АТРИБУТ КАТОРЖНИКА
АТРИБУТ КАТОРЖНИКА
РЫНОК
/ЭКСПЕРТИЗА
АТРИБУТ КАТОРЖНИКА
ЗАДНИЕ КОЛОДКИ ДЛЯ ЗАДНЕГО ПРИВОДА
ТЕКСТ / ДМИТРИЙ ЕРЫГИН
Колодки на Руси применяли давно: наши праотцы называли так древесные оковы - обязательный атрибут каторжника. Перед колодочных дел мастерами стояла сложная задачка. Изделие требовалось накрепко закрепить на супостате - это раз, оно не должно было позволить ему сбежать - два и не имело права ранее времени развалиться на кусочки - три.
А какие требования предъявляются сейчас к задним тормозным колодкам "жигулей" - объекту нашей очередной экспертизы? Да те же самые, что и при самодержавии: изделие как и раньше должно быть правильной геометрии, проявлять отличные фрикционные характеристики и владеть высочайшей прочностью. Конкретно эти свойства 12-ти новых комплектов "жигулевских" колодок мы инспектировали в лаборатории тормозных систем испытательного центра авто изделий НАМИ.
Ознакомиться с внешним обликом колодок "до и после", также с их короткими досье можно в нашей фотогалерее. Заметим, что для начала все 12 участников - 6 "наших" и 6 "иноземцев" - дружно проигнорировали требования ГОСТ Р 41.90-99 (Правило ЕЭК ООН № 90) по маркировке. Непонятное единогласие - даже на упомянутых оковах наверное стояло клеймо мастера... Поглядим, что будет далее - начнем с геометрии.
ИЗМЕРЯЕМ...
"Делать все на одну колодку" - означает, делать все на один лад. Правильные размеры "типовой" колодки указаны на рис. 1. Для сопоставления с образцом брали по два эталона каждого наименования и ставили в особое приспособление - чтоб ощущали себя "как дома". Сверхточности не требуем, инструмент - штангенциркуль. Результаты измерений - в табл.1.
Неожиданности не принудили себя ожидать - сделал принужденную посадку "Локхид"! Как говорится - поймите нас верно: измерения английского изделия не выявили каких-то перекошенных либо необработанных поверхностей. Неудача в другом - геометрия "Локхида" такая, что при установке на ВАЗ колодки оказываются поближе друг к другу практически на 5 мм, чем требуется! В итоге их рабочие поверхности очень удалены от поверхности барабанов - повинны мелкие носики, упирающиеся в цилиндр... Такие колодки, во-1-х, будут работать не всей собственной поверхностью, а только малой ее частью, а во-2-х, при наивысшем их износе поршни цилиндра могут покинуть насиженные места. Так что это не "жигулевские" Ремонт и эксплуатация. Не нехорошие, а просто с чужого плеча.
Если "Локхид" оказался в компании двоечников в итоге непонятной "замены документов", то так именуемые "петербургские" и "волжские" колодки, также "Сона-
тэкс" делались под "Жигули", да и они неприменимы. Изделия просто не влезут на свое рабочее место - барабан на их "не натянуть", великоваты. "Московские" же, напротив, очень мелкие: в попытке "достать" таковой колодкой до поверхности барабана поршень цилиндра может выскочить наружу.
Механическую обработку внешнего поперечника проводили только четыре компании: ОТА, Lucas, Delphi Lockheed и ATE. Обладателям других изделий приходится некое время ездить на непритертых колодках, уповая в главном на фронтальные тормоза. Но об этом чуток позднее: мы перебегаем от геометрии к трению.
ТРЕМСЯ И ГРЕЕМСЯ: 33 ГРАФИКА
При определении фрикционных параметров употребляют особый вал с инерционными массами. Барабан раскручивают до подходящих оборотов, а потом затормаживают, поддерживая данное давление в приводе (руководящий документ - Приложение 15 ГОСТ Р 41.13-99, Правило ЕЭК ООН № 13).
