ПОКОРОБИЛО .
ПОКОРОБИЛО...
РЫНОК
Экспертиза
ПОКОРОБИЛО...
Что происходит, если перегреть тормозные колодки, журнальчик уже говорил (см. ЗР, 1998, № 7). Как ощущают себя при всем этом диски?
Максим САЧКОВ, Александр БУДКИН
Напомним короткое содержание той статьи. Попытка совершить попорядку 20 циклов "разгон-торможение" со 120 км/ч до полной остановки на автомобиле VAZ 21093, кроме иных проблем, привела к нагреву тормозных колодок до 170-370°С (зависимо от материала, из которого они сделаны). Утонченная форма изымательства посодействовала нам сопоставить способности колодок. Сейчас поглядим, что случится с дисками. Истязать для этого машину уже нет нужды - нагрев деталей до нужной температуры обеспечит инерционный динамометрический щит СНТ-НАМИ, на котором имитируют торможения со скорости 100 км/ч при давлении воды в системе 50 кгс/см2. После заслуги 400°С - естественное остывание до комнатной температуры.
Претендентов шестеро: четыре "иноземцев" и двое "россиян" (см. фото). Честь страны защищают "родные" (тольяттинские) диски и изделия неведомого российского производителя, приобретенные на крупнейшем авторынке Москвы. Состязания включили в себя неотклонимую программку - проверку на соответствие чертежу VAZ 2108-3501070 и показательные выступления - проверку возможности дисков сохранять обычное состояние после сильного нагрева. Главных контролируемых характеристик три: отклонение рабочих поверхностей от плоскостности, их непараллельность друг дружке и биение. Последний параметр обусловит, как очень при собственном вращении диск тормоза будет лупить по колодке, пытаясь ее от себя "отпихнуть". Раздельно - проверка твердости рабочей поверхности.
Результаты закономерны и в то же время неожиданны. Естественно, мы догадывались, что безымянные диски окажутся ужаснее "родных", но не так же! Значения твердости, измеренной в 4 точках 1-го "рыночного" диска, - от 166 до 182 единиц по Бринеллю (при норме более 190). Если даже это простить (в вазовский эталон не уложились по твердости и многие "иноземцы"), дело все равно худо: непараллельность рабочих поверхностей на одном из 2-ух неопознанных дисков превысила норму более чем вдвое. Итог испытаний на твердость "тольяттинца" - от 209 до 226 НВ. "Родной" диск не только лишь уложился в норму, да и оказался наилучшим в этой номинации. Все бы отлично, но разброс значений великоват - 17 единиц. Выходит, различные части Ремонт и эксплуатация приметно отличаются по структуре металла, что сказывается на склонности к короблению. Так, биение вазовского эталона после нагрева возросло в 10 (!) раз (у неведомого - итог тот же). У диска QH, к примеру, биение после нагрева вообщем не поменялось, а у "Брембо" возросло только в три раза. Приметным оказалось коробление у АТЕ, но по другим причинам. Для улучшения тормозных параметров в влажную погоду, наименьшей шумности и способности зрительного контроля за степенью износа на рабочей поверхности этого диска изготовлены особые канавки. А участки, на которых толщина металла меняется, при нагреве, согласно законам физики, скоробливаются посильнее.
Естественно, перегретые диски не должны соответствовать требованиям чертежа, но если все таки проверить, окажется, что укладывается в их только "Брембо". Если закрыть глаза на твердость, компания станет представительнее - в нее войдут также QH и "Бради". Про других уже сказано. Но даже фаворитов теста лучше не перегревать, а если случится загнать в цвета побежалости - не пожалейте средств на смену.
Изготовитель Brembo
Стоимость 600 руб.
Соответствуют всем требованиям даже после перегрева. Малый разброс значений твердости у 1-го диска. Рабочие поверхности обработаны шлифованием.
Изготовитель QH
Стоимость 600 руб.
Единственные, у каких после перегрева не поменялось биение. Малость не дотягивают до вазовских норм по твердости. Рабочие поверхности обработаны чистовым точением.
Изготовитель ВАЗ, Тольятти
Стоимость 360 руб.
Новые диски стопроцентно соответствуют заводским требованиям. После перегрева два из 3-х контрольных характеристик "уплыли". Наибольшая твердость. Рабочие поверхности обработаны шлифованием.
Изготовитель Bradi
Стоимость 750 руб.
Два из 3-х характеристик после перегрева не поменялись. У нового диска биение не найдено (в границах точности измерений). Твердость на границе требований, но с огромным разбросом значений. Рабочие поверхности обработаны чистовым точением.
Изготовитель АТЕ, Power disk
Стоимость 880 руб.
Особые проточки призваны сделать лучше тормозные характеристики в влажную погоду, понизить шум и обеспечить зрительный контроль за степенью износа. Рабочие поверхности обработаны чистовым точением.
Изготовитель Неизвестен
(нет маркировки).
Стоимость 250 руб.
Один из 2-ух новых дисков имеет огромную непараллельность поверхностей. После нагрева "уплыли" два параметра. С учетом очень низкой твердости - провал.
Наша справка
ЧЕМ НИЖЕ ТВЕРДОСТЬ рабочей поверхности диска, тем резвее он изнашивается. Это в особенности осязаемо при езде по запыленным, запятанным и "соленым" дорогам, когда в пару трения диск - колодка попадают частички абразива с высочайшей твердостью. Чем больше БИЕНИЕ диска, тем резвее изнашиваются Ремонт и эксплуатация подвески (подшипники ступицы, шаровые опоры, наконечники управляющих тяг). Если вибрации осязаемы и на педали тормоза, это очень тревожный сигнал. Исключение - машины с антиблокировочной системой тормозов (Abs): тут вибрация педали - проявление обычной работы системы.