КТО Последний?
КТО Последний?
РЫНОК
/ЭКСПЕРТИЗА
КТО Последний?
"Управляющие" НАКОНЕЧНИКИ "ЖИГУЛЕЙ" - ИЗМЕРЯЕМ УГЛЫ, УСИЛИЯ И... ХРУПКОСТЬ
ТЕКСТ / ДМИТРИЙ ЕРЫГИН, Миша КОЛОДОЧКИН
Полное заглавие этих изделий у прилавка не выговоришь. "Наконечники последней тяги управляющий трапеции внешние для традиционных "жигулей" - каково? В общем, сейчас проверяем "последние управляющие". Либо, еще короче - выясняем: кто последний?
Главных видов обретенных изделий, как обычно, два: "наши" и "не наши". "Наши" еще делятся на две подгруппы: по примененным материалам и методам термической обработки шарового пальца. Так, изделие от ЗАО НПО "Белмаг", представленное на фото 1, имеет (запаситесь терпением!) шаровой палец, сделанный из стали 12ХН способом прохладной посадки с следующей нитроцементацией сферической поверхности головки на глубину 0,1-0,3 мм и закалкой токами высочайшей частоты до твердости HRC 55-61. Такие пальцы многие производители закупают в ООО "Белебеевский завод "Автокомплект". Аналогичным образом сделаны изделия от "ВАЗинтерсервис" (фото 3). Другие российские "управляющие" содержат шаровые пальцы из стали 40ХН с следующей механической обработкой и большой закалкой до твердости приблизительно НRC 30. К этой группе относятся миасский "Кедр" (фото 2), два изделия с владимирского "Прогресса" (фото 4 и 5), безымянный наконечник (фото 6), проданный нам как "белебеевский" и оказавшийся на поверку тоже владимирским, также "секонд-хэнд" с столичного рынка (фото 7). Квартет "иноземцев" представлен английским "Локхидом" (фото 8), швейцарским "Федерал могул" (фото 9), испанским "Ай-Эр-Би" (фото 10) и итальянским ОКАПом (фото 11).
Из особенностей конструкции представленных "управляющих" отметим последующее. Все "россияне", также итальянский ОКАП имеют снутри пружину, поджимающую сферическую головку шарового пальца к поверхности полимерного вкладыша. Другим концом пружина упирается в опорную шайбу, завальцованную в корпус шарнира - это компенсирует износ трущейся пары. Другие изделия не располагают пружиной - натяг обеспечивает прижим опорной шайбы к полимерному вкладышу при завальцовке.
Тесты проводились по программке, близкой к сертификационной. Каждый "бренд" был представлен 2-мя изделиями. Главные "законодатели" - конструкторская документация ВАЗ и РД 37.001.613-97 "Шаровые шарниры автотранПодвесканых средств...". Результаты приведены в таблице. В качестве факультативной проверки испытали резиновые чехлы "управляющих".
Вышло последующее. При проверке продольных и поперечных углов качания претензий практически не появилось - только один из "итальянцев" оказался "вне игры". Во время "силовых упражнений" по выдавливанию и вырыванию пальцев из корпуса начисто провалились московские самоделки, компанию которым внезапно составили "испанцы". А "урок геометрии" обусловил, что у "швейцарцев" и "испанцев" оказались очень мелкие по нашим меркам головки.
Размер головок - только одна из составляющих долговечности "управляющего". Тут играет роль не только лишь поперечник сферической поверхности, да и чистота ее обработки, качество материала вкладыша, твердость поверхности (на случай частичного попадания грязищи), также конструкция защитных чехлов и их износостойкость. Выяснилось, что лучше других обработаны рабочие поверхности всех "иноземцев" и нашего "Кедра", другие же ограничивались грубым шлифованием.
Нет конкретной трактовки результатов, касающихся твердости. На 1-ый взор, провалились все забугорные наконечники, не считая "Локхида", также российские изделия от "ВАЗинтерсервис" с нитроцементацией, но "наши" были оправданы! Специалисты пояснили, что в феврале 2000 года АО "АвтоВАЗ" разрешило белебеевскому предприятию проводить закалку до твердости HRC 39,1 - при всем этом поверхностная твердость таких пальцев все равно остается выше, чем у подвергавшихся большой закалке. Что ж, означает у нас все в порядке.
Конструкция всех чехлов русского производства схожа. Верхнее отверстие обрамлено завулканизированным в резину железным кольцом - чехол надевается на шаровой палец с натягом, обеспечивающим плотность. Край нижнего отверстия завальцован в железную обойму, напрессованную на проточку в корпусе. Чехлы изделий ОКАП и "Локхид" по верхнему отверстию уплотнены натягом резины, а "Федерал могул" и "Ай-Эр-Би" - по верхнему и нижнему отверстиям внешними железными либо полимерными кольцами. Все описанные конструкции способны накрепко задерживать смазку и защищать изделия от пыли и грязищи.
