ПРОЩАЙ, Орудие!
ПРОЩАЙ, Орудие!
КОМПАНИИ И РЫНКИ
/"ОБОРОНКА"
ПРОЩАЙ, Орудие!
ЛЕГКОВЫЕ ДИЗЕЛИ Заместо ТАНКОВЫХ МОТОРОВ
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ, АНТОН ЧУЙКИН
У"Барнаултрансмаша" (БТМ) обычная для заводов такового профиля судьба. Сначала войны под эвакуированное с харьковского и сталинградского тракторных заводов оборудование спешно, в считанные месяцы, строили корпуса прямо на бывшем картофельном поле... В ноябре 1942-го, когда через недостроенные крыши в цеха падал снег, барнаульцы отгрузили 1-ые движки для "тридцатьчетверок" - знаменитые В-2 (кто не знает - это, меж иным, 12-цилиндровый дизель с конкретным впрыском горючего и 4-мя клапанами на цилиндр!) До конца войны произвели около 10 тыщ танковых моторов.
Первую конверсию завод пережил в 1946-1947 гг. В своем КБ сделали движки 3Д12 - модернизированный В-2 и шестицилиндровый 3Д6 - половинку известного танкового. Барнаульские агрегаты ставили на суда и тепловозы, завод строил дизель-генераторы, но львиная толика (до 75%) продукции уходила в армию - для танков, БМП и иной боевой техники. Сегодняшние главные военные семейства - УТД и БМД, моторы мощностью 150-1800 л. с. и их гражданские аналоги.
Стабильность и достаток, соответствующие для хоть какого "оборонщика", к началу 90-х сменились глубочайшим кризисом. Военные заказы снизились в пару раз, сбыт штатских моторов тоже свалился. Сейчас малость выручают дизель-генераторы: в эру непрекращающейся энергетической лихорадки спрос на автономные электростанции стабилен. Подкармливает экПодвеска - за рубежом много российскей бронетехники, жизнь которой можно продлить при помощи барнаульских моторов. Огромные дизели не посылают на пенсию, и все таки стало ясно: чтоб развиваться, а не прозябать, заводу нужно поменять "генеральную линию".
Ее обусловило сотрудничество с ВАЗом. Сейчас из Барнаула в Тольятти везут 1-ые серийные российские легковые дизели - полуторалитровые ВАЗ-341. Моторы превращают знакомую "четверку" в новейшую модель - 21045.
Сначала у легкового "легкомысленного" дизеля хватало врагов. Не сходу и не ко всем пришло осознание того, что "Барнаултрансмашу" создавать моторы для "жигулей" в перспективе прибыльнее, чем танковые...
Пока небольшой дизель приносит одни убытки - объемы производства мизерны, сборка - постовая. Половина цены мотора - стоимость ввезенной топливной аппаратуры. Работоспособной российскей пока нет. Больше того, смежники периодически лишают рассудка и куда более ординарными, но, как досадно бы это не звучало, бракованными деталями: болтами крепления головки блока, ремнями ГРМ...
Понимая, что брак способен уничтожить чуть забрезжившее доверие потребителей к новенькому незнакомому агрегату, для поддержания обычного уровня свойства на заводе не жалеют ни средств, ни времени. Усиливают входной контроль девайсов, совместно со спецами ВАЗа улучшают технологию. На первых порах после неотклонимой обкатки разбирали все (!) моторы, позже - каждый десятый, на данный момент - двадцатый. Характеристики снимают на моторном щите под нагрузкой, ассоциируют с техзаданием, при несовпадении узнают и избавляют причину - на всей партии, естественно.
Для огромного предприятия выпуск 2-7 тыщ авто моторов в год (в наиблежайшие несколько лет больше не получится) и стольких же, уходящих "на ура", малогабаритных дизель-генераторов, естественно, крохи. Моторы ВАЗ-341 дороги, потому что их не достаточно... Чтоб собирать больше - необходимо оборудование, "несколько" хорошее от того, универсального, на котором делали (и делают) огромные моторы... В одиночку барнаульцам общее создание, естественно, не поднять. Чтоб собирать в 2004 году 60 тыщ, а в 2005-м 120 тыщ (таковы планы!) легковых дизелей, необходимы колоссальные Энциклопедия грузовых автомобилей. Но заводчане (стучим совместно с ними по дереву), кажется, отыскали сурового инвестора.
Скоро обещают начать выпуск 1,8-литрового ВАЗ-3431 с турбонаддувом мощностью 55 кВт. Будет и 46-киловаттный "атмосферник" для "четверки": модель 21048 ждем в будущем году. На подходе главные носители нового агрегата - это, естественно, "Нива" и... "Калина". А в трех-пятилетней перспективе - двухлитровый дизель с конкретным впрыском, удовлетворяющий нормам Евро III. Его будут разрабатывать спецы ВАЗа, "Барнаултрансмаша" и австрийской компании AVL.
Планов много, но как их выполнить? Если честно, поверив в будущие огромные объемы производства, мы до сего времени не можем представить для себя, что и сроки реальны. Очень много отрицательных примеров. И в то же время есть мощный положительный: картофельное поле, ноябрь 42-го, 1-ые дизели... Получится ли заводу "возвратиться с войны" теми же темпами, какими он начинал?
В сегодняшней производственной политре БТМ - дизели от мала до велика: ВАЗ-341 (4 цилиндра, 1,52 л, 38,7 кВт/52,6 л. с.) и УТД-29 (10 цилиндров, 26,5 л, 386 кВт/525 л. с.).