ОДНОЙ НОГОЙ В КОРЕЕ,ДРУГОЙ - В Рф
ОДНОЙ НОГОЙ В КОРЕЕ,ДРУГОЙ - В Рф
ЭКОНОМИКА
Партнеры
ОДНОЙ НОГОЙ В КОРЕЕ,
ДРУГОЙ - В Рф
Либо ПОЧЕМУ УСТОЯЛ УКРАИНСКИЙ АВТОПРОМ
Авто рынок соседа равномерно цивилизуется и демонополизуется.
Леонид САПОЖНИКОВ
ЛОББИСТ ПОКУПАТЕЛЯ НЕ Поменяет
Украину, как и Россию, разумом не осознать. А корейцу - и подавно...
Когда концерн "Дэу" примерял запорожские штаны, страна 2-ух Тарасов - Бульбы и Шевченко - отрисовывала ему радужные перспективы. Сановники в коридорах власти предоставляли разыскиваемые льготы и разве что не пели хором: "К нам приехал, к нам приехал наш инвестор дорогой!". Все шло к тому, что СП "АвтоЗАЗ-Дэу" станет монополистом на украинском рынке легковых автомобилей. И что все-таки? В 1999 году в страну было ввезено более 300 тыс. машин. Приблизительно 80% составили старые иномарки из далекого зарубежья.
А ведь, казалось бы, их сгустку был поставлен надежный заслон: еще весной 1998-го Кабинет министров воспретил ввоз автомобилей старше 5 лет. Запрет сыграл с его инициаторами-корейцами злую шуточку: они расслабились, не подозревая о "кривой козе", на которой у нас сызвека лихо объезжают законы.
Кроме простых взяток, нашлись методы, достойные бессмертного Остапа. К примеру, покупаешь у соотечественника документы автомобиля подходящей модели, а потом ввозишь таковой же из-за границы в разобранном виде: типо для подмены агрегатов. Либо гонишь с Запада импортную машину для несуществующего россиянина, который вдруг от нее "отрешается", и машина, оставшись на Украине, легализуется средством суда. Но самым пользующимся популярностью методом в объезд запрета стал "временный ввоз" автомобилей с зарубежными номерами (в большинстве случаев литовскими) по доверенности обладателя, он же практически - торговец. По оценкам профессионалов, автопарк Украины раз в год прирастает за счет таких машин на 100-120 тыщ.
Летом 1999-го Кабинет министров под нажимом "АвтоЗАЗ-Дэу" повел пришествие на временный ввоз, запретив его неизменным жителям Украины. Но дело шло к президентским выборам и просто было представить, как проголосуют сотки тыщ обиженных. Незадолго до выборов Леонид Кучма отменил постановление правительства: мол, не доработано и вызывает социальную напряженность. Кабинет дорабатывает... Согласно прогнозам, временный ввоз все таки резко ограничат, но при всем этом, может быть, легализуют уже ввезенные авто, обязав фактических хозяев уплатить в госбюджет от 100 до 300 у. е. зависимо от класса авто.
Мораль сей истории нужно включить в учебники для предпринимателей: никакие лоббисты в верхах не поменяют вам покупателя! А с ним-то "АвтоЗАЗ-Дэу" обходился на первых порах небережно, без учета его кошелька и психологии. Цены корейских моделей СП оказались неподъемными для среднего украинского потребителя, а к тому же в его очах авто "Дэу" выглядели как навязываемые властью. Не было и надежного, общедоступного сервиса. В конечном итоге за 1-ый год работы СП смогло реализовать только половину продукции (приблизительно 13 тыс. машин) и притормозило создание, чтоб не работать на склад. В 1999 году выпущено всего 6 тыщ сравнимо дешевеньких автомобилей семейства "Таврия".
