Орешек ВИШНЕВЫЙ Около ХАТЫ .
Орешек ВИШНЕВЫЙ Около ХАТЫ...
ПОПЫТКА ОБЗОРА УКРАИНСКОГО АВТОПРОМА
Усохшая вишня оживилась и стала родить... яблоки с орешками. Нечто схожее вышло и с древом украинского автопрома. Практически все его "легковые" ветки несут на для себя - и чем далее, тем больше - русские плоды. К этой умопомрачительной картине стоит приглядеться.
ЛУЦКИЙ Авто ЗАВОД (ЛуАЗ)
Выпускал в год до 16 тыщ спартанских джипов, ценимых за уникальную проходимость, но после распада СССР стал стремительно хиреть. В 1999-м установил траурный рекорд - сделал 27 (20 семь!) автомобилей... Спасся от верной смерти благодаря российскему инвестору (концерну "Укрпроминвест"), купившему у страны 81% его акций. Весной 2000-го начал сборку ВАЗов и УАЗов из русских машинокомплектов. В 2001-м собрал 5909 автомобилей 4 вазовских моделей (2107, 21043, 21093 и 21099) и 1260 ульяновских вседорожников, а сверх того - вроде бы ностальгируя - 61 ЛуАЗ-1302... План 2002 года - 12 тыс. ВАЗов - обречен на перевыполнение. Этому очень содействует 32-процентная спецпошлина, введенная украинскими властями на импортируемые из Рф авто с движками 1,0-1,5 литра. В итоге украинские ВАЗы оказались значительно дешевле ввозимых, и спрос на их на внутреннем рынке резко возрос. В 2003 году завод хочет выпустить до 20 тыс. вазовских машин.
А что все-таки родимый ЛуАЗ-1302? Он совсем снят с производства. На замену придет более комфортная модель ЛуАЗ-1301 со стеклопластиковым кузовом и 1,2-литровым мелитопольским движком МеМЗ-2457 мощностью 58 л. с. 1-ая партия - 500 штук - будет сделана в 2003-м.
В наиблежайшие несколько лет автозавод желает выстроить современный окрасочный цех и ведет на данную тему переговоры во Франции.
СП "АВТОЗАЗ-ДЭУ"
В 1998 году к старенькой запорожской ветки прищепили корейскую. "Дэу" занес в совместное предприятие 150 млн. баксов средствами, АвтоЗАЗ - столько же основными фондами. Получив от законодателей целый пакет налоговых льгот, СП могло стать владельцем на внутреннем рынке, но из-за неповоротливости и самонадеянности не смогло. До недавнешнего времени загрузка его производственных мощностей не превосходила 10% (в 2001-м сделали 14 810 автомобилей, в том числе около 12 тыс. "таврий" и "славут"). В 2002 году дела пошли веселее - СП рассчитывает реализовать более 25 тыс. машин. Посодействовала вышеупомянутая спецпошлина, также приватизация ОАО "АвтоЗАЗ" (82% его акций купила за 10 млн. баксов компания "Укравто", имеющая развитую торгово-сервисную сеть).
Модельный ряд СП сейчас представлен, не считая машин семейства "Таврия", корейскими "Ланосом", "Нубирой", "Леганзой", также автомобилем "Сенс" (" Дэу Ланос" с мелитопольским 1,3-литровым движком). В Запорожье не уповают в наиблежайшие 10 лет сделать свою модель мирового уровня - средств на это не сыскать и во всем бюджете Украины. Зато полностью реальна сборка автомобилей чужих марок. Информация о том, что "АвтоЗАЗ-Дэу" начал собирать "мерседесы", прозвучала практически как смешной рассказ. И хотя 1-ые полсотни Е-240 уже проданы с 3-х летней гарантией по 44 600 евро, это, быстрее, имиджевый проект без суровой экономической перспективы. Другое дело - контракт с "Опелем" о сборке его моделей от "Астры" до "Вектры", где числа выпуска должны быть больше на два порядка. В Запорожье в обстановке секретности доставлены 1-ые машинокомплекты. По нашим данным, сборка "Астры" будет мелкоузловой, включающей сварку и расцветку кузова.