Для начала все колодки подвергли притирке - добивались приработки 80% площади рабочей поверхности. Потом учинили проверку в различных режимах. При неизменной скорости и переменном давлении в приводе, при неизменном давлении и различных скоростях, в конце концов, при нагревном цикле (15 торможений с схожим интервалом) и т. п. Итог испытаний - 33 графика: по три на каждую пару колодок. Почему 33, а не 36 - понятно: определять эффективность внеразмерного "Локхида" не имело смысла. Так как объем журнальчика, ну и усидчивость читателей ограничены, решили на странички все не высыпать. В общем, вышло последующее.
Эталоны показали разную эффективность торможения. Безастбестовые колодки "маде ин оттуда" оказались в этой номинации послабее сограждан. Интересно, что после нагревного цикла у всех возросла стабильность работы - в спектре скоростей от 40 до 120 км/ч создаваемый ими тормозной момент стал практически неизменным. Но при всем этом чуть не у всех снизился коэффициент трения - новенькая колодка тормозила лучше, чем "опытная". Только изделия АТЕ показали "особенное мировоззрение" - их эффективность торможения после остывания возросла. Похоже, эти колодки восприняли нашу проверку как часть приработки. Хвалебно.
Любителям графиков предлагаем посмотреть на рис. 2, где приведено несколько любознательных кривых. Разумеется, безупречная колодка должна идиентично отлично работать как при первом, так и при пятнадцатом торможении, но где ж такую взять? Лучше всех повели себя - кто бы вы задумывались? - колодки "Автодеталь" с накладками ТИИР. Создаваемый ими тормозной момент снизился с исходных 580 Н.м до 380 (табл. 3). Отметим также Sonatex - тут эффективность свалилась с 530 до 380 Н.м. Другие заслуги? Извольте. Самыми размеренными показали себя колодки компании "Начало". Тормозят идиентично - от 390 до 310 Н.м, хотя, признаемся, исходная эффективность невысока. А самыми нехорошими оказались "волжские" - при моменте 110 Н.м тормозить будешь длительно... В согласовании с законами физики температура у всех колодок взошло фактически идиентично - до 180-200°С.
ОТРЫВАЕМ
Осталось узнать, могут ли производители воспользоваться клеем. Что толку от не плохих фрикционных параметров накладки, если она отвалится через десяток км? Вспыхнувшая было гордость за российского производителя конфузливо спряталась куда-то после знакомства с табл. 2, где приведены результаты проверки прочности соединения накладки с колодкой.
Из всех "наших" только "Начало" освоило премудрости использования клея, ну и то наполовину. Усилие отрыва накладки у одной из колодок пришлось округлить в огромную сторону, чтоб впихнуть изделие в соответственный ГОСТ. Ужаснее всех смотрелся "Питер" - невские бракоделы не удосужились даже убрать цинковый слой с поверхности контакта. Вне конкуренции тут оказался... "Локхид". На голову лучше других, только-только толку, если его все равно нельзя ставить на ВАЗ... Приклеено насмерть, но... не туда! А из "правильных" колодок наилучшими в этой номинации оказались изделия компании ОТА.
ПОДЫТОЖИМ
У нас отличные накладки - это раз. Мы не умеем их приклеивать - это два. Иноземцы клеить могут, но их накладки по эффективности никак не лучше наших - это три.
"Практически отличниками" оказались завезенные из других стран изделия - АТЕ, Samko, ОТА. Конкретно их мы и советуем использовать при "кадровых перестановках" в тормозной системе "жигулей". А приверженцам дешевеньких рынков рекомендуем снова направить взор на соответственное фото с оторванными колодками и поразмыслить - не сберечь ли на чем-нибудь другом.
1. Производитель / ОТА,
Италия
Стоимость / 440 руб.
Оценки: геометрия - отлично; фрикционные характеристики - удовлетворительно; крепкость - отлично.
Итоговая оценка - отлично.
Железная база выполнена из материала подходящей толщины и отменно сварена. Накладки приклеены прекрасно - при проверке клеевого соединения разрыв происходит по самой накладке. С геометрией все в порядке. Внешний поперечник обработан. Эффективность торможения - средняя, при нагреве падает практически в два раза.
2. Производитель / Ferodo Beral, Германия
Стоимость / 660 руб.
