НА ЗАВИСТЬ СКОВОРОДКАМ Либо 5000 КМ БЕЗ МАСЛА
НА ЗАВИСТЬ СКОВОРОДКАМ Либо 5000 КМ БЕЗ МАСЛА
РЫНОК
Экспертиза
НА ЗАВИСТЬ СКОВОРОДКАМ
Либо 5000 КМ БЕЗ МАСЛА
Продолжаем тему антифрикционных присадок, модификаторов трения и реметаллизантов.
Федор МАСЛОВ
Наше знакомство с 4-мя продуктами уже состоялось (ЗР, 1999, № 10). Пробный шар показал, что гласить о головокружительном триумфе либо, напротив, о полной несостоятельности товаров оснований нет, и перечень соискателей хорошо бы расширить. Потому к первопроходчикам мы добавили презентабельную группу из 6 сочувствующих (см. фото).
Кто они? Невзирая на схожий ожидаемый эффект - понижение трения и износа в движке, принципы деяния препаратов разнятся. Условно разделим их на три группы. 1-ая - модификаторы трения. К ним относятся ER (фото 2), "Аспект-модификатор" (фото 9) и "Универсальный модификатор" (фото 10). 2-ая группа - плакирующие присадки, содержащие в собственном составе мелкодисперсные частички специального вещества либо соединения: дисульфида молибдена (MoS2), тефлона (политетрафторэтилена - ПТФЭ) и т. д. Сюда попадают STP c XEP2 (фото 1), Motorol от Liqui Moly (фото 4) и PTFE от Hi Gear Products (фото 6). 3-я группа - реметаллизанты, призванные "восстанавливать" поверхности при неких видах износа. Посреди наших подопытных таких четыре: швейцарский Metalyz 6 (фото 3), украинский РВС (фото 5), русские "Трибо" (фото 7) и "РиМет" (фото 8). Четверку эту следует поделить еще напополам: на препараты с "мягенькими" и "жесткими" активными агентами.
В разряд "мягеньких" запишем Metalyz и "РиМет", содержащие в собственном составе соответственно композицию медь-свинец-серебро и медь-олово-серебро. Они должны заполнять микровпадины (трещинкы, каверны и т. п.) на трущихся поверхностях и наращивать таким макаром площадь пятна контакта (что происходит с хонинговкой, история умалчивает). Если веровать законам физики, имеющиеся на поверхности металла выступы микрорельефа при всем этом нарастать не должны, а вот компрессия вправду может несколько возрости. Вобщем, это относится и к "жестким" реметаллизантам.
"Твердые" - РВС и "Трибо" - предлагаются как средство для безразборного ремонта, способное произвести избирательное наваривание слоя металлокерамики в более изношенных зонах мотора. При этом украинский производитель официально (!) заявляет, что верно обработанный его продуктам движок может проехать без масла до 5 тыс. км. Ожидаемый коэффициент трения в восстановленных зонах, по данным обоих производителей, - 0,003-0,007. Есть и другие любознательные совпадения украинского и русского товаров, хотя оба изготовителя "металлокерамики" ведут себя так, как будто ничего друг о друге не знают. Может быть.
Сейчас шаг вспять - к плакирующим присадкам (STP, Motorol и PTFE). Их принцип деяния в чем либо похож на работу "мягеньких" реметаллизантов, с той только различием, что частички плакирующего вещества не "застревают" во впадинах микрорельефа навечно, а остаются подвижными, подобно телам качения в подшипниках. Потому, если реметаллизанты обещают остаться в движке после подмены масла, то плакирующие присадки его большей частью покидают.
Осталось еще сказать о модификаторах трения (ER, "Аспект-модификатор" и "Универсальный модификатор"). Не утверждая, что это стопроцентно относится к нареченной троице, попробуем объяснить общий принцип деяния модификаторов, как класса. Основан он на химически активном содействии продукта с выступами микрорельефа. В режиме граничного трения толщины масляной прослойки оказывается недостаточно, чтоб исключить контакт поверхностей "металл по металлу". Это проявляется, но, не по всей площади пятна контакта, а только меж выступами микрорельефа. Выступы, пытаясь срезать друг дружку, греются. Тут-то их и "вычисляет" модификатор и, вступая в работу, делает мешающий выступ более "мягеньким". Когда все "излишние" выступы оказываются аккуратненько срезаны, толщины масляной прослойки хватает, чтоб контакта "металл по металлу" избежать... и всем отлично.
