В МЕДВЕЖЬЕМ УГЛУ
В МЕДВЕЖЬЕМ УГЛУ
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
Провинция
В МЕДВЕЖЬЕМ УГЛУ
На 1 января 1999 года в Брянской области записанно 80 087 легковых автомобилей, из их в сельской местности - 19 290. Импортных машин - 16 584 (21% от общего числа; в Москве, например, - только 19%). А еще по дорогам области бегают 69 105 байков и мотороллеров. Исключительно в 1999 году по "чернобыльской льготе" обитатели области заполучили 2846 импортных машин, в главном дорогих новых моделей. С апреля эта льгота была отменена.
Игорь МОРЖАРЕТТО
"Отсюда хоть три года скачи - все равно ни до какого страны не доедешь", - сокрушался гоголевский Городничий. С того времени много воды утекло, а границы Рф подвинулись поближе к столице. Вот и Брянская область сейчас стала приграничной, и даже непонятно, в Рф либо Белоруссии находится деревня с экзотичным заглавием Ямище. Если судить по карте - точь-в-точь на границе, а если в жизни - то никакой таковой деревни и в помине не было. Во всяком случае, мы проехали по дороге уже пару раз туда-сюда, но ее - не было.
ЯМИЩЕ
- Бабушка, не понимаете, куда это делась деревня Ямище? На карте есть, меж Николаевкой и Колюдами, но мы 2-ой раз по этой дороге едем, а ее нигде нет!
- И правда, сыночки, уже издавна нет! Года два вспять последняя бабка в Ямище померла, после чего и дом ее кто-то разобрал и вывез. Ничего от деревни той не осталось. А стояла она по Николаевскому шляху по левую руку, на холмике. Когда-то большая деревня была...
Так что оставалось только гадать, почему деревню, расположенную на холмике, когда-то окрестили "Ямище". Спросить-то не у кого. А дорога, которая к ней вела, была очень неплохого свойства - редакционный КИА просто наматывал километры по асфальту, где-то даже посыпанному от заносов песочком. Погоревав малость об исчезнувшей деревне, мы направились далее - в сторону села с более перспективным заглавием Ямное.
ЯМНОЕ
Дорогу, которая вела от райцентра - Красноватой Горы - к селу Ямному, тоже нельзя именовать нехороший! Да что там - в почти всех областных центрах Рф дороги куда ужаснее. А здесь - ровный, практически новый асфальт, при этом улицы в самом селе тоже заасфальтированы. И - никаких там ям.
- Почему наше село так именуется? Не знаю... Никогда даже не думала! - приблизительно так ответили нам попорядку три встреченные ямничанки. И только 4-ая знала историю собственного села.
- Лет двести вспять сюда ссылали различных непутных Разноешек, которые в собственных селах чего-нибудть натворили. А были здесь сплошные ямы, овраги да болота. Вот и окрестили село - Ямное. Ну и на данный момент ям предостаточно - в всякую другую деревню несколько дорог ведут, а в нашу - всего одна. А вокруг - ямы да кочки, никак не проехать.
Невзирая на "ямность", в селе проживают 297 человек. "Скоро больше будет - у нас две дамы на сносях", - гордо заявили нам в сельской администрации. А еще за последние годы в Ямном появилось несколько семей переселенцев.
- В Алма-Ате, где мы жили ранее, я работала заведующей отделом в республиканском Гидрометцентре, супруг - в НИИ, - говорила Нелли Михайловна. - А позже пришлось покидать насиженные места. Приехали сюда, на Брянщину. Естественно, здесь совершенно другая жизнь. Но мы не жалуемся. И главное - Различное здесь очень отличные. Нас по-доброму приняли, колхоз полдома выделил... А ваш журнальчик мой супруг 20 лет попорядку выписывал. На данный момент, правда, средств не хватает. Но как на ноги станем - непременно ему опять выпишу!
Подарили мы Нелли Михайловне для ее супруга свежайший номер ЗР и направились на границу Рф и Белоруссии, в деревню с суровым заглавием Медведи.
