ПЯТНАДЦАТЬ СМЕЛЫХ
ПЯТНАДЦАТЬ СМЕЛЫХ
КОМПАНИИ И РЫНКИ
/АВТОКОМПОНЕНТЫ
ПЯТНАДЦАТЬ СМЕЛЫХ
Зарубежные ИНВЕСТИЦИИ В Создание Девайсов
ТЕКСТ / ДМИТРИЙ ЛЕОНТЬЕВ
Набросок / НИКОЛАЙ РАЧКОВ
"Дайте нам отличные комплектующие, и мы создадим автомобиль что нужно!" Сколько раз мы слышали такое от наших автопроизводителей. Естественно, составляющие хорошего свойства можно брать за границей, но это недешево. А что взамен? Масштабная модернизация наших заводов, выпускающих комплектующие? Тут тоже все упирается в Энциклопедия грузовых автомобилей - их просто нет. Как насчет зарубежных инвесторов? Готовы ли они вкладывать в это дело свои кровные?
В наиблежайшие годы аналитики предсказывают очень подходящую ситуацию на рынке автокомпонентов в Рф. Их прогноз основан не на песке. По данным Минэкономразвития РФ, годичный объем продаж легковых автомобилей в Рф с сегодняшних 1,4 млн. штук вырастет к 2005 году до 2 млн. При всем этом рост спроса, скажем, на высококачественные покрышки, будет предопределен конфигурацией самой структуры продаж - к 2005 году толика автомобилей ценой от 5 до 10 тыс. долл. достигнет 40% от всех продаваемых в Рф легковых машин. Во все это можно поверить. Но почему же в отрасли действует пока только 15 проектов с ролью зарубежных компаний? Для начала назовем их.
СП "Матадор-Омскшина". Кооперативный проект сибирской "Омскшины" и словацкого "Тореадора". Создание начато в Омске в 1996 году. Вклад словаков - оборудование и технологии. К 2000 году выпуск шин достигнул 1 млн. штук. В 2001 году подразумевается перейти к непрерывному производству и прирастить объемы еще на 20%. Продукция СП идет на сборочный поток АвтоВАЗа и на экПодвеска. Менеджеры проекта считают, что вложения в СП себя стопроцентно оправдали (в особенности возросла отдача после кризиса 1998 года).
"Амтел". Прямо за "Тореадором" в Россию пришла компания "Амтел", основанная гражданином Сингапура (к тому времени ей уже принадлежал украинский шинный завод "Росава"). Сейчас под контролем "Амтела" Красноярский и Кировский шинные фабрики, и к 2002 году она планирует выпускать на собственных русских и украинских предприятиях до 8 млн. легковых и 1 млн. грузовых шин в год (сейчас 5,5 и 0,6 млн. соответственно). По воззрению менеджеров "Амтел", хорошая рентабельность ее "шинных" проектов обеспечена сильной денежной и сырьевой базой компании.
ЗАО "Аутолив". Проект начал действовать в городке Дубне под Москвой в 1996 году и на 100% принадлежит шведскому концерну "Аутолив". Специализация - ремни. Русский "Аутолив" поставляет их на сборочные потоки ГАЗа и ВАЗа. По прогнозам компании, емкость русского рынка авто ремней скоро достигнет 3 млн. штук в год. Инвестиции в проект меж тем все еще не оправдались. "Начинатели" ждали более резвой окупаемости. "Аутолив" готов выпускать в Рф к тому же подушки безопасности, если удостоверится, что спрос оправдает издержки на их создание.
ООО "Лир". "Лир корпорейшн" открыл создание авто сидений в Рф в 1998 году в Нижнем (тогда ФИАТ вместе с ГАЗом готовил сборку итальянских легковых машин). Инвестиции "Лир" - 5 млн. долл. Мощность производства - 480 комплектов сидений для легковых машин и 1100 комплектов для легких грузовиков типа "Газель" - "Соболь" в день. На данный момент "Лир" готовится поставлять сидения "КрымАвтоГАЗу" (сборочный завод ГАЗа на Украине) и ЗАО "Форд-Всеволожск". "Придя сейчас в Россию, мы обгоним всех наших западных соперников", - убеждены в "Лир". Не так давно "Лир" вместе с "Аутолив" объявил о намерении выстроить в Нижегородской области завод девайсов для ГАЗа в 2003-2004 гг.
ЗАО "Бранорос". Совместное предприятие АО "Брано груп" (Чехия) и ОАО "ГАЗ" сотворено в 1999 году. Специализация - механические замки для "Соболя" и "Газели" и электрические встроенные замки для GAZ 3111. Объем - 10 тыс. комплектов за месяц (4,5 млн. руб. в валютном выражении). На данный момент "Бранорос" ведет переговоры о поставках другим компаниям: АвтоВАЗу, КамАЗу, УАЗу и ЗАО "Форд-Всеволожск".
"БОР". В 1997 году бельгийская "Главербел" заполучила долю наикрупнейшго производителя стекла в Рф ОАО "Борский стекольный завод". Бор доминирует на русском рынке в собственном секторе и хочет расширять ассортимент - в планах на 2001 год поставка тонированного стекла на сборочные потоки ГАЗа и ВАЗа, освоение новых видов стекол для импортных машин. Инвестиции "Главербел" в завод пока прибыли не приносят, так как больших вложений востребовала модернизация оборудования (54 млн. долл.).
