ЕСЛИ ШАРИКОВ… ХВАТАЕТ
ЕСЛИ ШАРИКОВ… ХВАТАЕТ
КЛУБ Автовладельцев
/ПОСЕЩЕНИЕ
ЕСЛИ ШАРИКОВ… ХВАТАЕТ
КАЖДЫЕ ДВА Денька СКФ Вводит НОВЫЙ ПАТЕНТ
ТЕКСТ / Миша КОЛОДОЧКИН
Что делает компания СКФ? Понятное дело – подшипники… Избавиться от однобокой популярности никак не легче, чем ее приобрести. СКФ выпускает сейчас натяжители ремней, водяные помпы, высокоточные шпиндели, Ремонт и эксплуатация подвески, индукционные нагреватели, ремонтные наборы, инструменты и т. п. Все же, 1-ая ассоциация остается самой сильной: СКФ – это, сначала, подшипники, и все здесь!
По сути, так оно и есть. Тяжело сказать, на что рассчитывал в 1907 году юный инженер Свен Вингквист, когда набрасывал на клоке бумаги набросок первого в мире самоустанавливающегося шарикоподшипника (см. рис.). Практически у всех изобретателей все завершилось бы получением никчемной бумажки из патентного бюро, Свен же показал не только лишь техно, да и бизнес хватку. Неказистый рисунок породил создание новейшей компании с звучным именованием Svenska Kullagerfabriken (Шведская подшипниковая фабрика), из наименования которой и родилась аббревиатура SKF.
Сначала все было забавно, как в немом кино: 15 человек сделали за весь 1907 год всего только 2200 подшипников. Прямо скажем, не густо. Но Свен уже тогда чуял запах жареного и уверенно рвался в фавориты. Уже сначала века он серьезно посматривал на Россию, как на очень увлекательного напарника – по другому откуда бы в Москве появился завод СКФ? Да-да, сегодняшний ГПЗ-2 – родом из скандинавов, хоть и сменил гражданство в 20-х годах.
И еще о российско-шведском сотрудничестве. Некоторый г-н Ассар Габриельсон до революции удачно импортировал из Рф яичка, но потом по понятным причинам занялся поисками работы, которые и привели его на СКФ. К этому времени компания основала дочернее предприятие, заглавие которого переводится на российский как «Я качусь». По-шведски это звучит короче: «Вольво». Г-ну Габриельсону осталось только задать вопрос: «Почему мы не делаем авто, снаряженные подшипниками СКФ?», и, приняв портфель технического директора, довести произнесенное «до металла»… Необходимо ли разъяснять, почему потом СКФ преподнесла ему фирму «Вольво» в подарок? А ведь вел торговлю бы яичками, если б «Аврора» не выстрелила…
Сделать неплохой подшипник чуть ли легче, чем автомобиль. Наружняя простота изделия смешивается с безумными нагрузками – подшипничек поперечником со спичечный коробок должен выдерживать давления, сопоставимые с потугами 10-ка тыщ малолитражек, ухитрись они заехать на эту страничку… И все это при микронной точности производства, без которой подшипник сходу преобразуется в головоломку для взрослых дядей. Такового добра у нас на рынках много. Кстати, главные производители «левых» СКФ – Иран, Турция и… Наша родина: ну как без нас? Безымянные подшипники плывут от нас куда-то в Стамбул, обретают там «фирменные» надписи и упаковки «а-ля СКФ», после этого разбредаются по Европе и часто «заезжают» назад на родину – кому еще необходимы изделия для той же «Самары»?
Вобщем, не будем о печальном – в создание реальных изделий СКФ вовлечено сейчас 200 компаний в 130 странах мира. Мы – на одном из «правильных» заводов в городе Сен-Сьер-на-Луаре. На флагштоках поднято три флага: французский, фирменный СКФ и наш, русский. Очень приятно, тем паче что раскраски на удивление совпадают... Чем порадуете русских автомобилистов, господа?
– Мы производим тут 40 миллионов подшипников в год, – ведает генеральный менеджер отделения запчастей г-н Винсент Мегре. – Об уровне производства судите сами – наш подшипник-ступица для томных грузовиков рассчитан на пробег в миллион миль! Из технических новинок отметим подшипник CARB (КАРБ) – он самоустанавливающийся, как сферический роликовый, компактный, как игловатый, и устойчив к осевым нагрузкам, как цилиндрический. При всем этом в каталоге компании обладатель «Самары» обычно отыщет подшипники для ступиц колеса либо, скажем, водяную помпу. Хотя, естественно, основными потребителями в Рф для нас сейчас являются обладатели импортных машин...
