ПРОЩАЙ, Недостаток!
ПРОЩАЙ, Недостаток!
Сейчас на повестке денька - трансмиссионные масла группы GL-4, созданные для коробок передач переднеприводных ВАЗов - от "Оки" до "10-ки". Но до этого вспомним, что мы знаем о маслах для коробки "Самары".
УРОКИ ИСТОРИИ
Журнальчик уже как-то писал, что с возникновением на свет первых "восьмерок" и "девяток" подходящего трансмиссионного масла не оказалось. Потому долгие и длительные годы в коробках "самар" плескалось моторное. Правда, не 1-ое попавшееся, а с полностью определенной вязкостью - 15W40 (пожалуй, и до настоящего времени более всераспространенной).
Пару лет вспять появились особые продукты, рекомендованные заводом заместо обычной "моторки". Временными монополистами стали "Рексол" и "Омскойл", хотя положение автовладельцев от этого легче не стало. 2-ух этих "правильных" масел не сыскать было деньком с огнем. Поползли слухи, что завод хоть и советует всем "трансмиссионку", на конвейере сам употребляет моторное масло.
Через год-другой ситуация вновь поменялась. В широкой продаже появился продукт от "ЛУКОЙЛа" подходящей группы GL-4, но не совершенно "правильной" вязкости 80W90 (заместо 80W85). И вновь слухи. Нам из "достоверных источников", к примеру, докладывали, что спецы завода "своим" рекомендуют конкретно это масло. А вот из официальных данных почему-либо следовало несколько другое - вязкость все-же малость не та.
Короче говоря, вопрос этот длительное время оставался открытым не только лишь для автомобилистов, но будто бы и для самого завода. Может, на данный момент все поменялось? На рынке за последние полгода-год появился хороший десяток масел, удовлетворяющих требованиям ВАЗа. Животрепещущим стал другой вопрос: какое избрать? На него-то и попробуем ответить. Как обычно, совместно со спецами.
ЧТО, ГДЕ, ПОЧЕМ?
Поучаствовать в нашем тесте мы пригласили восьмерых. В качестве отправной точки взяли моторное масло из так именуемой группы "Эталон" - перечня, одобренного самим ВАЗом для карбюраторных машин. Конкретно из него можно было в свое время выбирать продукт для коробки "самар". Наш эталон очень обширно всераспространен, имеет вязкость 15W40 и уровень эксплуатационных параметров CD/SF (сведущие, наверняка, уже додумались о чем речь, но мы помолчим).
В тест, конечно, попало трансмиссионное масло от "ЛУКОЙЛа" с несколько большей, чем нужно, вязкостью 80W90*. Затесался в ряды конкурсантов иноземец - "Маннол"**. Раздельно упомянем одно из последних показавшихся в нашей компании - "Ю-Тек". И канистра у него элегантная, и допуск ВАЗа имеется... Только вот масло расфасовано в трехлитровые канистры при заправочном объеме пятиступных коробок (а только такие сегодня ставят на машины) 3,3 литра!
Встречаются и другие "нестыковки". Скажем, на многих канистрах можно прочесть о пригодности масла для всех российских машин с фронтальным приводом, хотя "Москвич" потребляет только "гипоидные" GL-5. В общем, необходимо управляться принципом "доверяй, но инспектируй".
Что сколько стоит? У российских масел отличия не очень разительны - от 100 до 175 рублей за 3,5 либо 4 литра трансмиссионного масла; за 220 рублей мы заполучили моторное 15W40. Подороже обойдется "Маннол" - 360 рублей и, пожалуй, "Ю-Тек" - обладателям машин с пятиступной коробкой вероятнее всего придется брать две канистры. Есть и другие варианты - разбавить "моторкой" либо старенькым (уже слитым из коробки) маслом, но их почему-либо рассматривать не охото.
АЛЛО, МЫ ИЩЕМ ТАЛАНТЫ
Возможности тестируемых масел инспектировали в спец лаборатории. Из большого списка способов избрали тот, что в нашем случае показался более применимым.
Начали с очевидной проверки вязкости при больших и низких температурах, при этом не в одной точке, а в нескольких - тогда видишь динамику конфигурации вязкости. Как и ожидалось, для масел 80W85 кривые легли достаточно близко друг к другу (см. графики). А вот у "моторки" и поболее густого 80W90 надлежащие зависимости разошлись в различные стороны. 1-ое показало незаурядные по сопоставлению с трансмиссионными маслами характеристики при низких температурах. 2-ое, напротив, оказалось погуще других во всем измеренном спектре.