Смена управления "АвтоЗАЗ-Дэу" (ЗР, 1999, № 7) резко изменила ситуацию. Была объявлена акция распродажи нереализованных автомобилей. При всем этом стоимость "Ланоса" в базисной комплектации уменьшилась с 8200 до 5000 у. е., а "Нубира" и "Таврия" подешевели на 30%, практически на третья часть были снижены и цены запчастей. Сразу СП начало предлагать свои авто в лизинг на симпатичных критериях (30% цены сходу, другие 70 - в течение 3 лет под 16% годичных). И замершие было реализации круто пошли ввысь: только за 1-ый месяц со складов ушли 2000 машин. Тот же "Ланос" в перечне более покупаемых на Украине моделей поднялся с 12-го на 2-е место, а новый псевдоседан "Славута" (ZAZ 1103) - с 9-го на 4-е. Важнее всего, но, что у СП появился стратегический партнер - компания "Укравто", располагающая сетью из 400 100 и автомобильных салонах.
Но драгоценное время - практически 18 месяцев - невозвратно упущено. И официальный фаворит украинского автопрома, способный выпускать раз в год более 150 тыщ машин, обязан существенно умерить свои амбиции. В 2000 году он планирует реализовать 38 тыщ автомобилей, из их 8 тыщ - за рубежом (сначала в Рф).
МАШИНЫ С ДВОЙНЫМ ГРАЖДАНСТВОМ
Природа не терпит пустоты, а рынок - тем паче. Пока "АвтоЗАЗ-Дэу" буксовал, на Украине упрочил свои позиции ГАЗ (ЗР, 1998, № 11). Три предприятия в Симферополе, Чернигове и под Киевом, получая машинокомплекты из Рф и используя в среднем 30% украинских девайсов, собрали и продали в 1999-м около 11 тыщ "волг", "газелей" и "соболей". А означает, украинские партнеры Горьковского автозавода по суммарному выпуску затмили в прошлом году "АвтоЗАЗ-Дэу". Правда, по легковым автомобилям все таки отстали: "волг" изготовлено порядка 4 тыщ.
Любознательный факт: правительство Украины обязало экономные организации и учреждения брать для собственных нужд только российские авто. Возможно, была задумка подтолкнуть директоров к "Нубире" и "Леганзе" из Запорожья. Но многие предпочли "Волгу" украинской сборки, благо все еще довольно респектабельна и не раздражает сидячий без заработной платы трудовой коллектив...
Серьезно заинтересовался Украиной, хоть и позже горьковчан, АвтоВАЗ. У него появились приличные официальные импортеры (компания "Укрпроминвест" и др.). Результаты впечатляют: из 70 тыщ новых автомобилей всех марок, проданных на Украине в прошедшем году, вазовских - практически половина. Посреди их большим спросом воспользовались модели 2109, 21099 и 2107.
На данный момент АвтоВАЗ вынашивает проект сборки украинских "шестерок". Переговоры о их производстве велись с Луцким автозаводом и с агропромышленным предприятием в Ровно. По последним сведениям, престарелая, выпускаемая с 1976 года, модель имеет шансы прописаться в Запорожье. Один из вариантов - на трикотажной фабрике...
Вроде бы там ни было, присутствие АвтоВАЗа на Украине все более приметно и не ограничивается обычный продажей автомобилей. Большие импортеры "лад" и "жигулей" организуют встречные поставки украинских материалов и девайсов в Тольятти (к примеру, "Укр-
проминвест" шлет запорожский металл и днепропетровские батареи). Сотрудничество расширяется такими темпами, что во избежание излишнего хождения средств с Украины в Россию и назад появился денежный посредник - торговый дом "УкравтоВАЗ".
Еще одна русская марка, выпускаемая на Украине, - УАЗ. Крупноузловой сборкой моделей 3151 и 3962 занимается краснодонский завод "Автоагрегат" (Луганская область). В 1999-м сделано более 1000 машин. Не ахти как много, но, похоже, УАЗ еще сделает на Украине карьеру. Луцкий автозавод наконец отыскал инвестора - вышеупомянутую корпорацию "Укрпроминвест" - и решил собирать у себя... "уазики". Для начала на 2000 год запланировал не меньше тыщи.
А что все-таки луцкий народный внедорожник, который на Украине именуют "Волынянкой"? Из-за отсутствия коробок передач в прошлом году сделано только 70 машинокомплектов, отправленных подмосковной фирме "Валетта". В 2000 году "волынянок" будет выпущено столько, сколько коробок даст осваивающий их создание Львовский завод гидромеханических передач. Пока никто не в состоянии именовать хотя бы ориентировочную цифру.
