СПИДОМЕТРЫ. ТАХОМЕТРЫ. АМПЕРМЕТРЫ
СПИДОМЕТРЫ. ТАХОМЕТРЫ. АМПЕРМЕТРЫ
РЫНОК
ПОКУПАЯ, НЕ ОШИБИСЬ
СПИДОМЕТРЫ. ТАХОМЕТРЫ. АМПЕРМЕТРЫ
Антон УТКИН
О километрах и милях на циферблатах спидометров и других нужных вещах - в следующем обзоре устройств электрического оборудования.
Авто контрольно-измерительные приборы (дальше КИП) делят на две группы - указывающие и сигнализирующие. 1-ые, обычно стрелочного типа, информируют водителя о значении измеряемой величины. 2-ые - подают сигнал о появлении аварийного режима в работе какой-нибудь системы автомобиля.
Все КИП по нормали ОН 025215-69 относят к группе деталей "38". Эти две числа вы всегда увидите в маркировке на приборе сходу после точки. Собирают их на заводах как в корпусах, так и без их. Корпусные помещают на панелях автомобилей либо каждый в отдельности, либо на особых щитках*, как, к примеру, на УАЗе. Но на большинстве современных автомобилей КИП - бескорпусные. Монтируют их в композициях устройств. Щитки и композиции для большинства российских автомобилей, также все КИП в их составе делает владимирский завод АП "Автоприбор". Для столичных ЗИЛа и АЗЛК, также ЗАЗа и РАФа приборы поставляет рижский АЭП (сейчас RAR). "Ижмаш", как оборонное предприятие, получает их от бывших коллег - завода "Точмаш" (Владимир). Последний сегодня кое-что подкидывает и "Москвичу".
Самый главный прибор автомобиля, естественно, спидометр (подгруппа 3802). В большинстве случаев у него механический привод гибким валом от коробки. Но на больших грузовиках и автобусах спидометры с электроприводом. В таких машинах мотор и коробка размещены далековато друг от друга и очень длиннющий трос меж ними работать будет недолго.
Важный параметр спидометра (счетчика пробега) - передаточное число его внутреннего редуктора. Обычно, оно равно 1000. По интернациональному эталону, на каждую линейную единицу пройденного автомобилем пути (к примеру, километр) приводной вал спидометра должен сделать 1000 оборотов. Но в спидометрах автомобилей конструкции 60-х годов ("Волга", УАЗ, ИЖ, грузовики) это число меньше - 624. В их трос спидометра делает 1000 оборотов не на 1 километр пути, а на 1 сухопутную милю (1609 м). В свое время, копируя южноамериканские авто, наши конструкторы оставляли в коробке "южноамериканский" редуктор (привод) и переделывали только сам спидометр - так было проще. Если поставить на "Волгу" спидометр, например, от "Жигулей", он будет занижать скорость в 1,6 раза, зато счетчик пробега (время от времени его именуют одометр) начнет точно отсчитывать мили.
Об этом следует держать в голове обладателям импортных машин и реэкПодвесканых автомобилей ВАЗа, поступивших из Америки, Великобритании, Канады и других государств, где принято дюймовое исчисление. У таких "жигулей" и "самар" в одометре собственный мильный редуктор с передаточным числом 1600, а в коробке - стандартный. Встречаются эти необыкновенные композиции устройств и в запчастях на рынках. Так что будьте внимательны.
У спидометров новейших моделей автомобилей (VAZ 2110, GAZ 3110) неурядицы с передаточными числами уже не будет - они электрические. Получая сигналы от установленного на коробке датчика Холла, таковой прибор конвертирует их в неизменное напряжение. Частота импульсов и определяет показания скорости и пробега. По интернациональному эталону, на каждый километр пути датчик должен посылать 6000 импульсов.
Последующий параметр спидометра - его посадочный поперечник. Очевидно, это применимо только к корпусным устройствам (85, 98, 100, 125, 130, 140, 165 мм). Ориентируясь на поперечник, передаточное число и наивысшую скорость на шкале, можно просто подобрать спидометр заместо неисправного штатного.
Бескорпусные спидометры, обычно, невзаимозаменяемы, ну и в продаже попадаются изредка, потому меняют их обычно в сборе с композицией устройств. Стоят спидометры от 20 за бескорпусный для ижевского "Москвича" до 160 рублей за корпусный от GAZ 31029. Применяемость спидометров - в табл. 1.