Оценки: геометрия - удовлетворительно; фрикционные характеристики - удовлетворительно; крепкость - отлично.
Итоговая оценка - удовлетворительно.
Каркас колодки сделан верно. Безасбестовые накладки приклеены прекрасно. Геометрия колодок оставляет вожделеть наилучшего. Внешний поперечник не обработан, но по следам износа видно, что колодка изнашивается ровно. Поперечник отверстия под "солдатик" маловат (8 заместо 10). Эффективность торможения низкая, но практически не находится в зависимости от температуры.
3. Производитель / Samko,
Италия
Стоимость / 450 руб.
Оценки: геометрия - отлично; фрикционные характеристики - отлично; крепкость - отлично.
Итоговая оценка - прекрасно.
Железная база - отменная. Накладки - безасбестовые. Качество склеивания - очень не плохое. Геометрия колодок - в норме, но внешний поперечник не обработан. Поперечник отверстия под "солдатик" маловат. Фрикционные характеристики - отличные. С ростом температуры эффективность торможения понижается наименее чем вдвое.
4. Производитель / Lucas, Англия
Стоимость / 435 руб.
Оценки: геометрия - отлично; фрикционные характеристики - отлично; крепкость - отлично.
Итоговая оценка - отлично.
Каркас колодки - верный. Накладки приклеены прекрасно, разрыв происходит по самой накладке. Внешний поперечник обработан, но, похоже, не от требуемой базы. Эффективность торможения в прохладном состоянии - рекордная, с ростом температуры падает приблизительно в три раза.
5. Производитель / Delphi Lockheed, Англия
Стоимость / 420 руб.
Оценки: геометрия - неудовлетворительно; фрикционные характеристики - не проверялись; крепкость - отлично.
Итоговая оценка - не аттестован.
Безасбестовые колодки имеют символ одобрения МТ-20. Каркас изготовлен отлично, но с геометрией - неудача... Специалисты считают, что колодки были сделаны вообщем не для "классики". Накладки приклеены лучше всех - жалко, не на ту базу... Внешний поперечник обработан. Одно из базисных отверстий смещено.
6. Производитель / ATE,
Continental Teves AG&Co.OHG, Германия
Стоимость / 540 руб.
Оценки: геометрия - отлично; фрикционные характеристики - отлично; крепкость - отлично.
Итоговая оценка - прекрасно.
Каркас неплохой, накладки - безасбестовые, приклеены прекрасно; разрыв - по самой накладке. В геометрии отклонений нет. Внешний поперечник обработан. Эффективность торможения - средняя, с ростом температуры падает приблизительно в два раза.
7. Производитель / "Автодеталь", с накладками ТИИР
(согласно наклейкам)
Стоимость / 130 руб.
Оценки: геометрия - отлично; фрикционные характеристики - отлично; крепкость - неудовлетворительно.
Итоговая оценка - сойдет.
Колодки имеют символ одобрения МТ-14. Железная база из материала подходящей толщины и отменно сварена. Накладки приклеены плохо, результаты испытаний на крепкость клейки несколько ниже требуемых. Изнашиваются пятнами. Внешний поперечник не обработан. Эффективность торможения очень отменная, понижение ее при нагреве - малозначительное.
8. Производитель / типо
"Санкт-Петербург"
Стоимость / 120 руб.
Оценки: геометрия - неудовлетворительно; фрикционные характеристики - отлично; крепкость - неудовлетворительно.
Итоговая оценка - плохо.
Железная база из узкого материала (2,5 заместо 4 мм), но сварена отменно. Накладки приклеены очень плохо. Разрыв соединения происходит по клеевому шву. Огромные отличия в геометрии колодок. Накладки изнашиваются пятнами. Внешний поперечник не обработан. Эффективность торможения - средняя, очень находится в зависимости от температуры.
9. Производитель / "Начало", Набережные Челны, Наша родина
Стоимость / 135 руб.
Оценки: геометрия - удовлетворительно; фрикционные характеристики - отлично; крепкость - удовлетворительно.
Итоговая оценка - удовлетворительно.