Огнь, вода и медные трубы. Несложно додуматься, что каждый производитель считает собственный продукт одним из наилучших. И дело тут не в самолюбии. Каждый продукт в стадии разработки проходит тесты в согласовании с методикой, которую изберут его отцы-создатели. Когда итог создателей устроит, они и предложат продукт на рынок. Избери один из этих способов для сравнительных испытаний различных препаратов - получишь один итог, избери другой - картина поменяется. А чтоб отталкиваться от одной универсальной методики оценки, нужно ориентироваться на Госстандарт. На счастье, в его закромах нашлись способы, созданные для проверки товаров, призванных снижать трение и износ в движке (см. также ЗР, 1999, № 10). Правда, проверить реметаллизирующие характеристики по стандартной методике пока нельзя - ее еще как бы нет.
Пытливым поясним: способ, использованный для оценки эффективности наших препаратов, моделирует режим граничного трения, упрощенно изложенный чуток выше. Два других имеющихся режима - гидродинамического и сухого трения - нареченным способом не моделируются. В первом из их присадки фактически не работают, во 2-м - фактически никогда не работает сам движок, разве что при отсутствии масла вообщем.
Мальчишки - влево, девченки - вправо. В отличие от первого знакомства с модификаторами и компанией, сейчас мы решили не суммировать два разных эффекта - трение и износ. Невзирая на видимое родство, они подобны сторонам монеты. Кто-то из производителей сделал ставку на "орел", кто-то на "решку". Сыграла ставка либо нет, видно из наших таблиц.
Приятным сюрпризом оказались результаты испытаний 1-го из 3-х "янки" STP (с ХЕР2). Невзирая на неблагопристойное в российском прочтении сочетание букв, указывающих на состав зелья, эффективность продукта оказалась выше всяких похвал (нечто схожее представлял собой когда-то российский "Фриктол"). Другие эталоны тянутся в таблицах вниз длинноватой вереницей цифр.
Обучаемся делать выводы. Пока читатель не успел сделать скоропалительных выводов сам, поспешим внести в ход его рассуждений маленькие коррективы. Показанные фаворитом 54% понижения трения не означают, что расход горючего у автомобиля, использующего "неплохую" (кстати, достаточно недешевую) присадку, снизится в два раза либо хотя бы на четверть. В очередной раз напоминаем, что толика утрат на трение в движке на номинальном режиме (режиме наибольшей мощности) изредка превосходит 7-9%. От этих 7-9% и следует отсчитывать приобретенные 54%. Это РАЗ! Напоминаем также, что опыты конструировали только режим граничного трения, в каком краткосрочно работают Ремонт и эксплуатация цилиндро-поршневой группы в момент вспышки топливно-воздушной консистенции и перекладки поршня. В главном же движок работает в режиме гидродинамического трения, определяющего ненавистные утраты (те же 7-9%). В этом режиме присадки фактически бессильны. Это ДВА!
Какой тогда вывод "верный"? Разумеется тот, что подсказан опытом внедрения схожих препаратов. Эффективность "Фриктола", на который мы уже ссылались, при проверке по тому же стандартному способу оказывалась на уровне нынешних результатов STP. Понижение расхода горючего в реальной эксплуатации не превышало 3-5%.
На этом можно было бы поставить точку. Мы предпочтем многоточие. Во-1-х, осталась недосказанность в отношении реметаллизантов. Во-2-х, наша жизнь изменяется куда резвее, чем ждешь, и что готовит денек будущий, предвидеть не возьмется никто...
STP (с ХЕР2). Изготовитель - STP, США.
Тип - плакирующая присадка.
Стоимость - 500 руб.
При испытаниях понизила трение на 54%, износ - на 37%. Высочайшая (до 20%) концентрация продукта в масле вызвала настороженность профессионалов.
Антифрикционный кондюк металла ER. Изготовитель - Energy Release Corp., США.
Тип - модификатор трения. Продается во флаконах массой 150, 240 либо 470 г.
Стоимость - 240, 330 и 550 руб. соответственно.
Согласно описанию, содержит в составе ионы железа. При испытаниях понизил трение на 12%, износ - на 22%.
Metalyz 6. Изготовитель - Actex SA, Женева, Швейцария.
Тип - реметаллизант.
Стоимость - от 150 до 1000 руб. (зависимо от объема упаковки и предназначения).
Согласно описанию, содержит в составе композицию медь-свинец-серебро. При испытаниях понизил трение на 14%, износ - на 7,5%. Реметаллизирующие характеристики в силу отсутствия соответственного эталона не проверялись.