Самое главное, у ЛуАЗа появились Энциклопедия грузовых автомобилей на реконструкцию. По ее окончании он сумеет выпускать не 17 тыщ автомобилей в год, как в свои наилучшие времена, а в три раза больше.
БУДЕТ ВАМ И "АСТРА"...
Западные автоконцерны, нашедшие дешевенькую рабочую силу в странах Восточной Европы, еще далее к востоку, на Украину, пока не собираются. Единственное исключение - "Опель", преднамеренный организовать на Запорожском автозаводе мелкоузловую сборку новейшей "Астры". "Опель", как понятно, давнешний партнер и учитель "Дэу" в области автопромышленности. Эти их особенные дела позволяют решить вопрос о запорожской "Астре" полюбовно. Другое дело - сроки. "Опель", имея перед очами печальный опыт СП, желает придти на размеренно работающее предприятие. Он готов сделать определенные шаги не ранее, чем "АвтоЗАЗ-Дэу" будет выпускать 50 тыщ автомобилей в год. По воззрению профессионалов, это произойдет в 2001 году.
Другие мировые автоконцерны наслаждаются на Украине дилерскими продажами, объемы которых в наилучшем случае исчисляются сотками машин данной марки. Но в ближайшее время их отношение к украинскому рынку становится более суровым. Одним из критериев могут служить предоставляемые покупателям льготы. Вот свежайший пример: на все приобретаемые у дилеров новые "мерседесы" срок гарантии увеличен в два раза (до 2 лет либо 100 тыс. км).
В целом, невзирая на ворох правовых и экономических заморочек, авто рынок Украины равномерно цивилизуется. Главное достижение - родилась и крепчает другая автомобилестроение. Это благо не только лишь для потребителей, да и для несостоявшегося монополиста в лице "АвтоЗАЗ-Дэу". Верно гласил его сегодняшний управляющий Олег Папашев, будучи еще основным конструктором: "Монополизм развращает и ведет к загниванию..."
Создатель благодарит информационно-аналитическую группу
"АВТО-Консалтинг"
(управляющий Олег Омельницкий) за помощь в подготовке статьи.
Президент Украины Л. Кучма и президент АО "ГАЗ" Н. Пугин на открытии сборочного завода в Симферополе.
ЭКОНОМИКА
Партнеры
ОДНОЙ НОГОЙ В КОРЕЕ,
ДРУГОЙ - В Рф
Либо ПОЧЕМУ УСТОЯЛ УКРАИНСКИЙ АВТОПРОМ
Авто рынок соседа равномерно цивилизуется и демонополизуется.
Леонид САПОЖНИКОВ
ЛОББИСТ ПОКУПАТЕЛЯ НЕ Поменяет
Украину, как и Россию, разумом не осознать. А корейцу - и подавно...
Когда концерн "Дэу" примерял запорожские штаны, страна 2-ух Тарасов - Бульбы и Шевченко - отрисовывала ему радужные перспективы. Сановники в коридорах власти предоставляли разыскиваемые льготы и разве что не пели хором: "К нам приехал, к нам приехал наш инвестор дорогой!". Все шло к тому, что СП "АвтоЗАЗ-Дэу" станет монополистом на украинском рынке легковых автомобилей. И что все-таки? В 1999 году в страну было ввезено более 300 тыс. машин. Приблизительно 80% составили старые иномарки из далекого зарубежья.
А ведь, казалось бы, их сгустку был поставлен надежный заслон: еще весной 1998-го Кабинет министров воспретил ввоз автомобилей старше 5 лет. Запрет сыграл с его инициаторами-корейцами злую шуточку: они расслабились, не подозревая о "кривой козе", на которой у нас сызвека лихо объезжают законы.
Кроме простых взяток, нашлись методы, достойные бессмертного Остапа. К примеру, покупаешь у соотечественника документы автомобиля подходящей модели, а потом ввозишь таковой же из-за границы в разобранном виде: типо для подмены агрегатов. Либо гонишь с Запада импортную машину для несуществующего россиянина, который вдруг от нее "отрешается", и машина, оставшись на Украине, легализуется средством суда. Но самым пользующимся популярностью методом в объезд запрета стал "временный ввоз" автомобилей с зарубежными номерами (в большинстве случаев литовскими) по доверенности обладателя, он же практически - торговец. По оценкам профессионалов, автопарк Украины раз в год прирастает за счет таких машин на 100-120 тыщ.