Ради энтузиазма провели дополнительные тесты резиновых чехлов. Такая проверка не полностью корректна - "по науке" полагается испытывать эталоны стандартной формы, а не те заготовки, которые реально можно вырезать из готового изделия. Все же любопытство пересилило... Самая низкая условная крепкость при растяжении оказалась у столичных "бомжей", а самая высочайшая - у "испанцев" и "ВАЗинтерсервис". Тесты на морозе выдержали все - использовать термин "хрупкость" не пригодилось. А вот "купание" в специальной воды СЖР-3, имитирующее старение материала в реальных критериях, не понравилось никому - а именно, все "прогрессы" разбухли аж в два раза! Меньше других изменили собственный объем миасский "Кедр", "Белмаг", ОКАП и "Локхид", при этом "иноземцы" показали "особенное мировоззрение" и даже "похудели".
Наилучшими по результатам испытаний стали "Белмаг" (№ 1), "Кедр" (№ 2) и "Локхид" (№ 8) - их мы и советуем сначала на должность "управляющего". Проигравших же вы просто обусловьте сами.
1. ЗАО НПО "Белмаг", Магнитогорск
Стоимость / 140 руб. за пару.
К "одежде" претензий нет: упаковка - в порядке, защитные голограммы находятся. Корпус - кованый, шаровой палец - "белебеевский", сделанный прохладной большой штамповкой (посадкой) и прошедший термическую обработку. Тесты прошли без замечаний. Оценка: отлично.
2. "Кедр", Миасс
Стоимость / 120 руб. за пару.
Поверхность сферы покрыта узким слоем сплава "Нильбор-20" - чистота обработки соответствует наилучшим ввезенным изделиям. В целом замечаний нет - даже факультативная проверка резиновых чехлов не отдала повода для придирок. Оценка: отлично.
3. "ВАЗинтерсервис"
Стоимость / 70 руб.
Изделие сделано с применением нитроцементации и закалки токами СВЧ. Замечаний по результатам испытаний нет, разве что поперечный угол качания с трудом втиснулся в допустимые рамки. Ну и упаковка не стала бы излишней - разбираться в товарных знаках потребитель не должен. Оценка: удовлетворительно.
4. "Прогресс"
Стоимость / 65 руб.
Несколько результатов оказались на грани фола, но все-же уложились в требования. Упаковка и маркировка в порядке, а вот с резиной, на наш взор, есть неувязка. Оценка: удовлетворительно.
5. "Прогресс круиз", Владимир
Стоимость / 70 руб.
На наконечник нанесено особое противокоррозионное покрытие. В остальном результаты очень близки к № 4. Оценка: удовлетворительно.
6. Обычное рыночное изделие
Стоимость / 70 руб.
Эти "управляющие" покупались как "белебеевские", но специалисты по маркировке наконечника и опорной шайбы обусловили, что это очередные выходцы с владимирского "Прогресса". Упаковки, естественно, нет, а результаты фактически схожи № 4 и 5. Оценка: удовлетворительно.
7. "Московские ремонтные"
Стоимость / 45 руб.
Нужно считать, изношенный наконечник был снят с автомобиля и развальцован. Корпус расточили, после этого вкладыш и шаровой палец поменяли на новые и изделие вновь завальцевали. Интересно, что в 2-ух "управляющих" оказались пальцы разной "породы": один - "белебеевский", другой - "большой закалки". В любом случае оба пальца просто выдавились из корпусов - полностью ожидаемый итог. Крепкость резины - самая низкая из всех. Оценка: плохо.
8. Lockheed, Англия
Стоимость / 190 руб.
"Англичане" приглянулись: упаковка есть, маркировка имеется, характеристики в норме. Оценка: отлично.
9. Federal Mogul, Швейцария
Стоимость /170 руб.
Упаковка в порядке, а вот с цифрами дело похуже: поперечник шарового пальца - 22 мм заместо обычных нам 26. Ресурсных испытаний схожих изделий, как нам понятно, ВАЗ не проводил, а поэтому вопрос о правомерности их установки на "жигули" остается открытым. Твердость также маловата - всего HRC 24-26, хотелось бы 28... Оценка: плохо.
10. IRB, Испания
Стоимость / 120 руб.
Изделие продавалось в упаковке, но на этом плюсы завершаются. Судите сами: "шарик" - маленький, твердость - ужаснее всех, сила выдавливания пальца из корпуса - также "не в кассу". Оценка: плохо.
11. ОСАР, Италия
Стоимость / 130 руб.
Упакованные "итальянцы" оказались однобоко развитыми. Вырвать шаровой палец у 1-го из их так и не смогли - не хватило даже усилия 6 тонн! Зато тот же наконечник внезапно отказался отклоняться на подходящий угол, а оба совместно предпочли мягкость твердости. Оценка: плохо.