Motorol. Изготовитель - Liqui Moly Gmbh, Германия.
Тип - плакирующая присадка.
Стоимость - 120 руб.
Согласно описанию, содержит дисульфид молибдена (МоS2). При испытаниях понизила трение на 5,1%, износ - на 14,8%.
РВС. Изготовитель - компания "Хадо", Украина.
Тип - реметаллизант.
Стоимость - около 750 руб.
Согласно описанию, производит выборочное наращивание металлокерамического слоя в более изношенных местах мотора. При испытаниях понизил трение на 6,1%, износ - на 13,6%. По заявлению изготовителя, верно обработанный продуктам движок может проехать без масла до 5 тыс. км. Реметаллизирующие характеристики в силу отсутствия соответственного эталона не проверялись.
PTFE. Изготовитель - Hi Gear Products Inc, США.
Тип - плакирующая присадка.
Стоимость - 245 руб.
Согласно наименованию, содержит политетрафторэтилен (тефлон). При испытаниях понизила трение на 8,2%, износ - на 8,6%. Высочайшая (до 20%) концентрация продукта в масле вызвала настороженность профессионалов.
"Трибо". Изготовитель - НИИ РТК НПЦ "Трибо", Наша родина.
Тип - реметаллизант.
Стоимость - около 240 руб.
Согласно описанию, производит выборочное наращивание металлокерамического слоя в более изношенных местах мотора. При испытаниях понизил трение на 5,1%, износ - на 9,9%. Реметаллизирующие характеристики в силу отсутствия соответственного эталона не проверялись.
"РиМет". Изготовитель - компания ВМП, Наша родина.
Тип - реметаллизант.
Стоимость - 55 руб.
Согласно описанию, содержит в составе композицию медь-олово-серебро. При испытаниях понижения трения не найдено, понижение износа - 13%. Реметаллизирующие характеристики в силу отсутствия соответственного эталона не проверялись.
"Аспект-модификатор".
Изготовитель - АО "Нюанс", Наша родина.
Тип - модификатор трения.
Стоимость - 65 руб.
При испытаниях понизил трение на 2%, износ - на 7,4%.
"Универсальный модификатор".
Изготовитель - "Автоконинвест", Москва, Наша родина.
Тип - модификатор трения.
Стоимость - 150 руб.
При испытаниях понижения трения не найдено, понижение износа - 8%.
РЫНОК
Экспертиза
НА ЗАВИСТЬ СКОВОРОДКАМ
Либо 5000 КМ БЕЗ МАСЛА
Продолжаем тему антифрикционных присадок, модификаторов трения и реметаллизантов.
Федор МАСЛОВ
Наше знакомство с 4-мя продуктами уже состоялось (ЗР, 1999, № 10). Пробный шар показал, что гласить о головокружительном триумфе либо, напротив, о полной несостоятельности товаров оснований нет, и перечень соискателей хорошо бы расширить. Потому к первопроходчикам мы добавили презентабельную группу из 6 сочувствующих (см. фото).
Кто они? Невзирая на схожий ожидаемый эффект - понижение трения и износа в движке, принципы деяния препаратов разнятся. Условно разделим их на три группы. 1-ая - модификаторы трения. К ним относятся ER (фото 2), "Аспект-модификатор" (фото 9) и "Универсальный модификатор" (фото 10). 2-ая группа - плакирующие присадки, содержащие в собственном составе мелкодисперсные частички специального вещества либо соединения: дисульфида молибдена (MoS2), тефлона (политетрафторэтилена - ПТФЭ) и т. д. Сюда попадают STP c XEP2 (фото 1), Motorol от Liqui Moly (фото 4) и PTFE от Hi Gear Products (фото 6). 3-я группа - реметаллизанты, призванные "восстанавливать" поверхности при неких видах износа. Посреди наших подопытных таких четыре: швейцарский Metalyz 6 (фото 3), украинский РВС (фото 5), русские "Трибо" (фото 7) и "РиМет" (фото 8). Четверку эту следует поделить еще напополам: на препараты с "мягенькими" и "жесткими" активными агентами.
В разряд "мягеньких" запишем Metalyz и "РиМет", содержащие в собственном составе соответственно композицию медь-свинец-серебро и медь-олово-серебро. Они должны заполнять микровпадины (трещинкы, каверны и т. п.) на трущихся поверхностях и наращивать таким макаром площадь пятна контакта (что происходит с хонинговкой, история умалчивает). Если веровать законам физики, имеющиеся на поверхности металла выступы микрорельефа при всем этом нарастать не должны, а вот компрессия вправду может несколько возрости. Вобщем, это относится и к "жестким" реметаллизантам.