Колодки имеют символ одобрения АЯ-02. База выполнена из металла подходящей толщины и отменно сварена. Накладки приклеены прекрасно, разрыв происходит по самой накладке. Размеры далеки от эталона. Внешний поперечник не обработан. Фрикционные характеристики хорошие, не достаточно зависят от температуры. Более либо наименее удовлетворяют техническим условиям.
10. Производитель / типо
"Москва"
Стоимость / 100 руб.
Оценки: геометрия - неудовлетворительно; фрикционные характеристики - отлично; крепкость - неудовлетворительно.
Итоговая оценка - плохо.
Железная база из узкого материала (2,8 заместо 4 мм) и плохо сварена. Накладки приклеены очень плохо. Провалены все геометрические размеры. Наибольшее отклонение поперечника рабочей поверхности (в точке В по чертежу) - практически 2 мм. Внешний поперечник не обработан. Утешением будут разве что отличные фрикционные характеристики: они не достаточно ухудшаются с ростом температуры.
11. Производитель / типо
"Волжские"
Стоимость / 90 руб.
Оценки: геометрия - неудовлетворительно; фрикционные характеристики - неудовлетворительно; крепкость - неудовлетворительно.
Итоговая оценка - ужаснее не бывает.
Железная база из материала недостаточной толщины и плохо проварена. Крепкость приклеивания накладок у различных колодок в комплекте отличается практически в два раза. Разница в клейке видна на фото. Внешний поперечник не обработан. Накладка, применяемая в колодке, не создана для тормозного узла автомобиля. Падение эффективности - более чем в три раза.
12. Производитель / Sonatex,
Наша родина
Стоимость / 135 руб.
Оценки: геометрия - неудовлетворительно; фрикционные характеристики - отлично; крепкость - неудовлетворительно.
Итоговая оценка - плохо.
Каркас из материала подходящей толщины, а вот с геометрией изделий - полный провал. Внешний поперечник не обработан. Накладки приклеены очень плохо.
На удивление неплохими оказались фрикционные характеристики. С ростом температуры эффективность торможения понижается приблизительно на третья часть.
Рис. 1. Схема определения геометрических характеристик тормозных колодок. Размер Б определяет поперечник "по середине" колодки, Б' - "по краю" колодки. Размер Д определяет положение отверстия под палец крепления рычага стояночного тормоза, Г - прорези распорной планки, Е - отверстия крепления верхней стяжной пружины, Ж - нижней стяжной пружины, И - отверстия под "солдатик" крепления прижимающей пружины.
Рис. 2. Эффективность торможения при нагреве колодок: 1 - "Лукас" - наилучшие в прохладном состоянии, но нестабильные; 2 - "Автодеталь" с накладками ТИИР приглянулись больше всех; 3 - "Волжские" - худшие.
ТАБЛИЦА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ
ПРОЧНОСТИ СОЕДИНЕНИЯ НАКЛАДОК
С КОЛОДКАМИ
Производитель Крепкость соединения, МПа
(по ГОСТ Р 41.90-99 - более 1,0)
Эталон № 1 Эталон № 2
ОТА 1,85 2,17
Ferodo 1,45 1,04
Samko 1,21 1,69
Lucas 1,53 1,45
Delphi Lockheed 2,5 2,54
ATE 1,41 1,45
"Автодеталь" 0,81 0,85
"Санкт-Петербург" 0,56 0,60
"Начало" 1,00 1,45
"Москва" 0,72 0,72
"Волжские" 0,84 1,45
"Сонатэкс" 0,88 0,72
ТАБЛИЦА 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТОРМОЖЕНИЯ
ПРИ НАГРЕВЕ. ТОРМОЗНОЙ МОМЕНТ
ПРИ Неизменном ДАВЛЕНИИ В ПРИВОДЕ, Н.м
Производитель 1-е 10-е 15-е
торможение торможение торможение
ОТА 370 240 200
Ferodo 320 270 240
Samko 540 360 320
Lucas 630 300 250
Delphi - - -
Lockheed
ATE 440 280 240
"Автодеталь" 580 430 380
"Санкт-
Петербург" 600 440 350
"Начало" 390 330 310
"Москва" 540 440 400
"Волжские" 510 270 110
"Сонатэкс" 530 410 380
РЫНОК
/ЭКСПЕРТИЗА
АТРИБУТ КАТОРЖНИКА
ЗАДНИЕ КОЛОДКИ ДЛЯ ЗАДНЕГО ПРИВОДА
ТЕКСТ / ДМИТРИЙ ЕРЫГИН
Колодки на Руси применяли давно: наши праотцы называли так древесные оковы - обязательный атрибут каторжника. Перед колодочных дел мастерами стояла сложная задачка. Изделие требовалось накрепко закрепить на супостате - это раз, оно не должно было позволить ему сбежать - два и не имело права ранее времени развалиться на кусочки - три.