Обратим внимание: масло 80W90 при минус 20-25°С оказывается приблизительно в полтора раза гуще образцов 80W85, хотя формальные требования, предъявляемые к ним при низких температурах, схожи (для группы 80W - менее 150 000 мПа.с при минус 26°С). А вот у моторного масла при таковой же температуре вязкость в 4-6 раз ниже, чем у образцов 80W85, и приблизительно в 8 раз меньше, чем у 80W90. Интересно, не правда ли?
Способность масла работать в жару и холод - не единственное, что мы от него ждем. Есть более принципиальные характеристики, скажем, противоизносные либо противокоррозионные. Проверили и то, и другое.
Как работает трансмиссионное масло в паре трения, обычно инспектируют на стандартной четырехшариковой машине трения (ЧШМ). Мы пользовались ею для определения нагрузки сваривания. Параметр очень важен, и для трансмиссионных масел его нормируют. Но мы хотим предложить ориентироваться не только лишь на эти нормы. Почему?
Долгие и длительные годы автолюбители использовали в коробках переднеприводных ВАЗов моторное масло со существенно наименьшими противоизносными качествами, чем у вожделенных GL-4. Потому ассоциировать приобретенные результаты решили не с одним образцом, а с 2-мя. Так, "моторка" задала нижний предел - нагрузку сваривания 2000 Н, а эталон на масла GL-4 - верхний, в 3000 Н. За последнее значение, очевидно, можно и необходимо выходить - это будет только приветствоваться.
Что все-таки вышло? Все трансмиссионные масла первую высоту взяли. Но трое из их не смогли все же достать до 2-ой. Это, естественно, не здорово, но об опасности для коробки гласить не приходится - воспользовались же мы длительное время моторным маслом. Интересно, что "ЛУКОЙЛ" с чуток большей, чем у коллег, вязкостью показал 4470 Н, другими словами в полтора раза больше, чем просит эталон, и оказался в два с излишним раза "лучше", чем моторное 15W40. В общем, есть повод для размышления.
Противокоррозионные характеристики инспектировали не совершенно "в лоб". Спецы предложили прибор ДК-НАМИ, который служит им для определения термоокислительной стабильности трансмиссионных масел. Потому при использовании этого способа большее внимание уделяют двум первым цифрам - изменению вязкости и величине осадка. Про 3-ий показатель - внешний облик медных пластинок - обычно пишут "не нормируется, определение непременно". Мы хотим предложить поступить по другому - заинтересоваться конкретно внешним обликом пластинок после их долгого контакта с жарким маслом, а к цифрам отнестись как к факультативной инфы.
Тут "снаряды" не захотели ложиться "в одну воронку". У 4 образцов пластинки оказались "незапятнанными" (строгая цитата из протокола), у неких имели "темный налет", а у кого-либо к тому же и "следы коррозии". Снова повторим: параметр этот не нормируется, означает, гласить "прошел - не прошел" нельзя. Как ни удивительно это звучит, прошли здесь ВСЕ. Но вот с чем они к нам прошли...
ГДЕ СПРЯТАЛСЯ КОМПРОМИСС
Ну а все-же, что избрать для возлюбленного авто? Обычная для многих "моторка", как гласит АвтоВАЗ, не обладает достаточным уровнем противоизносных параметров, в чем, фактически, мы удостоверились - зато какие низкотемпературные характеристики! Кто-то привык воспользоваться "густоватым" маслом. Может, оно и густовато, но какие блестящие противоизносные характеристики. Есть ли компромисс? Пристально исследовав таблицы, каждый желающий, пожалуй, себе его отыщет, но будет ли рецепт универсален...
Может, для зимы лучше моторное масло, а для жаркого лета - трансмиссионное? Делать вывод, наверняка, придется самим. На всякий случай подскажем, что в собственных электрических средствах инфы (читай, в Вебе) докладывают вазовцы.
По данным завода, моторные масла обеспечивают коробке переднеприводных машин ресурс около 100 тыс. км, а "правильные" трансмиссионные - до 150 тыщ. Правда, в каких режимах проведены подобные тесты, также приходилось ли в процессе работы, скажем, поменять синхронизаторы, не сообщается.