Гибкие валы привода спидометров (подгруппа 3819) для большинства российских автомобилей делает завод ЛЭТЗ в Лысково Нижегородской области и частично АЭП в Риге. Все валы схожи по конструкции и отличаются только длиной. Если штатный приобрести не удалось, то подойдет малость больший по длине. Присоединительные размеры оболочек большинства валов схожи: резьба гайки ниппеля со стороны привода - М22х1,5, а со стороны спидометра - М18х1,5. Исключение - тросики автомобилей ВАЗ: резьбы соответственно М18х1,5 и М16х1,5. Вобщем, оболочка ломается изредка, куда почаще сам вал. Чинят его так. Вынимают оборванный вал из оболочки и определяют длину, совместив кусочки. А готовят новый из более длинноватого, может быть, тоже негожего. Замечу, поперечникы валов схожи - 3,3 мм, а их концы опрессованы на квадрат со стороной 2,7 мм. Зубилом на наковальне отрубаем отмеренную часть троса. Обезжириваем круглый конец в растворителе и окунаем в раствор соляной кислоты на несколько минут для протравки. Позже - в расплавленные канифоль и оловянистый припой. Пропитанную оловом часть троса опиливаем до квадратного сечения. Цены тросов спидометра обычно от 15 до 40 рублей. Длина их - для российских автомобилей - в табл. 2.
Тахометры, обычно, приборы стрелочные (подгруппа 3813). Они бывают индукционные либо электрические. 1-ые приводятся в действие тросом (на байках и тракторах) либо электронным моторчиком (на грузовиках). 2-ые регистрируют частоту пульсаций напряжения или в системе зажигания (на тех движках, где она есть), или на выводе фазы генератора (на дизельных моторах) и в согласовании с этими данными указывают обороты коленвала мотора. Приборы, работающие от "фазы", невзаимозаменяемы. Тахометр, который "считывает" информацию с катушки зажигания, можно приспособить к хоть какому автомобилю, если, естественно, он предназначен для мотора с этим же количеством цилиндров. Тахометры делают те же фабрики, что выпускают спидометры, а розничная стоимость их может колебаться от 45 рублей за бескорпусный до 130 за корпусный. Правда, бескорпусные встречаются в продаже достаточно изредка и в главном от "Точмаша". Тахометры российских автомобилей, работающие от системы зажигания, представлены в табл. 3.
Амперметры, вольтметры - приборы для контроля работы генератора относятся соответственно к подгруппам 3811 - "Указатели тока" и 3812 - "Указатели напряжения". Амперметр, пожалуй, более информативный из их. К огорчению, он исчезает с панелей современных автомобилей. Дорожки печатных плат в композиции не рассчитаны на большой ток, проходящий через амперметр. Его место занимает вольтметр, потребляющий маленький ток. Как досадно бы это не звучало, но указатель напряжения не настолько чутко реагирует на "заболевания" в электрическом оборудовании, как амперметр, а то и совсем умолчит о неисправности. Например, вольтметр при выключенном зажигании, не покажет разряд батареи через какой-нибудь прибор (моторедуктор стеклоочистителя, обогреватель стекла, фары и т. п.). А стрелка амперметра непременно укажет на это. Если периодически зависает щетка генератора - стрелка начнет резко прыгать от нуля к плюсу и назад.
Последним легковым автомобилем с амперметром был GAZ 31029, а на данный момент этот нужный прибор не ставят даже на УАЗ. Для дооборудования хоть какой машины более подходит универсальный амперметр АП110 - пожалуй, самый массовый на наших грузовиках. Стоит таковой от 20 до 30 рублей. Естественно, его архаичный циферблат навряд ли впишется в дизайн панели устройств современного автомобиля, в особенности иномарки, потому, чтоб он был виден только водителю, его можно, к примеру, установить слева от управляющий колонки. Аккуратненько выпиливаем круглым ратфилем в стене "торпедо" отверстие поперечником 60+1 мм, вставляем прибор и прижимаем его штатной планкой. Дополнительный провод от генератора сечением 6 мм2 прокладываем к амперметру повдоль основного жгута, так удобнее.
*Щиток устройств (подгруппа 3805) - это железная конструкция, на которой закреплены прижимающими планками стрелочные приборы и контрольные лампы в личных корпусах. Композиция устройств (подгруппа 3801) - малогабаритный пластмассовый блок указателей и контрольных ламп, закрытый общим стеклом.
Щиток устройств 17.3805.
Композиция устройств 151.3801.
Спидометр СП135 в корпусе.
Тахометр ТХ200 бескорпусный.
Гибкий вал ГВ124-Е.
Амперметр АП110.