Ситуация, естественно, щекотливая – компания, спонсирующая команду «Феррари» в формуле 1, чуть не извиняется за то, что «самарец» из русской «глубинки», вероятнее всего, предпочтет ее продукции чего-нибудть российскее. При десятикратной разнице в стоимости тяжело вынудить себя приобрести деталь, даже если она гарантированно переживет автомобиль. И какое нам дело до упомянутого подшипника КАРБ?
– Для русских автомобилистов КАРБ вправду экзотика, – соглашается торговый менеджер из Гетеборга г-н Ульф Шуландер. Хотя мы поставляем такие изделия на картонный комбинат в Архангельск, так что россияне с нашими новинками знакомы. Что касается цены, то наши водяные насосы для «Самары» уже сейчас сравнимы «по деньгам» с русскими. С подшипниками труднее, но не запамятовывайте про луцкий завод на Украине! Дело в том, что мы его приобрели и стопроцентно контролируем создание. Выпускаемые там изделия пока не имеют лейбла СКФ, так как качество отстает от того, к чему мы привыкли, да и стоимость еще ниже, чем на других наших заводах. Полностью может быть, что конкретно схожим методом россияне «пересядут» на наши подшипники.
Один из возлюбленных девизов компании звучит так: «Колесо можно изобрести вновь!». Уже сделаны подшипники со встроенными датчиками – они способны выдавать «наружу» информацию о скорости, ускорении, температуре, нагрузке. Конкретно такие изделия, впрямую контактирующие с управляющим компом, в последнее время должны поменять собственных неразговорчивых коллег. А на замену стали приходит керамика из нитрида кремния. Гибридные подшипники с глиняними шариками и железными кольцами лучше обычных по всем статьям: масса меньше, трение ниже, скорости выше, ну и служат подольше. А если и кольца сделать глиняними, то рабочие температуры могут стать не просто высочайшими, а запредельными.
Сейчас подшипники СКФ работают в наибольшем в мире телескопе на Гавайских островах и в колесе обозрения в Далласе – тоже наибольшем в мире. Они летали на Луну – еще с Нейлом Армстронгом... Сколько их разъезжает сейчас на различных автомобилях, не знает, наверняка, никто. А все поэтому, что еще г-н Вингквист сначала прошедшего века установил планку свойства так высоко, как сумел достать. Жалко, что десяток подобных заводов постсоветского места установили для себя эту планку на уровне «москвичей» и «самар». Ребята, как насчет «Мак-Ларена»? z
КЛУБ Автовладельцев
/ПОСЕЩЕНИЕ
ЕСЛИ ШАРИКОВ… ХВАТАЕТ
КАЖДЫЕ ДВА Денька СКФ Вводит НОВЫЙ ПАТЕНТ
ТЕКСТ / Миша КОЛОДОЧКИН
Что делает компания СКФ? Понятное дело – подшипники… Избавиться от однобокой популярности никак не легче, чем ее приобрести. СКФ выпускает сейчас натяжители ремней, водяные помпы, высокоточные шпиндели, Ремонт и эксплуатация подвески, индукционные нагреватели, ремонтные наборы, инструменты и т. п. Все же, 1-ая ассоциация остается самой сильной: СКФ – это, сначала, подшипники, и все здесь!
По сути, так оно и есть. Тяжело сказать, на что рассчитывал в 1907 году юный инженер Свен Вингквист, когда набрасывал на клоке бумаги набросок первого в мире самоустанавливающегося шарикоподшипника (см. рис.). Практически у всех изобретателей все завершилось бы получением никчемной бумажки из патентного бюро, Свен же показал не только лишь техно, да и бизнес хватку. Неказистый рисунок породил создание новейшей компании с звучным именованием Svenska Kullagerfabriken (Шведская подшипниковая фабрика), из наименования которой и родилась аббревиатура SKF.
Сначала все было забавно, как в немом кино: 15 человек сделали за весь 1907 год всего только 2200 подшипников. Прямо скажем, не густо. Но Свен уже тогда чуял запах жареного и уверенно рвался в фавориты. Уже сначала века он серьезно посматривал на Россию, как на очень увлекательного напарника – по другому откуда бы в Москве появился завод СКФ? Да-да, сегодняшний ГПЗ-2 – родом из скандинавов, хоть и сменил гражданство в 20-х годах.