Летом 1999-го Кабинет министров под нажимом "АвтоЗАЗ-Дэу" повел пришествие на временный ввоз, запретив его неизменным жителям Украины. Но дело шло к президентским выборам и просто было представить, как проголосуют сотки тыщ обиженных. Незадолго до выборов Леонид Кучма отменил постановление правительства: мол, не доработано и вызывает социальную напряженность. Кабинет дорабатывает... Согласно прогнозам, временный ввоз все таки резко ограничат, но при всем этом, может быть, легализуют уже ввезенные авто, обязав фактических хозяев уплатить в госбюджет от 100 до 300 у. е. зависимо от класса авто.
Мораль сей истории нужно включить в учебники для предпринимателей: никакие лоббисты в верхах не поменяют вам покупателя! А с ним-то "АвтоЗАЗ-Дэу" обходился на первых порах небережно, без учета его кошелька и психологии. Цены корейских моделей СП оказались неподъемными для среднего украинского потребителя, а к тому же в его очах авто "Дэу" выглядели как навязываемые властью. Не было и надежного, общедоступного сервиса. В конечном итоге за 1-ый год работы СП смогло реализовать только половину продукции (приблизительно 13 тыс. машин) и притормозило создание, чтоб не работать на склад. В 1999 году выпущено всего 6 тыщ сравнимо дешевеньких автомобилей семейства "Таврия".
Смена управления "АвтоЗАЗ-Дэу" (ЗР, 1999, № 7) резко изменила ситуацию. Была объявлена акция распродажи нереализованных автомобилей. При всем этом стоимость "Ланоса" в базисной комплектации уменьшилась с 8200 до 5000 у. е., а "Нубира" и "Таврия" подешевели на 30%, практически на третья часть были снижены и цены запчастей. Сразу СП начало предлагать свои авто в лизинг на симпатичных критериях (30% цены сходу, другие 70 - в течение 3 лет под 16% годичных). И замершие было реализации круто пошли ввысь: только за 1-ый месяц со складов ушли 2000 машин. Тот же "Ланос" в перечне более покупаемых на Украине моделей поднялся с 12-го на 2-е место, а новый псевдоседан "Славута" (ZAZ 1103) - с 9-го на 4-е. Важнее всего, но, что у СП появился стратегический партнер - компания "Укравто", располагающая сетью из 400 100 и автомобильных салонах.
Но драгоценное время - практически 18 месяцев - невозвратно упущено. И официальный фаворит украинского автопрома, способный выпускать раз в год более 150 тыщ машин, обязан существенно умерить свои амбиции. В 2000 году он планирует реализовать 38 тыщ автомобилей, из их 8 тыщ - за рубежом (сначала в Рф).
МАШИНЫ С ДВОЙНЫМ ГРАЖДАНСТВОМ
Природа не терпит пустоты, а рынок - тем паче. Пока "АвтоЗАЗ-Дэу" буксовал, на Украине упрочил свои позиции ГАЗ (ЗР, 1998, № 11). Три предприятия в Симферополе, Чернигове и под Киевом, получая машинокомплекты из Рф и используя в среднем 30% украинских девайсов, собрали и продали в 1999-м около 11 тыщ "волг", "газелей" и "соболей". А означает, украинские партнеры Горьковского автозавода по суммарному выпуску затмили в прошлом году "АвтоЗАЗ-Дэу". Правда, по легковым автомобилям все таки отстали: "волг" изготовлено порядка 4 тыщ.
Любознательный факт: правительство Украины обязало экономные организации и учреждения брать для собственных нужд только российские авто. Возможно, была задумка подтолкнуть директоров к "Нубире" и "Леганзе" из Запорожья. Но многие предпочли "Волгу" украинской сборки, благо все еще довольно респектабельна и не раздражает сидячий без заработной платы трудовой коллектив...
Серьезно заинтересовался Украиной, хоть и позже горьковчан, АвтоВАЗ. У него появились приличные официальные импортеры (компания "Укрпроминвест" и др.). Результаты впечатляют: из 70 тыщ новых автомобилей всех марок, проданных на Украине в прошедшем году, вазовских - практически половина. Посреди их большим спросом воспользовались модели 2109, 21099 и 2107.
