все знаем, что с независящей экспертизой у нас пока туго. Считай, ее нет совершенно. А РСА предлагает вообщем обходиться без всякой экспертизы. Не всегда, естественно, а исключительно в самых обычных случаях и при согласовании с потерпевшим. К примеру, если поврежден бампер, то страховая компания без всякой экспертизы может предложить за него определенную сумму. Если пострадавший согласен, то позже не должен ссылаться на результаты без помощи других организованной независящей экспертизы.
И еще. У страховой компании согласно внесенному законопроекту должно показаться право проводить трасологическую экспертизу для установления всех событий ДТП и определения размера вреда. На время ее проведения срок обработки заявления потерпевшего может быть увеличен, но менее чем на 15 рабочих дней. Кстати, те 15 дней, в течение которых страховая компания должна все выплатить, тоже должны стать «рабочими».
Наводится справедливость в области права регрессного требования страховщика. В новейшей редакции закона регрес-сный иск может быть предъявлен только причинителю вреда. И никому другому.
Тепло либо холодно?
Пока трудно сказать. Впереди предстоят еще дебаты в Гос думе. Какими они будут и, главное, когда они будут, не ясно. Законодатели заняты на данный момент совершенно другим. На их висят еще конфигурации в Административный кодекс, то бишь повышение штрафов за нарушения ПДД. Про ОСАГО и не вспоминают. До выборов далековато...
P.S. Вне поправок и негласно разрулили одну неприятную тему – трудности с вероятным отсутствием заявления виновника. Нередко бывает, что после ДТП лицо, причинившее вред, по неведению либо же по некий другой причине не докладывает собственной страховой компании о пришествии страхового варианта. В конечном итоге позже не может дать ход делу.
Как заверил нас директор по правовым вопросам РСА Олег Пилипец, этот вопрос уже решен и СК должны платить независимо от наличия заявления.
Набросок Игоря ЕЛИСТРАТОВА