Эмблемы заводов электрического оборудования. Сверху вниз: АП, АЭП, "Точмаш".
РЫНОК
ПОКУПАЯ, НЕ ОШИБИСЬ
СПИДОМЕТРЫ. ТАХОМЕТРЫ. АМПЕРМЕТРЫ
Антон УТКИН
О километрах и милях на циферблатах спидометров и других нужных вещах - в следующем обзоре устройств электрического оборудования.
Авто контрольно-измерительные приборы (дальше КИП) делят на две группы - указывающие и сигнализирующие. 1-ые, обычно стрелочного типа, информируют водителя о значении измеряемой величины. 2-ые - подают сигнал о появлении аварийного режима в работе какой-нибудь системы автомобиля.
Все КИП по нормали ОН 025215-69 относят к группе деталей "38". Эти две числа вы всегда увидите в маркировке на приборе сходу после точки. Собирают их на заводах как в корпусах, так и без их. Корпусные помещают на панелях автомобилей либо каждый в отдельности, либо на особых щитках*, как, к примеру, на УАЗе. Но на большинстве современных автомобилей КИП - бескорпусные. Монтируют их в композициях устройств. Щитки и композиции для большинства российских автомобилей, также все КИП в их составе делает владимирский завод АП "Автоприбор". Для столичных ЗИЛа и АЗЛК, также ЗАЗа и РАФа приборы поставляет рижский АЭП (сейчас RAR). "Ижмаш", как оборонное предприятие, получает их от бывших коллег - завода "Точмаш" (Владимир). Последний сегодня кое-что подкидывает и "Москвичу".
Самый главный прибор автомобиля, естественно, спидометр (подгруппа 3802). В большинстве случаев у него механический привод гибким валом от коробки. Но на больших грузовиках и автобусах спидометры с электроприводом. В таких машинах мотор и коробка размещены далековато друг от друга и очень длиннющий трос меж ними работать будет недолго.
Важный параметр спидометра (счетчика пробега) - передаточное число его внутреннего редуктора. Обычно, оно равно 1000. По интернациональному эталону, на каждую линейную единицу пройденного автомобилем пути (к примеру, километр) приводной вал спидометра должен сделать 1000 оборотов. Но в спидометрах автомобилей конструкции 60-х годов ("Волга", УАЗ, ИЖ, грузовики) это число меньше - 624. В их трос спидометра делает 1000 оборотов не на 1 километр пути, а на 1 сухопутную милю (1609 м). В свое время, копируя южноамериканские авто, наши конструкторы оставляли в коробке "южноамериканский" редуктор (привод) и переделывали только сам спидометр - так было проще. Если поставить на "Волгу" спидометр, например, от "Жигулей", он будет занижать скорость в 1,6 раза, зато счетчик пробега (время от времени его именуют одометр) начнет точно отсчитывать мили.
Об этом следует держать в голове обладателям импортных машин и реэкПодвесканых автомобилей ВАЗа, поступивших из Америки, Великобритании, Канады и других государств, где принято дюймовое исчисление. У таких "жигулей" и "самар" в одометре собственный мильный редуктор с передаточным числом 1600, а в коробке - стандартный. Встречаются эти необыкновенные композиции устройств и в запчастях на рынках. Так что будьте внимательны.
У спидометров новейших моделей автомобилей (VAZ 2110, GAZ 3110) неурядицы с передаточными числами уже не будет - они электрические. Получая сигналы от установленного на коробке датчика Холла, таковой прибор конвертирует их в неизменное напряжение. Частота импульсов и определяет показания скорости и пробега. По интернациональному эталону, на каждый километр пути датчик должен посылать 6000 импульсов.
Последующий параметр спидометра - его посадочный поперечник. Очевидно, это применимо только к корпусным устройствам (85, 98, 100, 125, 130, 140, 165 мм). Ориентируясь на поперечник, передаточное число и наивысшую скорость на шкале, можно просто подобрать спидометр заместо неисправного штатного.
Бескорпусные спидометры, обычно, невзаимозаменяемы, ну и в продаже попадаются изредка, потому меняют их обычно в сборе с композицией устройств. Стоят спидометры от 20 за бескорпусный для ижевского "Москвича" до 160 рублей за корпусный от GAZ 31029. Применяемость спидометров - в табл. 1.