На данный момент АвтоВАЗ вынашивает проект сборки украинских "шестерок". Переговоры о их производстве велись с Луцким автозаводом и с агропромышленным предприятием в Ровно. По последним сведениям, престарелая, выпускаемая с 1976 года, модель имеет шансы прописаться в Запорожье. Один из вариантов - на трикотажной фабрике...
Вроде бы там ни было, присутствие АвтоВАЗа на Украине все более приметно и не ограничивается обычный продажей автомобилей. Большие импортеры "лад" и "жигулей" организуют встречные поставки украинских материалов и девайсов в Тольятти (к примеру, "Укр-
проминвест" шлет запорожский металл и днепропетровские батареи). Сотрудничество расширяется такими темпами, что во избежание излишнего хождения средств с Украины в Россию и назад появился денежный посредник - торговый дом "УкравтоВАЗ".
Еще одна русская марка, выпускаемая на Украине, - УАЗ. Крупноузловой сборкой моделей 3151 и 3962 занимается краснодонский завод "Автоагрегат" (Луганская область). В 1999-м сделано более 1000 машин. Не ахти как много, но, похоже, УАЗ еще сделает на Украине карьеру. Луцкий автозавод наконец отыскал инвестора - вышеупомянутую корпорацию "Укрпроминвест" - и решил собирать у себя... "уазики". Для начала на 2000 год запланировал не меньше тыщи.
А что все-таки луцкий народный внедорожник, который на Украине именуют "Волынянкой"? Из-за отсутствия коробок передач в прошлом году сделано только 70 машинокомплектов, отправленных подмосковной фирме "Валетта". В 2000 году "волынянок" будет выпущено столько, сколько коробок даст осваивающий их создание Львовский завод гидромеханических передач. Пока никто не в состоянии именовать хотя бы ориентировочную цифру.
Самое главное, у ЛуАЗа появились Энциклопедия грузовых автомобилей на реконструкцию. По ее окончании он сумеет выпускать не 17 тыщ автомобилей в год, как в свои наилучшие времена, а в три раза больше.
БУДЕТ ВАМ И "АСТРА"...
Западные автоконцерны, нашедшие дешевенькую рабочую силу в странах Восточной Европы, еще далее к востоку, на Украину, пока не собираются. Единственное исключение - "Опель", преднамеренный организовать на Запорожском автозаводе мелкоузловую сборку новейшей "Астры". "Опель", как понятно, давнешний партнер и учитель "Дэу" в области автопромышленности. Эти их особенные дела позволяют решить вопрос о запорожской "Астре" полюбовно. Другое дело - сроки. "Опель", имея перед очами печальный опыт СП, желает придти на размеренно работающее предприятие. Он готов сделать определенные шаги не ранее, чем "АвтоЗАЗ-Дэу" будет выпускать 50 тыщ автомобилей в год. По воззрению профессионалов, это произойдет в 2001 году.
Другие мировые автоконцерны наслаждаются на Украине дилерскими продажами, объемы которых в наилучшем случае исчисляются сотками машин данной марки. Но в ближайшее время их отношение к украинскому рынку становится более суровым. Одним из критериев могут служить предоставляемые покупателям льготы. Вот свежайший пример: на все приобретаемые у дилеров новые "мерседесы" срок гарантии увеличен в два раза (до 2 лет либо 100 тыс. км).
В целом, невзирая на ворох правовых и экономических заморочек, авто рынок Украины равномерно цивилизуется. Главное достижение - родилась и крепчает другая автомобилестроение. Это благо не только лишь для потребителей, да и для несостоявшегося монополиста в лице "АвтоЗАЗ-Дэу". Верно гласил его сегодняшний управляющий Олег Папашев, будучи еще основным конструктором: "Монополизм развращает и ведет к загниванию..."
Создатель благодарит информационно-аналитическую группу
"АВТО-Консалтинг"
(управляющий Олег Омельницкий) за помощь в подготовке статьи.
Президент Украины Л. Кучма и президент АО "ГАЗ" Н. Пугин на открытии сборочного завода в Симферополе.