КОРМИЛЕЦ
КОРМИЛЕЦ
РЫНОК
У ПРИЛАВКА
КОРМИЛЕЦ
Предмет нашей очередной беседы с асами торговли - карбюратор. Обзор рынка устройств, обеспечивающих здоровое питание моторов... и продавцов.
Максим САЧКОВ. Набросок Эдуарда Конопа
Где делают карбюраторы?
Для российских легковушек их создают Димитровградский автоагрегатный завод (ДААЗ) и АО "Пекар" ("Петербургские карбюраторы", прошлый карбюраторно-арматурный завод ЛенКарЗ, С.-ПКарЗ).
Желтые карбюраторы из Санкт-Петербурга маркируют буковкой и трехзначным индексом (надпись выполнена прямо на корпусе). Буковка же после серии обозначает модификацию. Так, модель К-151 устанавливают на "волги" со старенькым "402-м" мотором, К-151Д - на 150-сильный "406-й", а К-151В предназначен УАЗу.
Все ДААЗы выдает сероватый корпус. На него наносят аббревиатуру завода и номер по каталогу запчастей. 1-ые числа нередко совпадают с обозначением модели автомобиля (мотора). К примеру, на VAZ 21083 установлен ДААЗ-21083-1107010. Кстати, кодом 1107010 как раз и обозначается запасная часть под заглавием "карбюратор" и присвоенные ей числа повторяются в каталожных номерах всех устройств. Мы же оставим их только для таблицы.
Почему карбюраторы "самар" именуют "солексами"?
Вернее - типа "Солекс". Вообщем, всех "димитровградцев" можно поделить на две огромные группы. В первой - "озоны", улучшенный вариант знаменитых карбюраторов типа "Вебер", которые помнят еще по первым "жигулям". Унаследовав конструкцию родителей, они заполучили пневмопривод 2-ой дроссельной заслонки и экономайзер принудительного холостого хода (ЭПХХ). А к неоднозначным индексам прибавилось имя собственное - "Озон".
Посреди 80-х ДААЗ освоил совсем новые приборы для новорожденной вазовской "восьмерки". Их для простоты и именуют "солексами", по имени французской компании, давшей жизнь этой конструкции.
На кого работает ДААЗ?
Познакомьтесь с таблицей. Для "жигулевских" моторов объемом 1,2 и 1,3 л Димитровград выпускает карбюраторы серии ДААЗ-2105, а для 1,5- и 1,6-литровых - ДААЗ-2107 (подробнее ЗР, 1998, № 7). Снутри серии приборы различаются тарировочными данными (сечением жиклеров, регулировками под различный объем мотора) и, естественно, маркировкой (2-мя последними цифрами). Собираясь на рынок, уточните, какое конкретно выполнение "Озона" вам необходимо, чтоб позже не заниматься "подгонкой по месту". Проще всего поглядеть маркировку старенького прибора и спрашивать таковой же. У тех, что имеют на конце цифру 20 ("20-х"), нет микроэлектронного выключателя (датчика положения дроссельной заслонки), на "10-х" же не предусмотрен штуцер под вакуумный регулятор распределителя зажигания, а топливный жиклер первой камеры большего поперечника.
Прямо за "восьмой" серией карбюраторов (модификации ДААЗ-21081, 2108, 21083) появились "солексы" для "жигулей": ДААЗ-21051 и ДААЗ-21053. Авто, снаряженные такими карбюраторами, в главном, шли на экПодвеска (позже, правда, большей частью ворачивались). Много вопросов и споров появляется по поводу толстой трубки, выходящей из корпуса верхней крышки такового карбюратора. Это штуцер отвода паров горючего из поплавковой камеры. Если автомобиль не оборудован системой улавливания паров бензина (что бывает в большинстве случаев), ее довольно легко заглушить.
Для 1,7-литрового вазовского мотора и уфимского объемом 1,8 л создают новые "солексы": 21073 и 21041. "Оке" с мотором 650 смз предназначен "1111-й", более сильной - "11113-й". "10-ке" досталась модификация "восемьдесят третьего" - ДААЗ-21083-31. Отличие от родственника - автоматическое пусковое устройство.
Выпускают "озоны" для "москвичей" - столичных и ижевских - с маркировкой 2140. Обращайте внимание на две последние числа! Часть уфимских 1,5-литровых движков оснащали карбюратором 2140-10. Он стопроцентно взаимозаменяем с "двадцатым", отличие исключительно в пневматическом приводе 2-ой дроссельной заслонки. Такая же конструкция и у ДААЗ-2141 - для "41-х" с движком VAZ 2106. На других - привод механический.
А что все-таки остается на долю "Пекара"?