Гибкие валы привода спидометров (подгруппа 3819) для большинства российских автомобилей делает завод ЛЭТЗ в Лысково Нижегородской области и частично АЭП в Риге. Все валы схожи по конструкции и отличаются только длиной. Если штатный приобрести не удалось, то подойдет малость больший по длине. Присоединительные размеры оболочек большинства валов схожи: резьба гайки ниппеля со стороны привода - М22х1,5, а со стороны спидометра - М18х1,5. Исключение - тросики автомобилей ВАЗ: резьбы соответственно М18х1,5 и М16х1,5. Вобщем, оболочка ломается изредка, куда почаще сам вал. Чинят его так. Вынимают оборванный вал из оболочки и определяют длину, совместив кусочки. А готовят новый из более длинноватого, может быть, тоже негожего. Замечу, поперечникы валов схожи - 3,3 мм, а их концы опрессованы на квадрат со стороной 2,7 мм. Зубилом на наковальне отрубаем отмеренную часть троса. Обезжириваем круглый конец в растворителе и окунаем в раствор соляной кислоты на несколько минут для протравки. Позже - в расплавленные канифоль и оловянистый припой. Пропитанную оловом часть троса опиливаем до квадратного сечения. Цены тросов спидометра обычно от 15 до 40 рублей. Длина их - для российских автомобилей - в табл. 2.
Тахометры, обычно, приборы стрелочные (подгруппа 3813). Они бывают индукционные либо электрические. 1-ые приводятся в действие тросом (на байках и тракторах) либо электронным моторчиком (на грузовиках). 2-ые регистрируют частоту пульсаций напряжения или в системе зажигания (на тех движках, где она есть), или на выводе фазы генератора (на дизельных моторах) и в согласовании с этими данными указывают обороты коленвала мотора. Приборы, работающие от "фазы", невзаимозаменяемы. Тахометр, который "считывает" информацию с катушки зажигания, можно приспособить к хоть какому автомобилю, если, естественно, он предназначен для мотора с этим же количеством цилиндров. Тахометры делают те же фабрики, что выпускают спидометры, а розничная стоимость их может колебаться от 45 рублей за бескорпусный до 130 за корпусный. Правда, бескорпусные встречаются в продаже достаточно изредка и в главном от "Точмаша". Тахометры российских автомобилей, работающие от системы зажигания, представлены в табл. 3.
Амперметры, вольтметры - приборы для контроля работы генератора относятся соответственно к подгруппам 3811 - "Указатели тока" и 3812 - "Указатели напряжения". Амперметр, пожалуй, более информативный из их. К огорчению, он исчезает с панелей современных автомобилей. Дорожки печатных плат в композиции не рассчитаны на большой ток, проходящий через амперметр. Его место занимает вольтметр, потребляющий маленький ток. Как досадно бы это не звучало, но указатель напряжения не настолько чутко реагирует на "заболевания" в электрическом оборудовании, как амперметр, а то и совсем умолчит о неисправности. Например, вольтметр при выключенном зажигании, не покажет разряд батареи через какой-нибудь прибор (моторедуктор стеклоочистителя, обогреватель стекла, фары и т. п.). А стрелка амперметра непременно укажет на это. Если периодически зависает щетка генератора - стрелка начнет резко прыгать от нуля к плюсу и назад.
Последним легковым автомобилем с амперметром был GAZ 31029, а на данный момент этот нужный прибор не ставят даже на УАЗ. Для дооборудования хоть какой машины более подходит универсальный амперметр АП110 - пожалуй, самый массовый на наших грузовиках. Стоит таковой от 20 до 30 рублей. Естественно, его архаичный циферблат навряд ли впишется в дизайн панели устройств современного автомобиля, в особенности иномарки, потому, чтоб он был виден только водителю, его можно, к примеру, установить слева от управляющий колонки. Аккуратненько выпиливаем круглым ратфилем в стене "торпедо" отверстие поперечником 60+1 мм, вставляем прибор и прижимаем его штатной планкой. Дополнительный провод от генератора сечением 6 мм2 прокладываем к амперметру повдоль основного жгута, так удобнее.
*Щиток устройств (подгруппа 3805) - это железная конструкция, на которой закреплены прижимающими планками стрелочные приборы и контрольные лампы в личных корпусах. Композиция устройств (подгруппа 3801) - малогабаритный пластмассовый блок указателей и контрольных ламп, закрытый общим стеклом.
Щиток устройств 17.3805.
Композиция устройств 151.3801.
Спидометр СП135 в корпусе.
Тахометр ТХ200 бескорпусный.
Гибкий вал ГВ124-Е.
Амперметр АП110.
Эмблемы заводов электрического оборудования. Сверху вниз: АП, АЭП, "Точмаш".