СООБЩИ О РАСХОДЕ, АВТОМОБИЛЬ
СООБЩИ О РАСХОДЕ, АВТОМОБИЛЬ
КОМПАНИИ И РЫНКИ
/Сейчас И ДЛЯ
НАШИХ МАШИН
СООБЩИ О РАСХОДЕ, АВТОМОБИЛЬ
Желаете Сберегать - КУПИТЕ
МАРШРУТНЫЙ КОМПЬЮТЕР
ТЕКСТ / ВАДИМ КРЮЧКОВ
ФОТО / ВЛАДИМИР КНЯЗЕВ
Маршрутный компьютер не игрушка. Он дисциплинирует водителя либо, если желаете, оттачивает ездовой стиль. К примеру, знакомство с его показаниями в режиме моментального расхода горючего уверит даже самого рьяного аса светофорных гонок жать на педаль акселератора не настолько активно. Кроме способности сберегать бензин, эти приборы предоставляют информацию о скорости, пройденном пути, длительности поездки и т. д. Короче говоря - полезны. И поэтому маршрутные компы того либо другого выполнения сегодня входят в комплектацию стандарт большинства современных автомобилей забугорного производства. А что у нас?
1-ые суровые пробы ввести подобные приборы в обиход были предприняты лет семь-восемь вспять. В продаже появились три модели: 12.3857 болгарского производства (ЗР, 1992, № 9), российские МК-93 и "Гелиос" (ЗР, 1994, № 10). Широкого распространения они не получили. Для съема характеристик на автомобилях с карбюраторными движками кроме электрического блока требовался установка 2-ух датчиков - скорости и расхода горючего. Они-то и стали камнем преткновения. Каждый разработчик компьютера ваял их без помощи других. В итоге датчики безмерно вздували цена изделия в целом ну и, скажем прямо, не отличались высочайшей надежностью.
И вот под капотами российских автомобилей появились системы распределенного впрыска горючего. А совместно с ними - возможность получать информацию фактически даром. Практически все нужные для маршрутных компов характеристики предоставляют штатные электрические контроллеры впрыска, которые обрабатывают данные серийно выпускаемых и полностью надежных датчиков. При таких подходящих критериях 2-ая волна "маршрутников" не принудила себя длительно ожидать. Сейчас цены на их полностью применимы, при всем этом число функций поболе, чем у предшественников. Какие же модели сегодня доминируют на рынке?
Малогабаритный МК-2112 (16.3857) курского ОАО "Счетмаш" предназначен для автомобилей ВАЗ "десятого" семейства (фото 1). Штатное место установки на консоли в гнезде для часов, нужный жгут проводки в машине уже имеется. Информация отображается на жидкокристаллическом мониторе, оборудованном подсветкой для темного времени суток. Предусмотрена даже плавная регулировка яркости подсветки. Управлением заведуют 6 кнопок. Число функций - больше 20. Их можно условно поделить на 5 групп: данные о расходе горючего и его остатке в баке, о пройденном расстоянии и скорости движения, о времени суток и длительности поездки, диагностические данные, сервисные функции и настройка (см. табл.).
Электрическая внутренность МК-2112 совместима с контроллерами впрыска "Январь 5.1", "Бош М 1.5.4", GM и их модификациями, также с комбинациями устройств VDO либо владимирского производства. Для установки маршрутных компов в "10-ки" с карбюраторными движками за дополнительную плату получают "счетмашевские" датчик расхода горючего (13.3853), монтажный набор, состоящий из проводов, шлангов и крепежного элемента, также серийный датчик скорости (301.3843), способный выдавать 6 сигнальных импульсов за один оборот. Непременно, это шаг вспять. Но чего не сделаешь для расширения ассортимента. Кстати, компьютер с таким набором не тяжело вживить в большая часть российских машин с карбюраторными моторами. После маленьких переделок и подгонки по месту услугами МК-2112 сумеют пользоваться обладатели "волг", "соболей", "газелей", "москвичей", традиционных и переднеприводных ВАЗов с "низкими" панелями устройств.