И еще о российско-шведском сотрудничестве. Некоторый г-н Ассар Габриельсон до революции удачно импортировал из Рф яичка, но потом по понятным причинам занялся поисками работы, которые и привели его на СКФ. К этому времени компания основала дочернее предприятие, заглавие которого переводится на российский как «Я качусь». По-шведски это звучит короче: «Вольво». Г-ну Габриельсону осталось только задать вопрос: «Почему мы не делаем авто, снаряженные подшипниками СКФ?», и, приняв портфель технического директора, довести произнесенное «до металла»… Необходимо ли разъяснять, почему потом СКФ преподнесла ему фирму «Вольво» в подарок? А ведь вел торговлю бы яичками, если б «Аврора» не выстрелила…
Сделать неплохой подшипник чуть ли легче, чем автомобиль. Наружняя простота изделия смешивается с безумными нагрузками – подшипничек поперечником со спичечный коробок должен выдерживать давления, сопоставимые с потугами 10-ка тыщ малолитражек, ухитрись они заехать на эту страничку… И все это при микронной точности производства, без которой подшипник сходу преобразуется в головоломку для взрослых дядей. Такового добра у нас на рынках много. Кстати, главные производители «левых» СКФ – Иран, Турция и… Наша родина: ну как без нас? Безымянные подшипники плывут от нас куда-то в Стамбул, обретают там «фирменные» надписи и упаковки «а-ля СКФ», после этого разбредаются по Европе и часто «заезжают» назад на родину – кому еще необходимы изделия для той же «Самары»?
Вобщем, не будем о печальном – в создание реальных изделий СКФ вовлечено сейчас 200 компаний в 130 странах мира. Мы – на одном из «правильных» заводов в городе Сен-Сьер-на-Луаре. На флагштоках поднято три флага: французский, фирменный СКФ и наш, русский. Очень приятно, тем паче что раскраски на удивление совпадают... Чем порадуете русских автомобилистов, господа?
– Мы производим тут 40 миллионов подшипников в год, – ведает генеральный менеджер отделения запчастей г-н Винсент Мегре. – Об уровне производства судите сами – наш подшипник-ступица для томных грузовиков рассчитан на пробег в миллион миль! Из технических новинок отметим подшипник CARB (КАРБ) – он самоустанавливающийся, как сферический роликовый, компактный, как игловатый, и устойчив к осевым нагрузкам, как цилиндрический. При всем этом в каталоге компании обладатель «Самары» обычно отыщет подшипники для ступиц колеса либо, скажем, водяную помпу. Хотя, естественно, основными потребителями в Рф для нас сейчас являются обладатели импортных машин...
Ситуация, естественно, щекотливая – компания, спонсирующая команду «Феррари» в формуле 1, чуть не извиняется за то, что «самарец» из русской «глубинки», вероятнее всего, предпочтет ее продукции чего-нибудть российскее. При десятикратной разнице в стоимости тяжело вынудить себя приобрести деталь, даже если она гарантированно переживет автомобиль. И какое нам дело до упомянутого подшипника КАРБ?
– Для русских автомобилистов КАРБ вправду экзотика, – соглашается торговый менеджер из Гетеборга г-н Ульф Шуландер. Хотя мы поставляем такие изделия на картонный комбинат в Архангельск, так что россияне с нашими новинками знакомы. Что касается цены, то наши водяные насосы для «Самары» уже сейчас сравнимы «по деньгам» с русскими. С подшипниками труднее, но не запамятовывайте про луцкий завод на Украине! Дело в том, что мы его приобрели и стопроцентно контролируем создание. Выпускаемые там изделия пока не имеют лейбла СКФ, так как качество отстает от того, к чему мы привыкли, да и стоимость еще ниже, чем на других наших заводах. Полностью может быть, что конкретно схожим методом россияне «пересядут» на наши подшипники.
Один из возлюбленных девизов компании звучит так: «Колесо можно изобрести вновь!». Уже сделаны подшипники со встроенными датчиками – они способны выдавать «наружу» информацию о скорости, ускорении, температуре, нагрузке. Конкретно такие изделия, впрямую контактирующие с управляющим компом, в последнее время должны поменять собственных неразговорчивых коллег. А на замену стали приходит керамика из нитрида кремния. Гибридные подшипники с глиняними шариками и железными кольцами лучше обычных по всем статьям: масса меньше, трение ниже, скорости выше, ну и служат подольше. А если и кольца сделать глиняними, то рабочие температуры могут стать не просто высочайшими, а запредельными.
Сейчас подшипники СКФ работают в наибольшем в мире телескопе на Гавайских островах и в колесе обозрения в Далласе – тоже наибольшем в мире. Они летали на Луну – еще с Нейлом Армстронгом... Сколько их разъезжает сейчас на различных автомобилях, не знает, наверняка, никто. А все поэтому, что еще г-н Вингквист сначала прошедшего века установил планку свойства так высоко, как сумел достать. Жалко, что десяток подобных заводов постсоветского места установили для себя эту планку на уровне «москвичей» и «самар». Ребята, как насчет «Мак-Ларена»? z