А какие требования предъявляются сейчас к задним тормозным колодкам "жигулей" - объекту нашей очередной экспертизы? Да те же самые, что и при самодержавии: изделие как и раньше должно быть правильной геометрии, проявлять отличные фрикционные характеристики и владеть высочайшей прочностью. Конкретно эти свойства 12-ти новых комплектов "жигулевских" колодок мы инспектировали в лаборатории тормозных систем испытательного центра авто изделий НАМИ.
Ознакомиться с внешним обликом колодок "до и после", также с их короткими досье можно в нашей фотогалерее. Заметим, что для начала все 12 участников - 6 "наших" и 6 "иноземцев" - дружно проигнорировали требования ГОСТ Р 41.90-99 (Правило ЕЭК ООН № 90) по маркировке. Непонятное единогласие - даже на упомянутых оковах наверное стояло клеймо мастера... Поглядим, что будет далее - начнем с геометрии.
ИЗМЕРЯЕМ...
"Делать все на одну колодку" - означает, делать все на один лад. Правильные размеры "типовой" колодки указаны на рис. 1. Для сопоставления с образцом брали по два эталона каждого наименования и ставили в особое приспособление - чтоб ощущали себя "как дома". Сверхточности не требуем, инструмент - штангенциркуль. Результаты измерений - в табл.1.
Неожиданности не принудили себя ожидать - сделал принужденную посадку "Локхид"! Как говорится - поймите нас верно: измерения английского изделия не выявили каких-то перекошенных либо необработанных поверхностей. Неудача в другом - геометрия "Локхида" такая, что при установке на ВАЗ колодки оказываются поближе друг к другу практически на 5 мм, чем требуется! В итоге их рабочие поверхности очень удалены от поверхности барабанов - повинны мелкие носики, упирающиеся в цилиндр... Такие колодки, во-1-х, будут работать не всей собственной поверхностью, а только малой ее частью, а во-2-х, при наивысшем их износе поршни цилиндра могут покинуть насиженные места. Так что это не "жигулевские" Ремонт и эксплуатация. Не нехорошие, а просто с чужого плеча.
Если "Локхид" оказался в компании двоечников в итоге непонятной "замены документов", то так именуемые "петербургские" и "волжские" колодки, также "Сона-
тэкс" делались под "Жигули", да и они неприменимы. Изделия просто не влезут на свое рабочее место - барабан на их "не натянуть", великоваты. "Московские" же, напротив, очень мелкие: в попытке "достать" таковой колодкой до поверхности барабана поршень цилиндра может выскочить наружу.
Механическую обработку внешнего поперечника проводили только четыре компании: ОТА, Lucas, Delphi Lockheed и ATE. Обладателям других изделий приходится некое время ездить на непритертых колодках, уповая в главном на фронтальные тормоза. Но об этом чуток позднее: мы перебегаем от геометрии к трению.
ТРЕМСЯ И ГРЕЕМСЯ: 33 ГРАФИКА
При определении фрикционных параметров употребляют особый вал с инерционными массами. Барабан раскручивают до подходящих оборотов, а потом затормаживают, поддерживая данное давление в приводе (руководящий документ - Приложение 15 ГОСТ Р 41.13-99, Правило ЕЭК ООН № 13).
