ПРЕДОХРАНИТЕЛИ
ПРЕДОХРАНИТЕЛИ
РЫНОК
ПОКУПАЯ, НЕ ОШИБИСЬ
ПРЕДОХРАНИТЕЛИ
Эти мелкие Ремонт и эксплуатация защищают проводку
от недлинного замыкания, а другой раз -
и сам автомобиль от пожара.
Антон УТКИН
Группа 3722 - "Предохранители электронных цепей". Наибольшее распространение получили плавкие предохранители - обыкновенные, дешевенькие и компактные. Последнее в особенности принципиально, так как количество собранных в малогабаритные блоки предохранителей на современных автомобилях перевалило за два 10-ка.
До эры "жигулей" на большинстве российских автомобилей стояли блоки предохранителей семейства Пр102 - Пр108 (фото 1) производства завода ЛЭТЗ (Лысково, Нижегородская обл.). В таком блоке - три предохранителя на текстолитовых пластинках, меж контактами которых зажат отрезок медного луженого провода. Главное их удобство - возможность стремительно поменять перегоревший проводок: в высшей части пластинки намотан его припас минимум на 10 замен. Когда припас кончится, провод подходящего поперечника (см. табл.) можно отыскать, к примеру, в многожильном кабеле.
Цилиндрические разовые предохранители серии 469.32.00 (фото 2) в первый раз появились на VAZ 2101, а потом стали самыми массовыми на наших автомобилях. Делают их (и блоки, в которые они сгруппированы) фабрики ЛЭТЗ, ПЗА (сейчас АВАР, Псков) и "Точмаш" (Владимир). Роль плавящегося проводника в их делает полоса из цинковой фольги шириной 0,22 мм. В ближайшее время они вытесняются штекерными предохранителями интернационального эталона, которые уже издавна используются на импортных машинах (фото 3). Штекерные (либо "ножевые") предохранители, для которых ПЗА и "Точмаш" уже освоили новые модели монтажных блоков, имеют штекеры размером 5х0,65 мм, залитые в корпус из цветной пластмассы. Каждому значению номинального тока соответствует собственный цвет корпуса. Светло-коричневый - 5 А; темно-коричневый - 7,5 А; красноватый - 10 А; голубий - 15 А; желтоватый - 20 А; белоснежный - 25 А; зеленоватый - 30 А. ПЗА применяет предохранители собственного производства, "Точмаш" закупает их у компании "Тесла" (Чехия), а на рынке продаются штекерные предохранители в главном из азиатских государств.
Сравнивая эти три вида плавких предохранителей, отметим, что самые удобные из их - проволочные (если перегорит где-нибудь в дороге - запасной находить не придется). Цилиндрические - самые информативные: сходу видно, какой перегорел. А главный их недочет - ненадежность контакта при ослаблении прижимающих лапок на блоке. Штекерные - самые малогабаритные и надежные. Правда, чтоб отыскать перегоревший предохранитель, придется кропотливо оглядеть блок с лампой-переноской, вынимая предохранители. Вобщем, современные авто рассчитаны на сервис спецом - уж он-то не будет вынимать из блока все предохранители попорядку, а сходу обусловит по схеме подходящий.
Домом стоят массивные плавкие предохранители в виде пластинчатых вставок на 30 и 60 А, фиксируемых на блоках винтами (фото 4). Их устанавливают поблизости "плюсовой" клеммы аккума для защиты всей проводки автомобиля, но, к огорчению, лишь на неких грузовиках. На легковых автомобилях ряд цепей (зажигания, стартера и др.) не защищен, что может привести к пожару. Вобщем, ничто не мешает рачительному обладателю поставить на свою машину блок массивных входных предохранителей 111.3722 от "Газели".
Биметаллические многоразовые предохранители используют изредка - в главном в устаревших легких схемах электрического оборудования. К примеру, на "Волге" до 1985 года было всего два плавких предохранителя и четыре биметаллических кнопочных. Последние, семейств 29.3722, Пр2, Пр3, выпускаемые заводом ПЗА, могут быть рассчитаны на номинальные токи 10, 15, 20, 25 и 30 А и должны размыкать цепь через 2,5-10 секунд прохождения тока, в три раза большего, чем номинальный. Когда замыкание устранено, предохранитель включают нажатием кнопки.
А вот биметаллические предохранители семейства Пр502 (фото 5), выпускаемые заводом ОСВАР, используются и на самых современных автомобилях. Они интегрированы в моторедукторы стеклоочистителей и срабатывают при перекрытии электродвигателя (к примеру, если щетка примерзнет к стеклу), защищая его обмотку от перегрева завышенным током. После устранения предпосылки перегрева предохранитель перебегает во включенное положение автоматом.
В заключение о ценах. Отдельные предохранители - изделия дешевенькие, и место их покупки не имеет значения. А вот на покупке монтажного блока реле и предохранителей можно сберечь добрые полторы сотки рублей. В магазинах они стоят 220-300 руб., а на рынке "Южный порт" можно отыскать и за 140.
Прошлые обзоры устройств электрического оборудования -
см. ЗР, 1997, № 6-9, 12; 1998, № 1, 2.
Фото 1. Блок предохранителей Пр103.
Фото 2. Цилиндрические разовые предохранители 469.32.00.
Фото 3. Современные штекерные предохранители.
Фото 4. Плавкие вставки на 30 и 60 А.
Фото 5. Предохранитель стеклоочистителя Пр502А.
Эмблемы заводов электрического оборудования. Сверху вниз: ЛЭТЗ, ПЗА, "Точмаш".