А вот более увлекательное весть: на ЗАЗе должна начаться мелкоузловая сборка "девяток"! Так как ЛуАЗ к этому не готов, его владелец "Укрпроминвест" заключил с запорожцами соответственное соглашение. В наиблежайшие полгода подразумевают выпустить около 10 тыщ "93-х" и "99-х". Редчайший для Украины пример взаимовыгодной кооперации соперников.
ХЕРСОНСКИЙ АВТОСБОРОЧНЫЙ ЗАВОД "АНТО-РУС"
2-ой на Украине производитель ВАЗов. Практикуется лишь на их. Выкупив у судостроительного завода пустующий цех и склад, успел собрать в 2001-м 700 "шестерок". В плане этого года 1100 "четверок" и "семерок". В 2003-м смонтирует дополнительный сборочный поток, чтоб поднять выпуск до 7 тыс. машин. Поставил на 2005 год честолюбивую задачку - 30 тыщ! Ведет в Европе переговоры о покупке окрасочной полосы.
КРЕМЕНЧУГСКИЙ АВТОСБОРОЧНЫЙ ЗАВОД (КрАСЗ)
Не путать с КрАЗом! Сделанный в 1995 году на базе механического завода, занимался крупноузловой сборкой "газелей". В 2001-м после отмены Россией экПодвесканого НДС это потеряло смысл - стоимость "подлинных", нижегородских стала на Украине таковой же. Пришлось переключиться на авто, при ввозе которых таможня взимает акциз (что, понятно, дает ценовую фору местной сборке). В этом году завод соберет 1000 "волг" 2-ух моделей: 3110 и 310221. В плане 2003-го 7 тыс. автомобилей различных марок. Следуя украинской народной мудрости "розумне теля двоих маток ссе", заключили договор и с АвтоВАЗом. Более того, кременчугские грамотеи потихоньку собирают УАЗы и в хоть какой момент готовы начать сборку машин Izh 2126 "Ода" и ИЖ-2117...
"КРЫМАВТОГАЗ"
"Малая симферопольская 100 с 2-мя подъемниками и одной смотровой канавой сделала изумительную карьеру и претендует сейчас на 2-ое место в автомобилестроении Украины" (ЗР, 1998, № 11). В 2000 году "КрымавтоГАЗ" собрал из нижегородских машинокомплектов около 11 тыс. "волг", "соболей" и "газелей". Обзавелся окрасочным комплексом американской компании "Хайден" и уже примерял к для себя заглавие "Южноукраинский автомобилестроительный завод". Предполагалось, что после постройки сварочного цеха его мощность составит 60-65 тыс. автомобилей в год. В 2001-м, но, начался темный период. Та же отмена русского экПодвесканого НДС похоронила сборку "газелей", составлявших больше половины продукции "КрымавтоГАЗа". А долг ЗАО за банковский кредит, взятый на строительство цеха расцветки и за машинокомплекты, вырос до 30 миллионов баксов. Крымчане сделали отчаянную попытку условиться с АвтоВАЗом и Внешэкономбанком о широкомасштабном производстве газовских и тольяттинских моделей. Как досадно бы это не звучало, поговорка об умном теленке тут не сработала. ГАЗ, хоть и прирастил свою долю в ЗАО с 20% до блокирующего пакета (25%+1 акция), не стал помогать собственному дочернему предприятию выкарабкаться из долговой ямы. В конечном итоге в Симферополе в 2001 году собрали наименее 3 тыс. машин, результаты 2002-го будут такого же умеренного порядка. Не так давно был обязан уйти в отставку директор и создатель "КрымавтоГАЗа" Анатолий Лазарев. Состоится ли Южноукраинский автомобилестроительный, покажет недалекое будущее.