Сейчас на повестке денька - трансмиссионные масла группы GL-4, созданные для коробок передач переднеприводных ВАЗов - от "Оки" до "10-ки". Но до этого вспомним, что мы знаем о маслах для коробки "Самары".
УРОКИ ИСТОРИИ
Журнальчик уже как-то писал, что с возникновением на свет первых "восьмерок" и "девяток" подходящего трансмиссионного масла не оказалось. Потому долгие и длительные годы в коробках "самар" плескалось моторное. Правда, не 1-ое попавшееся, а с полностью определенной вязкостью - 15W40 (пожалуй, и до настоящего времени более всераспространенной).
Пару лет вспять появились особые продукты, рекомендованные заводом заместо обычной "моторки". Временными монополистами стали "Рексол" и "Омскойл", хотя положение автовладельцев от этого легче не стало. 2-ух этих "правильных" масел не сыскать было деньком с огнем. Поползли слухи, что завод хоть и советует всем "трансмиссионку", на конвейере сам употребляет моторное масло.
Через год-другой ситуация вновь поменялась. В широкой продаже появился продукт от "ЛУКОЙЛа" подходящей группы GL-4, но не совершенно "правильной" вязкости 80W90 (заместо 80W85). И вновь слухи. Нам из "достоверных источников", к примеру, докладывали, что спецы завода "своим" рекомендуют конкретно это масло. А вот из официальных данных почему-либо следовало несколько другое - вязкость все-же малость не та.
Короче говоря, вопрос этот длительное время оставался открытым не только лишь для автомобилистов, но будто бы и для самого завода. Может, на данный момент все поменялось? На рынке за последние полгода-год появился хороший десяток масел, удовлетворяющих требованиям ВАЗа. Животрепещущим стал другой вопрос: какое избрать? На него-то и попробуем ответить. Как обычно, совместно со спецами.
ЧТО, ГДЕ, ПОЧЕМ?
Поучаствовать в нашем тесте мы пригласили восьмерых. В качестве отправной точки взяли моторное масло из так именуемой группы "Эталон" - перечня, одобренного самим ВАЗом для карбюраторных машин. Конкретно из него можно было в свое время выбирать продукт для коробки "самар". Наш эталон очень обширно всераспространен, имеет вязкость 15W40 и уровень эксплуатационных параметров CD/SF (сведущие, наверняка, уже додумались о чем речь, но мы помолчим).
В тест, конечно, попало трансмиссионное масло от "ЛУКОЙЛа" с несколько большей, чем нужно, вязкостью 80W90*. Затесался в ряды конкурсантов иноземец - "Маннол"**. Раздельно упомянем одно из последних показавшихся в нашей компании - "Ю-Тек". И канистра у него элегантная, и допуск ВАЗа имеется... Только вот масло расфасовано в трехлитровые канистры при заправочном объеме пятиступных коробок (а только такие сегодня ставят на машины) 3,3 литра!
Встречаются и другие "нестыковки". Скажем, на многих канистрах можно прочесть о пригодности масла для всех российских машин с фронтальным приводом, хотя "Москвич" потребляет только "гипоидные" GL-5. В общем, необходимо управляться принципом "доверяй, но инспектируй".
Что сколько стоит? У российских масел отличия не очень разительны - от 100 до 175 рублей за 3,5 либо 4 литра трансмиссионного масла; за 220 рублей мы заполучили моторное 15W40. Подороже обойдется "Маннол" - 360 рублей и, пожалуй, "Ю-Тек" - обладателям машин с пятиступной коробкой вероятнее всего придется брать две канистры. Есть и другие варианты - разбавить "моторкой" либо старенькым (уже слитым из коробки) маслом, но их почему-либо рассматривать не охото.
АЛЛО, МЫ ИЩЕМ ТАЛАНТЫ
Возможности тестируемых масел инспектировали в спец лаборатории. Из большого списка способов избрали тот, что в нашем случае показался более применимым.
Начали с очевидной проверки вязкости при больших и низких температурах, при этом не в одной точке, а в нескольких - тогда видишь динамику конфигурации вязкости. Как и ожидалось, для масел 80W85 кривые легли достаточно близко друг к другу (см. графики). А вот у "моторки" и поболее густого 80W90 надлежащие зависимости разошлись в различные стороны. 1-ое показало незаурядные по сопоставлению с трансмиссионными маслами характеристики при низких температурах. 2-ое, напротив, оказалось погуще других во всем измеренном спектре.
