ДИРИЖАБЛИ В МЮНХЕНЕ
"ДИРИЖАБЛИ" В МЮНХЕНЕ
ТЕХНИКА
НОВИНКИ
Выборку подготовил Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ
"ДИРИЖАБЛИ" В МЮНХЕНЕ
Фактически, аэропортовский автобус "Неоплан" только тем и отличается от дирижабля, что большой резервуар с водородом сжали до сравнимо маленьких размеров и расположили на крыше гондолы... тьфу, пассажирского салона! В 15 дюралевых баллонов, спрятанных для прочности в углепластиковую оболочку, закачивается 2580 л газообразного водорода при давлении 250 атм. Процесс заправки продолжается 6-10 минут, горючего хватает на 190 км пробега. Малость, но для автобуса, повсевременно работающего на летном поле невдали от первой и единственной в мире "водородоколонки", полностью довольно. В остальном - ничего такого особенного, автобус как автобус: 15 сидящих и 150 стоячих мест. Двенадцатилитровый шестицилиндровый рядный газовый движок развивает 190 л. с. при 2200 об/мин и вращающий момент 685 Н.м при 1000 об/мин. Вот только обошелся он в 20 млн. баксов, половину из которых отдало правительство Баварии.
Увлекательное начинается под капотом. Как и всякий газовый движок, водородный мотор имеет искровые свечки зажигания. Как современный дизель - два резервуара системы "коммон рейл", каждый на три цилиндра. В их находится газообразный водород под давлением 3,5 атм, которое поддерживает особый газовый редуктор. А вот форсунки не необходимы: водород поступает в цилиндры через электрические клапаны (см. фото). Четкое дозирование и момент "впрыска" обеспечивает электрический блок, расположенный здесь же.
Особенность ДВС на водороде - очень высочайшая температура сгорания, потому выхлопные пары нагреты до 850-900°С. Чтоб не перегреть моторный отдел, пришлось пропустить их через особый змеевик с жидкостным остыванием. Думаете, далее в глушитель и на улицу? Вроде бы не так! Ведь в качестве окислителя употребляется не незапятнанный кислород, а воздух, состоящий в главном из азота. Вот и образуются вредные окислы. Их, правда, малость - в 10 раз меньше, чем допускают нормы Евро III. Но все равно рачительные немцы поставили катализатор с лямбда-зондом, чтоб уж точно ничего не считая водяного пара и незапятнанного азота из автобуса не выделялось. Заодно непростая система выхлопа обеспечила и понижение уровня шума на 4 дБ против обыденных величин. (Будто бы это очень принципиально на летном поле!) Ну, как с пожароопасностью? Спаленный дирижабль "Гинденбург" не забыт германцами. Поэтому-то и размещены баллоны на крыше: ведь водород легче воздуха и в случае аварии пламя уйдет ввысь. Ну и разбит припас газа на 15 частей - для вашего спокойствия. Так что, случись прилететь в Мюнхен, можете и на "дирижабле" до аэровокзала проехаться!