"Твердые" - РВС и "Трибо" - предлагаются как средство для безразборного ремонта, способное произвести избирательное наваривание слоя металлокерамики в более изношенных зонах мотора. При этом украинский производитель официально (!) заявляет, что верно обработанный его продуктам движок может проехать без масла до 5 тыс. км. Ожидаемый коэффициент трения в восстановленных зонах, по данным обоих производителей, - 0,003-0,007. Есть и другие любознательные совпадения украинского и русского товаров, хотя оба изготовителя "металлокерамики" ведут себя так, как будто ничего друг о друге не знают. Может быть.
Сейчас шаг вспять - к плакирующим присадкам (STP, Motorol и PTFE). Их принцип деяния в чем либо похож на работу "мягеньких" реметаллизантов, с той только различием, что частички плакирующего вещества не "застревают" во впадинах микрорельефа навечно, а остаются подвижными, подобно телам качения в подшипниках. Потому, если реметаллизанты обещают остаться в движке после подмены масла, то плакирующие присадки его большей частью покидают.
Осталось еще сказать о модификаторах трения (ER, "Аспект-модификатор" и "Универсальный модификатор"). Не утверждая, что это стопроцентно относится к нареченной троице, попробуем объяснить общий принцип деяния модификаторов, как класса. Основан он на химически активном содействии продукта с выступами микрорельефа. В режиме граничного трения толщины масляной прослойки оказывается недостаточно, чтоб исключить контакт поверхностей "металл по металлу". Это проявляется, но, не по всей площади пятна контакта, а только меж выступами микрорельефа. Выступы, пытаясь срезать друг дружку, греются. Тут-то их и "вычисляет" модификатор и, вступая в работу, делает мешающий выступ более "мягеньким". Когда все "излишние" выступы оказываются аккуратненько срезаны, толщины масляной прослойки хватает, чтоб контакта "металл по металлу" избежать... и всем отлично.
Огнь, вода и медные трубы. Несложно додуматься, что каждый производитель считает собственный продукт одним из наилучших. И дело тут не в самолюбии. Каждый продукт в стадии разработки проходит тесты в согласовании с методикой, которую изберут его отцы-создатели. Когда итог создателей устроит, они и предложат продукт на рынок. Избери один из этих способов для сравнительных испытаний различных препаратов - получишь один итог, избери другой - картина поменяется. А чтоб отталкиваться от одной универсальной методики оценки, нужно ориентироваться на Госстандарт. На счастье, в его закромах нашлись способы, созданные для проверки товаров, призванных снижать трение и износ в движке (см. также ЗР, 1999, № 10). Правда, проверить реметаллизирующие характеристики по стандартной методике пока нельзя - ее еще как бы нет.
Пытливым поясним: способ, использованный для оценки эффективности наших препаратов, моделирует режим граничного трения, упрощенно изложенный чуток выше. Два других имеющихся режима - гидродинамического и сухого трения - нареченным способом не моделируются. В первом из их присадки фактически не работают, во 2-м - фактически никогда не работает сам движок, разве что при отсутствии масла вообщем.
Мальчишки - влево, девченки - вправо. В отличие от первого знакомства с модификаторами и компанией, сейчас мы решили не суммировать два разных эффекта - трение и износ. Невзирая на видимое родство, они подобны сторонам монеты. Кто-то из производителей сделал ставку на "орел", кто-то на "решку". Сыграла ставка либо нет, видно из наших таблиц.
Приятным сюрпризом оказались результаты испытаний 1-го из 3-х "янки" STP (с ХЕР2). Невзирая на неблагопристойное в российском прочтении сочетание букв, указывающих на состав зелья, эффективность продукта оказалась выше всяких похвал (нечто схожее представлял собой когда-то российский "Фриктол"). Другие эталоны тянутся в таблицах вниз длинноватой вереницей цифр.
Обучаемся делать выводы. Пока читатель не успел сделать скоропалительных выводов сам, поспешим внести в ход его рассуждений маленькие коррективы. Показанные фаворитом 54% понижения трения не означают, что расход горючего у автомобиля, использующего "неплохую" (кстати, достаточно недешевую) присадку, снизится в два раза либо хотя бы на четверть. В очередной раз напоминаем, что толика утрат на трение в движке на номинальном режиме (режиме наибольшей мощности) изредка превосходит 7-9%. От этих 7-9% и следует отсчитывать приобретенные 54%. Это РАЗ! Напоминаем также, что опыты конструировали только режим граничного трения, в каком краткосрочно работают Ремонт и эксплуатация цилиндро-поршневой группы в момент вспышки топливно-воздушной консистенции и перекладки поршня. В главном же движок работает в режиме гидродинамического трения, определяющего ненавистные утраты (те же 7-9%). В этом режиме присадки фактически бессильны. Это ДВА!