МЕДВЕДИ
И снова из Красноватой Горы вела отменная асфальтовая дорога! Исключительно в одном месте она вдруг взяла ну и... кончилась, хотя в свеженьком Атласе авто дорог значилась как "дорога авто с жестким покрытием". Местный дедок предложил нам ехать по "полевке" - впрямую, по его словам, до Медведей через поля "км 6 будет, не больше". Но мы решили не рисковать и поехали по другой дороге, асфальтовой, через Заборье. Так что, если кто надумает добраться до Медведей через Лотаки, знайте - там никакой дороги нет!
В общем, приехали мы в деревню. На заезде дорогу перегораживала свежевырытая траншея - оказывается, в Медведи пришла газификация. Нас повстречал глава сельской администрации Валерий Снытко.
- Если и получаем какие Энциклопедия грузовых автомобилей более-менее часто, так это 199 рублей "гробовых". Наш район ведь относится к "чернобыльской зоне". Потому, кстати, и дороги у нас такие отличные - до 1986 года никаких совсем не было. Как рванул реактор - так сходу и выстроили, практически за год. И сейчас за ними смотрят, чинят.
На данный момент в Медведях повсевременно проживают 830 человек, работают сельская поликлиника, Дом культуры, школа, магазин. Если кто и уехал, то сходу после чернобыльской аварии, а сегодня некие даже вспять ворачиваются.
- На восемьсот обитателей у нас больше пятидесяти легковых автомобилей. Разве плохо живем? - считает Снытко.
Правда, авто эти в главном старые "жигули" и "москвичи"; есть и несколько "опелей" и "фольксвагенов" (заграница ведь начинается в 2-ух километрах от деревни), но тоже не очень юных. Есть посреди обитателей села Медведи и пара хозяев крутых "джипов"...
- Приезжали к нам здесь какие-то мужчины, уговаривали оформить на себя дорогие иномарки. На вас, молвят, как на "чернобыльцев", льготы положены. Обещали огромные Энциклопедия грузовых автомобилей заплатить. Средств огромных никто так и не увидел, а нервотрепки много - по судам таскаться, ну и жутко с такими дорогими машинами связываться... Словом, где те иномарки сейчас бегают - не знаем. У вас в столице, наверняка.
Главный "медведь" Валера вызвался проводить нас до границы. Там нет ни пограничных столбов, ни проволоки, но линия, где кончается русская земля и начинается белорусская, обозначена с ювелирной точностью. Тут резко обрывается отменная асфальтовая дорога и начинается нечто, выскажемся так - направление посреди ям, луж и ухабов. Еще через пару км стоит зарубежная деревня Видуйцы. Когда-то малыши отсюда прогуливались в медведскую школу, а сейчас на заезде - шлагбаум и вагончик белорусской таможни. С лета 1999 года каждый, кто въезжает на местность Республики Беларусь на машине, должен оплатить страховой полис. Стоит он 5 баксов и действует две недели. За денек мы были единственными, кто подъехал к белорусскому таможенному посту. Так что не очень в тот денек обогатился белорусский бюджет.
- А что в Белоруссии делать? - удивляется Снытко. - Ранее у их продукты были дешевле, так еще ездили. А сейчас - дороже, чем у нас. Единственное, что наши приобретают в Белоруссии, так это водку. Она там стоит на русские Энциклопедия грузовых автомобилей 18 руб., а у нас в магазине - 32! А чтоб средств белорусам не платить, мужчины в их магазин на лошадях ездят. На лошадь-то страховка не положена! Ну и испить с родственниками расслабленно можно - у каждого ведь сейчас за границей родня есть. А позже загрузился водкой - и через поле, мимо поста, домой. По закону-то белорусскому больше 4 бутылок вывозить нельзя. А лошади-то и дороги никакие не необходимы!
- Как выпьют - не дурачатся позже мужчины? Село ведь Медведи именуется...
- Нет, люд у нас размеренный. А что до наименования деревни нашей - основал ее по преданию двести с излишним годов назад один здоровый мужчина по прозвищу Медведь. И сыновья у него прочные были. Вот и пошло такое заглавие села. А что - прекрасно звучит...
До апреля 1986 года тут была самая богатая деревня в районе - Заборье.
На границе Рф и Белоруссии.