ООО "Аутомотив Лайтинг". Кооперативный проект компании "Роберт Бош" и АООТ "Электрические приборы", Рязань, стартовал в 1996 году. Компания поставляет фары головного света на АвтоВАЗ и ГАЗ. В 2000 году объем производства в валютном выражении - 150 млн. руб. Планы на 2001 год - прирастить показатель на 20%. Инвестиции в проект дадут прибыль в перспективе - так считают участники СП.
ООО "Бош-Саратов" (основано в 1996 году с ролью АвтоВАЗа) делает составляющие электрического впрыска горючего. Оборот предприятия в 2000 году - 30 млн. германских марок. В 2000 году изготовлено 130 тыс. шт. блоков управления движком.
ЗАСЗ. В Энгельсе "Бош" заполучил 70% акций "Завода автотракторных запальных свеч", толика которого на рынке бывшего СССР равнялась 80%. Годичный оборот - 23 млн. германских марок. Приобретение таких монополистов, как завод в Энгельсе, "Бош" именует одним из основных стимулов прихода на русский рынок. К 1999 году компания вложила во все свои проекты в Рф около 20 млн. марок. Концерн рассчитывает выпускать в Рф широкую палитру девайсов, чтоб застраховаться от колебаний рыночной конъюнктуры.
ООО "ФДО Авто составляющие". Совместное предприятие чистопольского часового завода "Восток" и германской "ФДО Адольф Шиндлинг" сотворено в 1996 году. Практикуется на композициях устройств для VAZ 2110 и 2115 (в перспективе - также для ВАЗ-2118 и 2119 "Калина") и на тахографах. Проект в целом выгодный, но покрыты еще не все издержки, связанные с началом производства.
"ОСВАР-Хелла". СП в Вязниках сотворено три года вспять. 1-ая продукция - фары для GAZ 3110. Предприятие рассчитывает на поставку фар для новейшей "Волги" GAZ 3111. С первых дней СП нацелено на локализацию и сейчас делает в Рф уже 40% деталей для заднего фонаря GAZ 3110.
ЗАО "Паккард электрик системс/Самарская кабельная компания". Сотворено по инициативе "Дженерал моторс" и АвтоВАЗа в 1995 году. С 1997 года поставляет жгуты электрического впрыска на ВАЗ. Соперники СП малочисленны, к тому же их продукция не полностью отвечает требованиям заводов (до 1997 года ВАЗ закупал жгуты за границей). Емкость русского рынка этих изделий при стоимости комплекта 60 долл. составляет 60 млн. долл. в год.
"ЦФ Коробка". Питерское предприятие под таким заглавием стопроцентно принадлежит германской "Цанрадфабрик Фридрисхафен". Сотворено в 1999 году для сборки автоматических коробок передач и задних мостов для автобусов. Главное, что побудило фирму придти на наш рынок - городские автобусы с агрегатами "Цанрадфабрик", эксплуатируемые в Рф.
СП "Ел Игнотэк". Сотворено в 2000 году Елабужским автозаводом (49%) и английской "Игнотэк" (51%). Вклад иноземцев - оборудование на 100 тыс. долл. Специализация - свечные провода. Главным покупателем продукции станет Заволжский моторный завод. Мощность - 150 тыс. комплектов в год.
СП "АвтоВАЗ - Мораван". Сотворено в 2000 году в Тольятти для выпуска ремней. Рассчитано на 1 млн. ремней в год.
* * *
Итак, перспективы радужные, рынок громаден. Но почему же в таковой большой Рф (6-ой по величине авто рынок Европы!) всего 15 компаний с зарубежными инвестициями в автокомпоненты? Приведем монолог 1-го из "первопроходцев" (инкогнито - так он просил...). "В моей стране (речь о Восточной Европе - ред.) мне пригодилась бы неделя, максимум две, чтоб оформить все вероятные документы для нового предприятия с зарубежными инвестициями. Тут я сижу уже полгода и ничего не могу продвинуть. Меня повсевременно принуждают заносить конфигурации в утомившись - при этом одни ведомства считают так, другие - так. Что делать в конечном итоге - не ясно. Привез оборудование - растаможить не могу! Всякий раз таможня просит какие-то дополнительные справки, а мое недоумение парирует: "У нас в этом году появилось 54 новых конфигурации в нормативных документах - вы должны выслеживать". Далее - больше. Получаю письмо от областной администрации: она дает нам льготы по налогам. И следом - предписание от налоговой инспекции заплатить штраф за... использование этими льготами".
А вот другие примеры. "Тореадор" столкнулся с ... невыполнимостью расширять создание из-за несговорчивости партнеров. Компания "Лир" испытывает трудности из-за отсутствия инфраструктуры, нужной для развития производства, и недостатка других поставщиков и субподрядчиков. "ФДО Авто составляющие" никак не может условиться с автозаводами о продаже им товаров исходной "неглубокой" сборки по "разумной" стоимости (автозаводы априори считают стоимость таких изделий завышенной).
Что здесь добавить? В то время как иноземцы практически пробиваются через наши препоны, тот же Узбекистан получает более 300 млн. долл. инвестиций - в создание бензобаков, глушителей, стекол, обивки салона, сидений. В Венгрию "Опель" вносит 225 млн. баксов (выпуск 16-клапанных движков, объем выпуска - 500 тыс. шт.) и 130 млн. баксов (в создание коробок передач). А если гласить о Чехии, то в общем уставном капитале ее автомобилестроения уже 50,6% принадлежит зарубежным компаниям.
Похоже, мы своими руками перекрываем путь зарубежным инвестициям, упуская, может быть, последнюю возможность войти в мировой рынок девайсов изделий для автопрома. Глобализация с каждым годом оставляет нам на это меньше шансов.