ИНФРАКРАСНЫЕ КОМАНДУЮТ ЗАЖИГАНИЕМ
ИНФРАКРАСНЫЕ КОМАНДУЮТ ЗАЖИГАНИЕМ
ИНФРАКРАСНЫЕ КОМАНДУЮТ ЗАЖИГАНИЕМ
Поменять контактную систему зажигания на бесконтактную сейчас не неувязка - могли быть Энциклопедия грузовых автомобилей и желание.
Миша КОЛОДОЧКИН
Обладателям "копеек" и иной "классики" рынок предлагает как готовые трамблеры с датчиком Холла, так и раздельно упомянутые датчики в комплекте со особыми крыльчатками, задающими момент искрообразования. С выбором электрического коммутатора сложностей также не появляется - их довольно на хоть какой вкус.
Заметим, но, что на "Холле" свет клином не сошелся - на фото представлены системы зажигания с инфракрасными датчиками. Короткая родословная схожих изделий изложена в нашей справке.
Столичный вариант воплощения "инфракрасной" идеологии "Бустер-3" содержит датчик и экран, устанавливаемые снутри распределителя заместо штатного прерывателя, также электрический коммутатор - его укрепляют в подкапотном пространстве. В экране - четыре прорези по 30° любая. В момент прохождения прорези через зазор датчика на его выходе возникает сигнал, который "приказывает" коммутатору резко оборвать ток через катушку - здесь и появляется искра. Короче говоря, пред нами - простая бесконтактная система электрического зажигания.
Питерские "инфракрасные" делают то же самое, но еще красивее, так как ни экрана, ни отдельного коммутатора в их малогабаритном изделии нет. Снял контактную группу, установил заместо нее "Сонар-ИК" и все - зажигание готово. Заместо вращающегося экрана тут - "квадратный" профиль штатного валика распределителя зажигания, который прерывает инфракрасный луч своими "углами". Оригинально...
Проверка "Бустера-3" и "Сонара-ИК" на щите никаких сенсаций не принесла. Их электронные характеристики приблизительно соответствуют обыкновенной "классике", только скорость нарастания вторичного напряжения чуток выше, а ток разрыва чуток ниже, но в целом - то же самое. Есть и достоинства: устойчивая работа при низких частотах вращения коленвала, также при понижении напряжения питания приблизительно до +6 В. При всем этом бесконтактные датчики разгружают подшипник распределителя, не страшатся воды и не нуждаются в обслуживании. А вот насчет понижения расхода горючего и уменьшения уровня СО, обещанного москвичами, особо обольщаться не стоит - это, быстрее, из области рекламы.
Некое преимущество "Бустера" перед "Сонаром" - крутящийся экран, позволяющий запамятовать про возраст штатного валика распределителя. Если представить, что профиль изношенного (а может быть, и нового) валика имеет геометрические огрехи, то оптоэлектронный датчик "Сонара" слепо их повторит. В остальном же питерское изделие еще современнее и удобнее. Интегрированный светодиодный индикатор упрощает установку "Сонара" на автомобиль - при правильном монтаже он начинает мигать с красноватого на зеленоватый: наглядно и комфортно.
Жалко, что изготовители никак не использовали главный козырь собственных изделий - их неординарность. Подсказка разработчикам - простая доработка схемотехники может перевоплотить "Бустер" либо "Сонар" в необычную и недорогую "противоугонку"...
Система оптимизации характеристик зажигания "Бустер-3".
Изготовитель: Столичный электромеханический завод № 1. Стоимость - 8 у. е.
Бесконтактное электрическое зажигание "Сонар-ИК".
Изготовитель: компания "Деметра" (Санкт-Петербург). Стоимость - 8 у. е.
Наша справка
Вообщем говоря, БЕСКОНТАКТНЫМ ДАТЧИКОМ может быть хоть какой преобразователь угла поворота коленчатого вала в электронный сигнал. Известны индукционные генераторные датчики "Бош", магниторезисторные датчики "Сименс", датчики с частотным генератором "Лукас", оптоэлектронные датчики "Моторола". Автовладельцы со стажем помнят пользующуюся популярностью некогда систему БЭСЗ-1, в какой был бесконтактный датчик с частотным генератором. Но датчик Холла фактически стопроцентно вытеснил с нашего рынка все другие. Это разъясняется, по всей видимости, принципом "от добра добра не отыскивают". Надежность серийно выпускаемых "холлов" наконец достигнула проектной величины, а приобрести их можно везде.
Попытаемся беспристрастно сопоставить опто-
электрический датчик с его известным сотрудником. Оба изделия позволяют выслеживать с высочайшей точностью угол поворота вращающегося экрана, формируя на выходе точный электронный сигнал с крутым фронтом при хоть какой частоте вращения. (В этом их главное преимущество перед датчиком "Волги", выходной сигнал которого по форме близок к синусоиде.) Недочетом оптоэлектронных датчиков принято считать их загрязнение в процессе использования, которое может привести к сбоям в работе. Но если применение датчика Холла тянет за собой внедрение магнита, также специального экрана, способного шунтировать магнитный поток, то оптоэлектронный датчик наименее притязателен. Магнит ему, естественно, не нужен, а экран может быть хоть пластмассовым. А если учитывать, что диаграмма направленности оптоэлектронного датчика более "узенькая", ежели у "Холла", то и требования к точности сборки у него ниже. Не считая того, он сохраняет работоспособность при понижении напряжения питания чуть не до 2 В, тогда как "Холл" начинает привередничать уже при 6 В.