Какой тогда вывод "верный"? Разумеется тот, что подсказан опытом внедрения схожих препаратов. Эффективность "Фриктола", на который мы уже ссылались, при проверке по тому же стандартному способу оказывалась на уровне нынешних результатов STP. Понижение расхода горючего в реальной эксплуатации не превышало 3-5%.
На этом можно было бы поставить точку. Мы предпочтем многоточие. Во-1-х, осталась недосказанность в отношении реметаллизантов. Во-2-х, наша жизнь изменяется куда резвее, чем ждешь, и что готовит денек будущий, предвидеть не возьмется никто...
STP (с ХЕР2). Изготовитель - STP, США.
Тип - плакирующая присадка.
Стоимость - 500 руб.
При испытаниях понизила трение на 54%, износ - на 37%. Высочайшая (до 20%) концентрация продукта в масле вызвала настороженность профессионалов.
Антифрикционный кондюк металла ER. Изготовитель - Energy Release Corp., США.
Тип - модификатор трения. Продается во флаконах массой 150, 240 либо 470 г.
Стоимость - 240, 330 и 550 руб. соответственно.
Согласно описанию, содержит в составе ионы железа. При испытаниях понизил трение на 12%, износ - на 22%.
Metalyz 6. Изготовитель - Actex SA, Женева, Швейцария.
Тип - реметаллизант.
Стоимость - от 150 до 1000 руб. (зависимо от объема упаковки и предназначения).
Согласно описанию, содержит в составе композицию медь-свинец-серебро. При испытаниях понизил трение на 14%, износ - на 7,5%. Реметаллизирующие характеристики в силу отсутствия соответственного эталона не проверялись.
Motorol. Изготовитель - Liqui Moly Gmbh, Германия.
Тип - плакирующая присадка.
Стоимость - 120 руб.
Согласно описанию, содержит дисульфид молибдена (МоS2). При испытаниях понизила трение на 5,1%, износ - на 14,8%.
РВС. Изготовитель - компания "Хадо", Украина.
Тип - реметаллизант.
Стоимость - около 750 руб.
Согласно описанию, производит выборочное наращивание металлокерамического слоя в более изношенных местах мотора. При испытаниях понизил трение на 6,1%, износ - на 13,6%. По заявлению изготовителя, верно обработанный продуктам движок может проехать без масла до 5 тыс. км. Реметаллизирующие характеристики в силу отсутствия соответственного эталона не проверялись.
PTFE. Изготовитель - Hi Gear Products Inc, США.
Тип - плакирующая присадка.
Стоимость - 245 руб.
Согласно наименованию, содержит политетрафторэтилен (тефлон). При испытаниях понизила трение на 8,2%, износ - на 8,6%. Высочайшая (до 20%) концентрация продукта в масле вызвала настороженность профессионалов.
"Трибо". Изготовитель - НИИ РТК НПЦ "Трибо", Наша родина.
Тип - реметаллизант.
Стоимость - около 240 руб.
Согласно описанию, производит выборочное наращивание металлокерамического слоя в более изношенных местах мотора. При испытаниях понизил трение на 5,1%, износ - на 9,9%. Реметаллизирующие характеристики в силу отсутствия соответственного эталона не проверялись.
"РиМет". Изготовитель - компания ВМП, Наша родина.
Тип - реметаллизант.
Стоимость - 55 руб.
Согласно описанию, содержит в составе композицию медь-олово-серебро. При испытаниях понижения трения не найдено, понижение износа - 13%. Реметаллизирующие характеристики в силу отсутствия соответственного эталона не проверялись.
"Аспект-модификатор".
Изготовитель - АО "Нюанс", Наша родина.
Тип - модификатор трения.
Стоимость - 65 руб.
При испытаниях понизил трение на 2%, износ - на 7,4%.
"Универсальный модификатор".
Изготовитель - "Автоконинвест", Москва, Наша родина.
Тип - модификатор трения.
Стоимость - 150 руб.
При испытаниях понижения трения не найдено, понижение износа - 8%.