Обратим внимание: масло 80W90 при минус 20-25°С оказывается приблизительно в полтора раза гуще образцов 80W85, хотя формальные требования, предъявляемые к ним при низких температурах, схожи (для группы 80W - менее 150 000 мПа.с при минус 26°С). А вот у моторного масла при таковой же температуре вязкость в 4-6 раз ниже, чем у образцов 80W85, и приблизительно в 8 раз меньше, чем у 80W90. Интересно, не правда ли?
Способность масла работать в жару и холод - не единственное, что мы от него ждем. Есть более принципиальные характеристики, скажем, противоизносные либо противокоррозионные. Проверили и то, и другое.
Как работает трансмиссионное масло в паре трения, обычно инспектируют на стандартной четырехшариковой машине трения (ЧШМ). Мы пользовались ею для определения нагрузки сваривания. Параметр очень важен, и для трансмиссионных масел его нормируют. Но мы хотим предложить ориентироваться не только лишь на эти нормы. Почему?
Долгие и длительные годы автолюбители использовали в коробках переднеприводных ВАЗов моторное масло со существенно наименьшими противоизносными качествами, чем у вожделенных GL-4. Потому ассоциировать приобретенные результаты решили не с одним образцом, а с 2-мя. Так, "моторка" задала нижний предел - нагрузку сваривания 2000 Н, а эталон на масла GL-4 - верхний, в 3000 Н. За последнее значение, очевидно, можно и необходимо выходить - это будет только приветствоваться.
Что все-таки вышло? Все трансмиссионные масла первую высоту взяли. Но трое из их не смогли все же достать до 2-ой. Это, естественно, не здорово, но об опасности для коробки гласить не приходится - воспользовались же мы длительное время моторным маслом. Интересно, что "ЛУКОЙЛ" с чуток большей, чем у коллег, вязкостью показал 4470 Н, другими словами в полтора раза больше, чем просит эталон, и оказался в два с излишним раза "лучше", чем моторное 15W40. В общем, есть повод для размышления.
Противокоррозионные характеристики инспектировали не совершенно "в лоб". Спецы предложили прибор ДК-НАМИ, который служит им для определения термоокислительной стабильности трансмиссионных масел. Потому при использовании этого способа большее внимание уделяют двум первым цифрам - изменению вязкости и величине осадка. Про 3-ий показатель - внешний облик медных пластинок - обычно пишут "не нормируется, определение непременно". Мы хотим предложить поступить по другому - заинтересоваться конкретно внешним обликом пластинок после их долгого контакта с жарким маслом, а к цифрам отнестись как к факультативной инфы.
Тут "снаряды" не захотели ложиться "в одну воронку". У 4 образцов пластинки оказались "незапятнанными" (строгая цитата из протокола), у неких имели "темный налет", а у кого-либо к тому же и "следы коррозии". Снова повторим: параметр этот не нормируется, означает, гласить "прошел - не прошел" нельзя. Как ни удивительно это звучит, прошли здесь ВСЕ. Но вот с чем они к нам прошли...
ГДЕ СПРЯТАЛСЯ КОМПРОМИСС
Ну а все-же, что избрать для возлюбленного авто? Обычная для многих "моторка", как гласит АвтоВАЗ, не обладает достаточным уровнем противоизносных параметров, в чем, фактически, мы удостоверились - зато какие низкотемпературные характеристики! Кто-то привык воспользоваться "густоватым" маслом. Может, оно и густовато, но какие блестящие противоизносные характеристики. Есть ли компромисс? Пристально исследовав таблицы, каждый желающий, пожалуй, себе его отыщет, но будет ли рецепт универсален...
Может, для зимы лучше моторное масло, а для жаркого лета - трансмиссионное? Делать вывод, наверняка, придется самим. На всякий случай подскажем, что в собственных электрических средствах инфы (читай, в Вебе) докладывают вазовцы.
По данным завода, моторные масла обеспечивают коробке переднеприводных машин ресурс около 100 тыс. км, а "правильные" трансмиссионные - до 150 тыщ. Правда, в каких режимах проведены подобные тесты, также приходилось ли в процессе работы, скажем, поменять синхронизаторы, не сообщается.