Единственная АЗС в районе - в Красноватой Горе.
Фото Александра Полунина
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
Провинция
В МЕДВЕЖЬЕМ УГЛУ
На 1 января 1999 года в Брянской области записанно 80 087 легковых автомобилей, из их в сельской местности - 19 290. Импортных машин - 16 584 (21% от общего числа; в Москве, например, - только 19%). А еще по дорогам области бегают 69 105 байков и мотороллеров. Исключительно в 1999 году по "чернобыльской льготе" обитатели области заполучили 2846 импортных машин, в главном дорогих новых моделей. С апреля эта льгота была отменена.
Игорь МОРЖАРЕТТО
"Отсюда хоть три года скачи - все равно ни до какого страны не доедешь", - сокрушался гоголевский Городничий. С того времени много воды утекло, а границы Рф подвинулись поближе к столице. Вот и Брянская область сейчас стала приграничной, и даже непонятно, в Рф либо Белоруссии находится деревня с экзотичным заглавием Ямище. Если судить по карте - точь-в-точь на границе, а если в жизни - то никакой таковой деревни и в помине не было. Во всяком случае, мы проехали по дороге уже пару раз туда-сюда, но ее - не было.
ЯМИЩЕ
- Бабушка, не понимаете, куда это делась деревня Ямище? На карте есть, меж Николаевкой и Колюдами, но мы 2-ой раз по этой дороге едем, а ее нигде нет!
- И правда, сыночки, уже издавна нет! Года два вспять последняя бабка в Ямище померла, после чего и дом ее кто-то разобрал и вывез. Ничего от деревни той не осталось. А стояла она по Николаевскому шляху по левую руку, на холмике. Когда-то большая деревня была...
Так что оставалось только гадать, почему деревню, расположенную на холмике, когда-то окрестили "Ямище". Спросить-то не у кого. А дорога, которая к ней вела, была очень неплохого свойства - редакционный КИА просто наматывал километры по асфальту, где-то даже посыпанному от заносов песочком. Погоревав малость об исчезнувшей деревне, мы направились далее - в сторону села с более перспективным заглавием Ямное.
ЯМНОЕ
Дорогу, которая вела от райцентра - Красноватой Горы - к селу Ямному, тоже нельзя именовать нехороший! Да что там - в почти всех областных центрах Рф дороги куда ужаснее. А здесь - ровный, практически новый асфальт, при этом улицы в самом селе тоже заасфальтированы. И - никаких там ям.
- Почему наше село так именуется? Не знаю... Никогда даже не думала! - приблизительно так ответили нам попорядку три встреченные ямничанки. И только 4-ая знала историю собственного села.
- Лет двести вспять сюда ссылали различных непутных Разноешек, которые в собственных селах чего-нибудть натворили. А были здесь сплошные ямы, овраги да болота. Вот и окрестили село - Ямное. Ну и на данный момент ям предостаточно - в всякую другую деревню несколько дорог ведут, а в нашу - всего одна. А вокруг - ямы да кочки, никак не проехать.
Невзирая на "ямность", в селе проживают 297 человек. "Скоро больше будет - у нас две дамы на сносях", - гордо заявили нам в сельской администрации. А еще за последние годы в Ямном появилось несколько семей переселенцев.
- В Алма-Ате, где мы жили ранее, я работала заведующей отделом в республиканском Гидрометцентре, супруг - в НИИ, - говорила Нелли Михайловна. - А позже пришлось покидать насиженные места. Приехали сюда, на Брянщину. Естественно, здесь совершенно другая жизнь. Но мы не жалуемся. И главное - Различное здесь очень отличные. Нас по-доброму приняли, колхоз полдома выделил... А ваш журнальчик мой супруг 20 лет попорядку выписывал. На данный момент, правда, средств не хватает. Но как на ноги станем - непременно ему опять выпишу!
Подарили мы Нелли Михайловне для ее супруга свежайший номер ЗР и направились на границу Рф и Белоруссии, в деревню с суровым заглавием Медведи.