Для начала все колодки подвергли притирке - добивались приработки 80% площади рабочей поверхности. Потом учинили проверку в различных режимах. При неизменной скорости и переменном давлении в приводе, при неизменном давлении и различных скоростях, в конце концов, при нагревном цикле (15 торможений с схожим интервалом) и т. п. Итог испытаний - 33 графика: по три на каждую пару колодок. Почему 33, а не 36 - понятно: определять эффективность внеразмерного "Локхида" не имело смысла. Так как объем журнальчика, ну и усидчивость читателей ограничены, решили на странички все не высыпать. В общем, вышло последующее.
Эталоны показали разную эффективность торможения. Безастбестовые колодки "маде ин оттуда" оказались в этой номинации послабее сограждан. Интересно, что после нагревного цикла у всех возросла стабильность работы - в спектре скоростей от 40 до 120 км/ч создаваемый ими тормозной момент стал практически неизменным. Но при всем этом чуть не у всех снизился коэффициент трения - новенькая колодка тормозила лучше, чем "опытная". Только изделия АТЕ показали "особенное мировоззрение" - их эффективность торможения после остывания возросла. Похоже, эти колодки восприняли нашу проверку как часть приработки. Хвалебно.
Любителям графиков предлагаем посмотреть на рис. 2, где приведено несколько любознательных кривых. Разумеется, безупречная колодка должна идиентично отлично работать как при первом, так и при пятнадцатом торможении, но где ж такую взять? Лучше всех повели себя - кто бы вы задумывались? - колодки "Автодеталь" с накладками ТИИР. Создаваемый ими тормозной момент снизился с исходных 580 Н.м до 380 (табл. 3). Отметим также Sonatex - тут эффективность свалилась с 530 до 380 Н.м. Другие заслуги? Извольте. Самыми размеренными показали себя колодки компании "Начало". Тормозят идиентично - от 390 до 310 Н.м, хотя, признаемся, исходная эффективность невысока. А самыми нехорошими оказались "волжские" - при моменте 110 Н.м тормозить будешь длительно... В согласовании с законами физики температура у всех колодок взошло фактически идиентично - до 180-200°С.
ОТРЫВАЕМ
Осталось узнать, могут ли производители воспользоваться клеем. Что толку от не плохих фрикционных параметров накладки, если она отвалится через десяток км? Вспыхнувшая было гордость за российского производителя конфузливо спряталась куда-то после знакомства с табл. 2, где приведены результаты проверки прочности соединения накладки с колодкой.
Из всех "наших" только "Начало" освоило премудрости использования клея, ну и то наполовину. Усилие отрыва накладки у одной из колодок пришлось округлить в огромную сторону, чтоб впихнуть изделие в соответственный ГОСТ. Ужаснее всех смотрелся "Питер" - невские бракоделы не удосужились даже убрать цинковый слой с поверхности контакта. Вне конкуренции тут оказался... "Локхид". На голову лучше других, только-только толку, если его все равно нельзя ставить на ВАЗ... Приклеено насмерть, но... не туда! А из "правильных" колодок наилучшими в этой номинации оказались изделия компании ОТА.
ПОДЫТОЖИМ
У нас отличные накладки - это раз. Мы не умеем их приклеивать - это два. Иноземцы клеить могут, но их накладки по эффективности никак не лучше наших - это три.
"Практически отличниками" оказались завезенные из других стран изделия - АТЕ, Samko, ОТА. Конкретно их мы и советуем использовать при "кадровых перестановках" в тормозной системе "жигулей". А приверженцам дешевеньких рынков рекомендуем снова направить взор на соответственное фото с оторванными колодками и поразмыслить - не сберечь ли на чем-нибудь другом.
1. Производитель / ОТА,
Италия
Стоимость / 440 руб.
Оценки: геометрия - отлично; фрикционные характеристики - удовлетворительно; крепкость - отлично.
Итоговая оценка - отлично.
Железная база выполнена из материала подходящей толщины и отменно сварена. Накладки приклеены прекрасно - при проверке клеевого соединения разрыв происходит по самой накладке. С геометрией все в порядке. Внешний поперечник обработан. Эффективность торможения - средняя, при нагреве падает практически в два раза.
2. Производитель / Ferodo Beral, Германия
Стоимость / 660 руб.
Оценки: геометрия - удовлетворительно; фрикционные характеристики - удовлетворительно; крепкость - отлично.