Для VAZ 2115, 21083, 21093, 21099, снаряженных моторами с распределенным впрыском горючего, тот же "Счетмаш" выпускает маршрутный компьютер МК-2114 (15.3857). Его устанавливают в штатном гнезде "высочайшей" панели устройств старенького либо нового эталона. Экран жидкокристаллический, с подсветкой. Компом управляют при помощи 10 кнопок.
МК-2114 - прямой потомок модели МК-93, разработанной в 1993 году. А если поточнее, старенькый конструктив, искусно совмещенный с современной элементной базой. Потому, невзирая на значительные отличия в дизайне, многофункциональные способности МК-2114 такие же, как у МК-2112 (см. табл.). Дополнительные датчики и монтажный набор позволяют использовать его как в карбюраторных "восьмерках" и "девятках" с "высочайшими" панелями, так и в машинах, нареченных выше. Мы, к примеру, без заморочек вживили МК-2114 в редакционную "Оку" (фото 2).
Очередной увлекательный прибор - мини-компьютер МДК, который выпускает самарское ООО "ФЭА". Он предназначен для всех переднеприводных моделей ВАЗа, снаряженных контроллерами впрыска "Бош М1.5.4", "Бош М 1.5.4.N", "Январь 5.1", "Январь 5.1.1". Компьютер укрепляют двухсторонней липкой лентой на верхнем кожухе управляющий колонки. Подключение к бортсети всего 3-мя проводами или к диагностической колодке контроллера впрыска, или к разъему штатного иммобилизатора. Экран люминесцентный, со ступенчатой регулировкой яркости свечения. Управляет режимами МДК всего одна кнопка. Невзирая на богатство функций, метод управления легкий и воспользоваться кнопкой комфортно.
Способности мини-компьютера, очевидно, поскромнее, чем у моделей из Курска. Но все нужное есть. Отсутствие же ряда функций с лихвой компенсирует интегрированная диагностика. МДК способен считывать и выводить на экран коды дефектов контроллера впрыска, очищать память контроллера от кодов неисправности, информировать водителя о напряжении бортсети, температуре охлаждающей воды и положении дроссельной заслонки (см. табл.). Верный подход! В электрических недрах систем впрыска хранится масса данных, необходимо только не лениться их извлекать.
Итак, экономим горючее, получаем подробный отчет о пройденном маршруте, смотрим за скоростью по цифровому спидометру, который поточнее штатного. Плюс часы, будильник, календарь. И все "в одном флаконе". Неуж-то у компов нет недочетов? Конечно, есть. Это огрехи эргономичности, спорный дизайн ряда моделей, время от времени - неоптимальный метод управления, а в ряде режимов - и низкая точность. К примеру, остаток горючего в баке и прогноз пробега на этом остатке рассчитываются по свидетельствам штатного погружного поплавка. Хоть какой шофер знает - доверять ему на все "100" нельзя. Добавьте сюда явления отлива и прилива бензина зависимо от наклона кузова и вы поймете - в этом случае показания вашего "маршрутника" очень относительны.
Вобщем, это маленькие придирки. В целом, современные компы довольно точны и совершенны. С основными задачками они управляются отлично.
Что ни гласи, эксплуатировать машину, делая упор на четкие числа, и приятно, и полезно. Но чтоб расставить все точки над "i", давайте подойдем с той же меркой к самим маршрутным компьютерам - рассчитаем, когда же издержки на их окупятся (берем только один параметр - расход горючего).
Допустим, при помощи умного прибора в среднем экономим порядка пол литра бензина АИ-93 на 100 км. Подтверждаем, показатель полностью реальный, особенных усилий для его заслуги не будет нужно. В таком случае модели МДК ценой 2200 руб., также МК-2112 и 2114 ценой 1800-2000 руб. с установкой покроют издержки за 50 тыс. км пробега. Это для автомобилей с распределенным впрыском. Дополненные до карбюраторного варианта МК-2112 и МК-2114 обойдутся уже в 3400-3800 руб. и окупятся к 100 тыс. км. Естественно, можно гнаться за рекордами экономии, а означает, и окупаемости, но общая закономерность сохранится - впрысковые "маршрутники" прибыльнее карбюраторных.