ЗАВОД "ЧЕРНИГОВАВТОДЕТАЛЬ"
Многие именуют его по старенькой привычке заводом карданных валов. Девяносто процентов собственных валов поставляет Горьковскому автозаводу. Собирал в год до 4 тыс. "волг", "газелей" и "соболей", дыша иногда в затылок "КрымавтоГАЗу". Похоже, его управление тоже не сработалось с новым газовским, потому что объявило в августе о "временном прекращении сборки автомобилей". Для завода это сильный удар, но не трагедия: его карданные валы и запасные части для сельхозмашин пользуются спросом даже в Германии. Обладатель контрольного пакета акций - киевский "Эталонбанк".
ЗАВОД "ЕВРОКАР"
Построен без забугорных инвестиций в свободной экономической зоне "Закарпатье". В 2003 году планирует собрать из чешских машинокомплектов около 7 тыс. автомобилей "Октавия" и "Фабия", загрузив мощность собственной первой очереди практически наполовину (ЗР, 2002, № 11). На 2004-й намечено создание 2-ой очереди мощностью 45 тыс. машин в год по сборке "шкод" и коммерческих "фольксвагенов". Является также генеральным импортером "Шкоды" на Украине.
АВТОКРАЗ
Нельзя обойти вниманием и "грузовую" ветвь древа. Когда-то она гнулась до земли под тяжестью 30 тыщ КрАЗов - приблизительно столько выпускал в наилучшие годы Кременчугский автозавод. Посреди 90-х он чуть подавал признаки жизни: на Украине его сверхтяжелые грузовики оказались невостребованными, а русский рынок по понятным причинам был в значимой мере потерян. В итоге приватизации обладателем 86% акций АвтоКрАЗа стало украинско-немецкое СП "Мега-Моторс". В 2001 году произведено 2 тыщи автомобилей, в 2002-м ожидается таковой же итог. Около 80% продукции завод экПодвескаирует в Россию - в главном это шасси под оборудование для нефтегазового комплекса и самосвалы. 10 процентов машин приобретают Вьетнам, страны Близкого Востока и Северной Африки.
Пролаз
И в конце концов, Львовский автобусный. Правительство смогло реализовать его только с четвертой пробы: в 3-х первых приватизационных конкурсах никто не возжелал участвовать. Контрольный пакет - 70% акций - купило за 5 млн. баксов малоизвестное российско-украинское СП "Сил-Авто". И для начала еще 1 миллион инвестировало в новое оборудование, чтоб поменять устаревший модельный ряд во главе с музейной 695-й моделью... В 2002 году планируют сделать 2 тыс. автобусов, а в последующем - уже 5 тыщ с учетом машинокомплектов, которые должны поставляться в Калининградскую область для крупноузловой сборки. Объявлено также, что через год завод начнет выпуск собственных дизелей. Вероятнее всего, это будут лицензионные горизонтальные движки РАБА-МАН.
Во Львове на все лады дискуссировалась загадка: кто по сути заполучил Пролаз? Ведь у умеренного "Сил-Авто" не может быть такового денежного размаха, так как не может быть никогда... Звучали две версии: "Сибал" либо украинский "Стальпром", фаворит в производстве и поставках труб. Вроде бы там ни было, завод оживился и львиную долю собственной продукции будет, как до этого, поставлять в Россию.
Обзор не басня и не нуждается в морали. А все-же радостно, что украинский автопром - не отрезанный черствый ломоть, как многие за последние 10 лет привыкли мыслить, а живой организм, переплетенный корнями с рынком и автозаводами Рф. Это и посодействовало ему выжить. Как и приватизация, которая отдала компаниям, может быть, не наилучших, но реальных владельцев. Как и законодательство, взявшее под защиту - пусть с долголетним запозданием и не всегда уместно - интересы российских производителей (а именно, практически удалось покончить с "теневым" ввозом импортных машин).
Вот такое дерево вырастает у соседа...