Итоговая оценка - удовлетворительно.
Каркас колодки сделан верно. Безасбестовые накладки приклеены прекрасно. Геометрия колодок оставляет вожделеть наилучшего. Внешний поперечник не обработан, но по следам износа видно, что колодка изнашивается ровно. Поперечник отверстия под "солдатик" маловат (8 заместо 10). Эффективность торможения низкая, но практически не находится в зависимости от температуры.
3. Производитель / Samko,
Италия
Стоимость / 450 руб.
Оценки: геометрия - отлично; фрикционные характеристики - отлично; крепкость - отлично.
Итоговая оценка - прекрасно.
Железная база - отменная. Накладки - безасбестовые. Качество склеивания - очень не плохое. Геометрия колодок - в норме, но внешний поперечник не обработан. Поперечник отверстия под "солдатик" маловат. Фрикционные характеристики - отличные. С ростом температуры эффективность торможения понижается наименее чем вдвое.
4. Производитель / Lucas, Англия
Стоимость / 435 руб.
Оценки: геометрия - отлично; фрикционные характеристики - отлично; крепкость - отлично.
Итоговая оценка - отлично.
Каркас колодки - верный. Накладки приклеены прекрасно, разрыв происходит по самой накладке. Внешний поперечник обработан, но, похоже, не от требуемой базы. Эффективность торможения в прохладном состоянии - рекордная, с ростом температуры падает приблизительно в три раза.
5. Производитель / Delphi Lockheed, Англия
Стоимость / 420 руб.
Оценки: геометрия - неудовлетворительно; фрикционные характеристики - не проверялись; крепкость - отлично.
Итоговая оценка - не аттестован.
Безасбестовые колодки имеют символ одобрения МТ-20. Каркас изготовлен отлично, но с геометрией - неудача... Специалисты считают, что колодки были сделаны вообщем не для "классики". Накладки приклеены лучше всех - жалко, не на ту базу... Внешний поперечник обработан. Одно из базисных отверстий смещено.
6. Производитель / ATE,
Continental Teves AG&Co.OHG, Германия
Стоимость / 540 руб.
Оценки: геометрия - отлично; фрикционные характеристики - отлично; крепкость - отлично.
Итоговая оценка - прекрасно.
Каркас неплохой, накладки - безасбестовые, приклеены прекрасно; разрыв - по самой накладке. В геометрии отклонений нет. Внешний поперечник обработан. Эффективность торможения - средняя, с ростом температуры падает приблизительно в два раза.
7. Производитель / "Автодеталь", с накладками ТИИР
(согласно наклейкам)
Стоимость / 130 руб.
Оценки: геометрия - отлично; фрикционные характеристики - отлично; крепкость - неудовлетворительно.
Итоговая оценка - сойдет.
Колодки имеют символ одобрения МТ-14. Железная база из материала подходящей толщины и отменно сварена. Накладки приклеены плохо, результаты испытаний на крепкость клейки несколько ниже требуемых. Изнашиваются пятнами. Внешний поперечник не обработан. Эффективность торможения очень отменная, понижение ее при нагреве - малозначительное.
8. Производитель / типо
"Санкт-Петербург"
Стоимость / 120 руб.
Оценки: геометрия - неудовлетворительно; фрикционные характеристики - отлично; крепкость - неудовлетворительно.
Итоговая оценка - плохо.
Железная база из узкого материала (2,5 заместо 4 мм), но сварена отменно. Накладки приклеены очень плохо. Разрыв соединения происходит по клеевому шву. Огромные отличия в геометрии колодок. Накладки изнашиваются пятнами. Внешний поперечник не обработан. Эффективность торможения - средняя, очень находится в зависимости от температуры.
9. Производитель / "Начало", Набережные Челны, Наша родина
Стоимость / 135 руб.
Оценки: геометрия - удовлетворительно; фрикционные характеристики - отлично; крепкость - удовлетворительно.
Итоговая оценка - удовлетворительно.