МЕДВЕДИ
И снова из Красноватой Горы вела отменная асфальтовая дорога! Исключительно в одном месте она вдруг взяла ну и... кончилась, хотя в свеженьком Атласе авто дорог значилась как "дорога авто с жестким покрытием". Местный дедок предложил нам ехать по "полевке" - впрямую, по его словам, до Медведей через поля "км 6 будет, не больше". Но мы решили не рисковать и поехали по другой дороге, асфальтовой, через Заборье. Так что, если кто надумает добраться до Медведей через Лотаки, знайте - там никакой дороги нет!
В общем, приехали мы в деревню. На заезде дорогу перегораживала свежевырытая траншея - оказывается, в Медведи пришла газификация. Нас повстречал глава сельской администрации Валерий Снытко.
- Если и получаем какие Энциклопедия грузовых автомобилей более-менее часто, так это 199 рублей "гробовых". Наш район ведь относится к "чернобыльской зоне". Потому, кстати, и дороги у нас такие отличные - до 1986 года никаких совсем не было. Как рванул реактор - так сходу и выстроили, практически за год. И сейчас за ними смотрят, чинят.
На данный момент в Медведях повсевременно проживают 830 человек, работают сельская поликлиника, Дом культуры, школа, магазин. Если кто и уехал, то сходу после чернобыльской аварии, а сегодня некие даже вспять ворачиваются.
- На восемьсот обитателей у нас больше пятидесяти легковых автомобилей. Разве плохо живем? - считает Снытко.
Правда, авто эти в главном старые "жигули" и "москвичи"; есть и несколько "опелей" и "фольксвагенов" (заграница ведь начинается в 2-ух километрах от деревни), но тоже не очень юных. Есть посреди обитателей села Медведи и пара хозяев крутых "джипов"...
- Приезжали к нам здесь какие-то мужчины, уговаривали оформить на себя дорогие иномарки. На вас, молвят, как на "чернобыльцев", льготы положены. Обещали огромные Энциклопедия грузовых автомобилей заплатить. Средств огромных никто так и не увидел, а нервотрепки много - по судам таскаться, ну и жутко с такими дорогими машинами связываться... Словом, где те иномарки сейчас бегают - не знаем. У вас в столице, наверняка.
Главный "медведь" Валера вызвался проводить нас до границы. Там нет ни пограничных столбов, ни проволоки, но линия, где кончается русская земля и начинается белорусская, обозначена с ювелирной точностью. Тут резко обрывается отменная асфальтовая дорога и начинается нечто, выскажемся так - направление посреди ям, луж и ухабов. Еще через пару км стоит зарубежная деревня Видуйцы. Когда-то малыши отсюда прогуливались в медведскую школу, а сейчас на заезде - шлагбаум и вагончик белорусской таможни. С лета 1999 года каждый, кто въезжает на местность Республики Беларусь на машине, должен оплатить страховой полис. Стоит он 5 баксов и действует две недели. За денек мы были единственными, кто подъехал к белорусскому таможенному посту. Так что не очень в тот денек обогатился белорусский бюджет.
- А что в Белоруссии делать? - удивляется Снытко. - Ранее у их продукты были дешевле, так еще ездили. А сейчас - дороже, чем у нас. Единственное, что наши приобретают в Белоруссии, так это водку. Она там стоит на русские Энциклопедия грузовых автомобилей 18 руб., а у нас в магазине - 32! А чтоб средств белорусам не платить, мужчины в их магазин на лошадях ездят. На лошадь-то страховка не положена! Ну и испить с родственниками расслабленно можно - у каждого ведь сейчас за границей родня есть. А позже загрузился водкой - и через поле, мимо поста, домой. По закону-то белорусскому больше 4 бутылок вывозить нельзя. А лошади-то и дороги никакие не необходимы!
- Как выпьют - не дурачатся позже мужчины? Село ведь Медведи именуется...
- Нет, люд у нас размеренный. А что до наименования деревни нашей - основал ее по преданию двести с излишним годов назад один здоровый мужчина по прозвищу Медведь. И сыновья у него прочные были. Вот и пошло такое заглавие села. А что - прекрасно звучит...
До апреля 1986 года тут была самая богатая деревня в районе - Заборье.
На границе Рф и Белоруссии.
Единственная АЗС в районе - в Красноватой Горе.
Фото Александра Полунина