КАКОЙ НАПОРИСТЕЕ?
КАКОЙ НАПОРИСТЕЕ?
РЫНОК
ЭКСПЕРТИЗА
КАКОЙ НАПОРИСТЕЕ?
Сравниваем бензонасосы для "Самары".
Александр БУДКИН, Миша КОЛОДОЧКИН
Немножко ТЕОРИИ
Карбюратор на автомобиле размещен выше уровня горючего в баке, потому самотеком бензин в поплавковую камеру не пойдет. На карбюраторных машинах обычно употребляют механические насосы, приводимые в действие толкателем от эксцентрика распределительного вала. Облегченная схема такового насоса приведена на рисунке.
Будучи присоединенными к одной актуально принципиальной артерии, бензонасос и карбюратор привыкли считаться вместе. Стоит игловатому клапану карбюратора преградить путь горючему в поплавковую камеру, насос согласно поубавит пыл, разве что подпор оставит (по-научному - давление нулевой подачи).
Рабочий орган насоса - мембрана, совершающая возвратно-поступательное движение. Так как количество нужного горючего изменяется в широких границах - от нулевого на режиме принудительного холостого хода до наибольшего при полной нагрузке, механический привод обеспечивает только всасывание, прогибая мембрану вниз. Нагнетание же происходит только за счет усилия сжатой пружины. Если бензин не нужен, в нагнетательной полости создается противодавление, мешающее пружине распрямиться.
При малом расходе бензина через насос горючее успевает приметно нагреться (под капотом достаточно горячо, в особенности если близко к насосу размещен коллектор). А нагрев бензина чреват появлением паровых пробок, которые могут нарушить работу насоса: мембрана будет напрасно пробовать вытолкнуть паровую пробку, а та знай для себя сжимается и разжимается, оставаясь на месте. Чтоб такового не бывало, в системе топливоподачи предугадывают сливную магистраль, как, к примеру, на "Самаре". Кстати, о бензонасосах для "Самары" и речь пойдет.
КТО КОГО
Представленным на тест образчикам выпала тяжкая толика - тесты на специальной установке. Из 5 насосов - три "россиянина", один "итальянец" и один "британец". Последний малость странноват: без ручки ручной подкачки горючего, да к тому же корпус намертво завальцован. Вопрос о его ремонтопригодности отпал сам собой. "Итальянец" - всем неплох, но практически в три раза дороже русских соперников (кстати, гость из туманного Альбиона не дешевле). Посреди российских изделий саратовский насос - чуток посимпатичнее, димитровградский - чуток поизвестнее, петербургский - чуток необычнее. В российских насосах употребляют три мембраны: две для подачи горючего и одну для герметизации. При прорыве первых 2-ух бензин должен попасть в сливное отверстие, находящееся меж мембранами - лучше наружу, чем в картер с маслом. В насосах забугорного производства мембрана одна, но более "мощная", а нижняя полость изготовлена герметичной со сливным отверстием. В последнем случае попадание бензина в масло исключено не только лишь при прорыве мембран, да и при подтекании по штоку.
Данные стендовых испытаний насосов - в таблице.
1 - поглощающая полость; 2 - нагнетательная полость; 3 - нагнетательный клапан; 4 - мембрана; 5 - шток мембраны; 6 - пружина; 7 - возвратимая пружина приводного рычага; 8 - приводной рычаг; 9 - ось рычага ручной подкачки; 10 - возвратимая пружина рычага ручной подкачки; 11 - рычаг ручной подкачки; 12 - головка штока; 13 - уплотнитель штока; 14 - дренажное отверстие; 15 - сетчатый фильтр; 16 - поглощающий клапан.
"ПЕКАР"
Производитель - Наша родина (Санкт-Петербург).
Стоимость - 80-100 руб. Продается без упаковки, прокладки и защитных колпачков.
Конструктивные особенности: интегрированный фильтр с железной сетью, все внутренние Ремонт и эксплуатация имеют гальваническое покрытие, крепление пакета мембран к штоку - неразборное, отверстие для слива - меж пакетом мембран.
Обнаруженные недостатки: деформация фильтрующей сетки.
ДААЗ
Производитель - Наша родина (Димитровград).
Стоимость - 60-80 руб. Продается без упаковки, прокладки и защитных колпачков.
Конструктивные особенности: со интегрированной пластмассовой фильтрующей сетью, внутренние Ремонт и эксплуатация без покрытий, крепление мембран к штоку - разборное, отверстие для слива - меж пакетами мембран.
САРАТОВСКИЙ
Производитель - Наша родина (Саратов).
Стоимость - 60-80 руб. Продается без упаковки, но с защитными пластмассовыми колпачками.
Конструктивные особенности: со интегрированной пластмассовой фильтрующей сетью, внутренние Ремонт и эксплуатация с гальваническими покрытиями, крепление мембран к штоку - разборное, отверстие для слива - меж пакетом мембран.
ОТА
Производитель - Италия.
Стоимость - 140-180 руб. Продается в упаковке.
Конструктивные особенности: со интегрированной пластмассовой сетью, есть защитные покрытия, крепление мембран к штоку - неразборное, слив - в герметичной нижней части корпуса насоса.
QH
Производитель - Великобритания.
Стоимость - 140-180 руб. Продается в упаковке.
Конструктивные особенности: стопроцентно неразборный (корпус завальцован), есть защитные покрытия, слив - в герметичной нижней части корпуса насоса, нет ручной подкачки.
Наша справка
Давление нулевой подачи- наибольшее давление, развиваемое насосом при заглушенном сливе.
Производительность на свободный слив - наибольшая производительность насоса при отсутствии противодавления.
Период всасывания - время от начала закачивания горючего с глубины 800 мм ниже уровня насоса до начала подачи на высоту 1000 мм выше уровня насоса. Охарактеризовывает легкость запуска после долговременной стоянки.
Плотность клапанов определяет качество их производства и эффективность работы насоса.
РЕЗУЛЬТАТЫ
К огорчению, насосы из Саратова и Димитровграда не назовешь примерными. К примеру, по такому параметру, как период всасывания, их проигрыш наилучшему эталону оказался трехкратным. Приятно констатировать, что этим наилучшим стал санкт-петербургский "Пекар". Зато по другому показателю - давлению нулевой подачи - он отдал худший итог. Неремонтопригодный "британец" мог бы побороться за высшую ступень "пьедестала", но, как выяснилось позднее, он не имеет встроенного фильтра. И как оценить отсутствие ручной подкачки? Насос от ДААЗа, когда его разобрали, разочаровал грубым созданием. В общем, рассредотачивание мест такое: 1-ое и 2-ое разделили меж 2-мя иноземцами, за ними - "Пекар", ДААЗ и Саратов.
РЕЗЮМЕ. Если "излишние" 100 рублей цены вас не смутят, лучше окажется итальянский насос. Из дешевых неплохим выбором будет "Пекар". Но, невзирая на место в рейтинге, все насосы работоспособны и могут исправно служить.