Колодки имеют символ одобрения АЯ-02. База выполнена из металла подходящей толщины и отменно сварена. Накладки приклеены прекрасно, разрыв происходит по самой накладке. Размеры далеки от эталона. Внешний поперечник не обработан. Фрикционные характеристики хорошие, не достаточно зависят от температуры. Более либо наименее удовлетворяют техническим условиям.
10. Производитель / типо
"Москва"
Стоимость / 100 руб.
Оценки: геометрия - неудовлетворительно; фрикционные характеристики - отлично; крепкость - неудовлетворительно.
Итоговая оценка - плохо.
Железная база из узкого материала (2,8 заместо 4 мм) и плохо сварена. Накладки приклеены очень плохо. Провалены все геометрические размеры. Наибольшее отклонение поперечника рабочей поверхности (в точке В по чертежу) - практически 2 мм. Внешний поперечник не обработан. Утешением будут разве что отличные фрикционные характеристики: они не достаточно ухудшаются с ростом температуры.
11. Производитель / типо
"Волжские"
Стоимость / 90 руб.
Оценки: геометрия - неудовлетворительно; фрикционные характеристики - неудовлетворительно; крепкость - неудовлетворительно.
Итоговая оценка - ужаснее не бывает.
Железная база из материала недостаточной толщины и плохо проварена. Крепкость приклеивания накладок у различных колодок в комплекте отличается практически в два раза. Разница в клейке видна на фото. Внешний поперечник не обработан. Накладка, применяемая в колодке, не создана для тормозного узла автомобиля. Падение эффективности - более чем в три раза.
12. Производитель / Sonatex,
Наша родина
Стоимость / 135 руб.
Оценки: геометрия - неудовлетворительно; фрикционные характеристики - отлично; крепкость - неудовлетворительно.
Итоговая оценка - плохо.
Каркас из материала подходящей толщины, а вот с геометрией изделий - полный провал. Внешний поперечник не обработан. Накладки приклеены очень плохо.
На удивление неплохими оказались фрикционные характеристики. С ростом температуры эффективность торможения понижается приблизительно на третья часть.
Рис. 1. Схема определения геометрических характеристик тормозных колодок. Размер Б определяет поперечник "по середине" колодки, Б' - "по краю" колодки. Размер Д определяет положение отверстия под палец крепления рычага стояночного тормоза, Г - прорези распорной планки, Е - отверстия крепления верхней стяжной пружины, Ж - нижней стяжной пружины, И - отверстия под "солдатик" крепления прижимающей пружины.
Рис. 2. Эффективность торможения при нагреве колодок: 1 - "Лукас" - наилучшие в прохладном состоянии, но нестабильные; 2 - "Автодеталь" с накладками ТИИР приглянулись больше всех; 3 - "Волжские" - худшие.
ТАБЛИЦА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ
ПРОЧНОСТИ СОЕДИНЕНИЯ НАКЛАДОК
С КОЛОДКАМИ
Производитель Крепкость соединения, МПа
(по ГОСТ Р 41.90-99 - более 1,0)
Эталон № 1 Эталон № 2
ОТА 1,85 2,17
Ferodo 1,45 1,04
Samko 1,21 1,69
Lucas 1,53 1,45
Delphi Lockheed 2,5 2,54
ATE 1,41 1,45
"Автодеталь" 0,81 0,85
"Санкт-Петербург" 0,56 0,60
"Начало" 1,00 1,45
"Москва" 0,72 0,72
"Волжские" 0,84 1,45
"Сонатэкс" 0,88 0,72
ТАБЛИЦА 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТОРМОЖЕНИЯ
ПРИ НАГРЕВЕ. ТОРМОЗНОЙ МОМЕНТ
ПРИ Неизменном ДАВЛЕНИИ В ПРИВОДЕ, Н.м
Производитель 1-е 10-е 15-е
торможение торможение торможение
ОТА 370 240 200
Ferodo 320 270 240
Samko 540 360 320
Lucas 630 300 250
Delphi - - -
Lockheed
ATE 440 280 240
"Автодеталь" 580 430 380
"Санкт-
Петербург" 600 440 350
"Начало" 390 330 310
"Москва" 540 440 400
"Волжские" 510 270 110
"Сонатэкс" 530 410 380