В главном, сборочные потоки ГАЗа и УАЗа. До 1987 года на "волги" с движком ЗМЗ-402.10 устанавливали только карбюратор К-126ГМ. С освоением GAZ 24-10 появился упоминавшийся К-151 - более экономный, с автономной системой холостого хода и ЭПХХ. Прибор, по сопоставлению с предшественником, стал еще капризнее, часто просит очистки и регулировки. Те же недочеты заполучил и К-151В, сменивший К-126ГУ.
А можно ли заместо петербургских использовать димитровградские карбюраторы?
Чуток более одного года ДААЗ выпускает для "Волги" модель 2410 типа "Солекс", применимую для подмены устаревшего К-126ГМ. Кого не устраивает К-151, может поставить на собственный мотор не так давно показавшийся в продаже ДААЗ-31029. Производители обещают улучшение динамических черт и понижение расхода горючего. Правда, стоимость "димитровградцев" в два-три раза выше. Хозяев "уазиков", может быть, повеселит новинка - созданный для их "Солекс" ДААЗ-4178.
А ведь кое-кто устанавливал "жигулевские" карбюраторы на "волги"...
И не только лишь на "волги". Умельцы ставили "нивовские солексы" и "семерочные озоны" на "газели", УАЗы и даже иномарки (подробнее ЗР, 1996, № 7). Ездили и были довольны. Некие делают так до сего времени. Но есть ли смысл? Чужой карбюратор кормит мотор не наилучшим образом (хотя и возможно окажется надежнее). Сейчас, пожалуй, целесообразнее приобрести прибор, специально приспособленный к вашему движку.
Как быть обладателям ветеранов автопрома? Можно ли для их отыскать что-либо подходящее?
"Жигули" первых выпусков комплектовали карбюраторами типа "Вебер". Большая часть деталей к ним подходит от "озонов". А если решено обзавестись новым карбюратором, рекомендуем заместо ДААЗ-2101 установить "2105", а заместо "2103" и "2106" приобрести "2107".
Часть "москвичей" до 1985 оснащалась все этим же "Вебером" 2101-11. По мере надобности его можно поменять на ДААЗ-2105 в выполнении "10" либо "20". А чтоб установить "Озон" заместо К-126Н (либо К-126ГН), придется разориться на шпильки крепления карбюратора к впускному коллектору (штатные малость короче) и вазовский воздушный фильтр (в сборе).
Вспомним и о "тавриях". Некие из их поступали в продажу с "ленкарзовским" К-133М, который, по отзывам, не нравился никому из хозяев. Установка заместо него родного ДААЗа востребует неких переделок: на рынке продается особый набор запчастей для переоборудования.
На реэкПодвесканых "самарах" можно узреть ДААЗы, опутанные проводами и трубками...
Это высшая ступень развития наших "солексов" - электрический карбюратор ДААЗ-21083-62. Он отличается от "восемьдесят третьего" автоматическим пусковым устройством, системой рециркуляции, актюаторами (электроклапанами) холостого хода и главной дозирующей системы. Управляет им компьютер. Как указывает опыт, проще и надежней поменять его обыденным ДААЗ-21083, изолировав "ненадобные" провода и заглушив трубки (см. ЗР, 1994, № 9).
Как обстоят дела с запчастями?
С этим заморочек нет: в магазинах и на рынках все есть, не считая, пожалуй, деталей к последним "изобретениям" ДААЗа (к ним, вобщем, подходит большая часть запчастей от старенькых моделей). Предлагаются любые ремкомплекты по стоимости от 10 до 100 рублей, а раздельно прокладки, диафрагмы, игловатые клапаны и почти все другое. Есть даже составные части карбюратора, к примеру, блок дроссельных заслонок к "Озону".
Где все-же лучше брать карбюратор: в магазине либо на рынке?
Возможность, что в магазине реализуют незаводской (собранный в гараже из запчастей) карбюратор, такая же, как и на рынке (некие торговые точки "затариваются" конкретно там). На промышленных изделиях непременно стоят штампы ОТК, выполнены все нужные регулировки (уровень в поплавковой камере, положение дроссельных и воздушной заслонок), установлены заглушки. Пристально осмотрите покупку - нет ли механических повреждений. Непременно потребуйте у торговца гарантию.
В качестве напутствия напомним, что карбюраторы изредка требуют подмены "по неисправности". Но если вы твердо убеждены в необходимости покупки нового прибора - возлагаем надежды, изложенные тут сведения вам посодействуют.
1. "Озон" для "Жигулей": ДААЗ-2105.
2. "Солекс" из Димитровграда: ДААЗ-21073.
3. Продукция АО "Пекар" - К-126ГМ для "Волги".