РУЧНАЯ РАБОТА
РУЧНАЯ РАБОТА
ТЕХНИКА
/Особенный ПОДХОД
РУЧНАЯ РАБОТА
МОЖНО ЛИ СДЕЛАТЬ АВТОМОБИЛЬ Комфортным ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ-ИНВАЛИДА?
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ
ФОТО / АЛЕКСАНДР ПОЛУНИН
Инвалидный автомобиль подменяет владельцу все остальные средства передвижения, но им должны просто управлять и здоровые члены семьи. Ведь машина, обычно, на всех одна... и в большинстве случаев это самая доступная из российских - "Ока".
Естественно, удобнее всего модель с автоматической коробкой. Но даже старую импортную машину могут приобрести немногие. Российских серийных "автоматов" нет и в ближнем будущем, видимо, не будет. Доступная подмена - автоматическое сцепление.
Одну из конструкций разработали для "Оки" спецы НАМИ и СеАЗа. Электровакуумный привод устраняет от необходимости воспользоваться третьей педалью. Чуть шофер прикладывает маленькое усилие к рычагу коробки, датчик в ручке подает сигнал на выключение сцепления. При падении оборотов сцепление выключается автоматом, так, что, останавливаясь, не надо выжимать левую педаль.
Вариация на ту же тему - электрическое сцепление "Мегаматик", где исполнительным механизмом служит соленоид. У обеих систем есть плюсы и недочеты (подробнее см. ЗР, 2000, № 7). Кстати, "автоматы" требуют размеренных оборотов холостого хода - по другому сцепление не выключится впору. Как досадно бы это не звучало, достигнуть безупречной работы "оковского" карбюратора, в особенности старого, нелегко. Выручил бы впрыск...
Конструкторы СеАЗа работают также над вариатором и "электрической" коробкой с пультом управления на руле. Но в серии все это появится нескоро. Пока даже автоматы сцепления массовым спросом не пользуются: их считают сложными и ненадежными. Ну и не по кармашку большинству усовершенствования дешевенькой "Оки". В конце прошедшего года за автомат сцепления необходимо было доплатить приблизительно 3300 рублей.
Итак, потребитель дает предпочтение не настолько комфортной, но дешевенькой, надежной, испытанной временем механике. Руки инвалида должны управляться с газом, тормозом, а время от времени и сцеплением. Сейчас существует несколько серийных вариантов промышленного ручного управления (см. фото). Конструкции переработанные, но устраивают не всех. Основной недочет заводской продукции: она рассчитана на среднего водителя. Завод не в состоянии учесть личные требования: на таковой подход можно рассчитывать исключительно в малочисленных специализированных фирмах. Там постараются поправить заводские недочеты и подогнать управление под определенного водителя.
Пример - петербургская мастерская Александра Романова. В отличие от неких серийных модификаций "Оки" для инвалидов, тут все педали остаются на месте, ведь основному водителю они не мешают.
Ход серийной ручки сцепления неким кажется лишне длинноватым. Его уменьшили при помощи уникальной регулируемой тяги, действующей, как и заводская, на рычаг педали и подходящей к хоть какому автомобилю.
Штатные рычаги акселератора, связанные с карбюратором тросом, работают накрепко и многих устраивают. Но для далеких поездок они очень тугие - устают руки. Заместо серийных "лопухов" справа либо слева от руля ставят ручку управления подачей горючего, связанную конкретно с педалью газа. Шофер просто давит на нее, фактически не снимая рук с руля.
Собственная конструкция Романова - управление газом, сцеплением и тормозом одной ручкой (фото 4). Универсальный рычаг, обычно, устанавливают справа от руля (на праворульных машинах, соответственно, слева). Сцепление работает по стандартной схеме - перемещением ручки на себя, тормоз - под углом 45° относительно хода сцепления. Подачей горючего ведает маленький флаг, установленный на ручке. Плюсы конструкции - компактность и, главное, возможность практически никогда не снимать одну из рук с баранки. На 1-ый взор, хитрецкий привод стращает: не запутаешься ли, ворочая "кочергой"? Оказывается, ездить с необыкновенным управлением достаточно легко, в особенности если шофер еще не успел привыкнуть к другому.
Итак, управление подобрано и подогнано, но как быть инвалиду-"колясочнику"? Коляску нужно опустить в машину, позже достать - все это тяжело и неловко! Поможет поворотное кресло. Их по заказу делают пока лишь на СеАЗе. А необходимо, чтоб появились варианты и для других автомобилей.
Массивные заводские КБ должны создавать базисные конструкции (кстати, сейчас на этом поле СеАЗ "ведет войну" фактически в одиночку), а оборудовать авто под заказчика сподручней маленьким мастерским. Кстати, неподготовленному человеку самостоятельной доработкой лучше не заниматься. Неквалифицированное вмешательство в конструкцию органов управления небезопасно - ГИБДД имеет полное право не выдать на машину с "самопальными" рычагами талон каждогоднего техосмотра. Те, кто ставит самодельное либо дорабатывает заводское оборудование, обязаны иметь пакет нужных документов.
Создание и установка ручного управления - дело ответственное и тонкое. Требования к машине инвалида особенные - она должна быть безотказна и комфортна, как... здоровые ноги.
1. СеАЗ-11113-02 (комплектация - 41) адресован здоровым водителям и инвалидам с неработоспособной левой ногой. Слева от руля ручка сцепления - дублер педали.
2. Для управления СеАЗ-11113-01 родственникам обладателя придется переучиваться. Педалей нет, газ - классические "лопухи" на руле, тормоз справа от баранки.
3. Вариант для шоферов со здоровой левой ногой - СеАЗ-11113-02 (комплектация - 60). Все приводы механические, сцепление - ножное.
4. Конструкция Александра Романова - управление газом, сцеплением и тормозом на одной ручке, педали остались на месте.
5. Для поворотного сидения предвидено три фиксированных положения: шофер за рулем, поворот на 60 и 90°. Сидя можно убрать коляску (естественно, если конструкция позволяет просто привести ее в походное положение) за сидение.