МАЯТНИКУ -КАЧАТЬСЯ
МАЯТНИКУ -КАЧАТЬСЯ
РЫНОК
МАЯТНИКУ -КАЧАТЬСЯ
Ось маятникового рычага может опираться на втулки
либо на подшипники качения. Что предпочесть?
Александр БУДКИН
Начинающие автовладельцы - обладатели "жигулей" выяснят о существовании маятникового рычага, обычно, ощутив завышенный свободный ход в управляющем управлении. Его предпосылкой нередко оказывается зазор во втулках маятникового рычага обыкновенной конструкции (с подшипниками скольжения). Как он появляется?
Силы, действующие в управляющий трапеции "Жигулей" при вращении руля на месте либо наезде с маленький скоростью на препятствие высотой 5-6 см, обычно, не превосходят 150-200 кгс. При всем этом на ось маятникового рычага действует сила, раза в два наименьшая. При таких нагрузках и скоростях скольжения втулок наименее 1 м/с износостойкость подшипника скольжения должна быть более чем достаточной. А если учитывать, что подобные нагрузки появляются эпизодически, а огромную часть времени действуют силы в пару раз наименьшие, рычаг мог бы пережить автомобиль. В реальной же эксплуатации он изредка выхаживает более 50-80 тыс. км, а другой раз и того меньше. Причина до досадного ординарна - абразивный износ, невзирая на все пробы сделать узел герметичным. Внутренняя полость корпуса рычага изолирована от наружной среды 2-мя резиновыми кольцами 7 на рисунке, о торцевые поверхности которых трутся железные прижимающие шайбы 6 и 10. Даже при погружении в воду узел должен оставаться герметичным, но...
Так как на дорогах хватает грязищи, она при движении покрывает места стыка уплотнительных колец со железными шайбами (указаны на рисунке стрелками). А когда автомобиль выезжает на ухабы, под действием вибраций грязь "затягивает" вовнутрь рычага. Происходит это последующим образом: вибрации рычага принуждают его колебаться в осевом и круговом направлениях и сразу немного поворачиваться. В итоге любая точка железной шайбы совершает движение по спирали, захватывая маленькие частички абразива с поверхности резинового кольца и завлекая их в недра узла. Итог - неминуемая, в какой-то момент, подмена втулок рычага.
Выход из ситуации выдуман достаточно издавна. Еще с 1994 года на микроавтобусы РАФ начали серийно устанавливать маятниковые рычаги с подшипниками качения. Их круговой зазор мал, а модификации закрытого типа (с уплотнениями) не достаточно подвержены абразивному износу и не требуют пополнения смазки.
Обладателям даже последних заднеприводных ВАЗов в этом смысле не подфартило. Более долговременный маятниковый рычаг им до настоящего времени приходится брать и устанавливать без помощи других. Совместно с ними отправимся в магазин и мы.
Без особенного труда в столичных магазинах заполучили четыре маятниковых рычага. Столичный - с подшипниками качения без сквозного отверстия в корпусе (фото 1), владимирский - с подшипниками качения, имеющими собственное уплотнение, и резиновым колпачком (фото 2), тольяттинский - схожий на предшественника, с грязезащитными шайбами, но без уплотнений (фото 3), и, в конце концов, обыденный тольяттинский - с подшипниками скольжения (втулками), соответственный вазовской документации. Заводской маркировки ни одно изделие не имеет, потому их настоящее происхождение почти во всем на совести продавцов.
Проверка "на вшивость", проведенная спецами НАМИ, включила два задания. Сначала измерили круговое перемещение оси рычага под действием изгибающей нагрузки 40 кгс на его конце. Потом проверили плотность изделий, поместив их на четыре суток в воду. Для большей объективности рычаги временами поворачивали вправо-влево на 180°. Результаты оказались полностью ожидаемыми (см. подписи к фото). Столичное и тольяттинское изделия оказались герметичны. Владимирский и очередной тольяттинский (фото 3) узлы нахлебались воды. При проверке жесткости тоже обошлось без сюрпризов: изделие с подшипниками скольжения (втулками) показало перемещение 0,12 мм, другие - наименее 0,02 мм, уложившись в погрешность измерительного щита.
ВЫВОДЫ: столичный рычаг должен служить верой и правдой столько же, сколько сам автомобиль. "Владимирец" и "тольяттинец" с подшипниками качения имеют шансы повторить подвиг "москвича" при условии их смазки. Ну а характеристики обыденного вазовского рычага и так всем издавна известны.
1. Сделан в Москве
Стоимость - 200 руб.
Шариковые подшипники с защитными шайбами, в корпусе нет сквозного отверстия, снизу ось имеет торцевое уплотнение со металлической шайбой и резиновым кольцом. Корпус герметичен. Материал корпуса не указан.
2. Сделан
во Владимире
Стоимость - 190 руб.
Шариковые подшипники с своим уплотнением, сверху на корпусе - резиновый колпачок. Корпус негерметичен. Материал корпуса - АЛ35. Отверстие для внесения смазки не предвидено.
3. Сделан в Тольятти
Стоимость - 180 руб.
Открытые шариковые подшипники, уплотнения отсутствуют, грязезащита - железными шайбами - отражателями сверху и снизу. Имеет заглушенное отверстие для внесения смазки. Корпус негерметичен. Материал корпуса не указан.
4. Сделан в Тольятти
Стоимость - 160 руб.
Соответствует документации ВАЗа, в качестве подшипников скольжения - полимерные втулки, уплотнение торцевое при помощи железных шайб и резиновых колец. Корпус герметичен. Материал корпуса - АЛ9.
Наша справка
МАЯТНИКОВЫЙ РЫЧАГ - принципиальный элемент трехзвенной управляющий трапеции. Он обеспечивает требуемое соотношение углов поворота управляемых колес и служит поддерживающей опорой правой стороны управляющий трапеции.
РЫНОК
МАЯТНИКУ -КАЧАТЬСЯ
Ось маятникового рычага может опираться на втулки
либо на подшипники качения. Что предпочесть?
Александр БУДКИН
Начинающие автовладельцы - обладатели "жигулей" выяснят о существовании маятникового рычага, обычно, ощутив завышенный свободный ход в управляющем управлении. Его предпосылкой нередко оказывается зазор во втулках маятникового рычага обыкновенной конструкции (с подшипниками скольжения). Как он появляется?
Силы, действующие в управляющий трапеции "Жигулей" при вращении руля на месте либо наезде с маленький скоростью на препятствие высотой 5-6 см, обычно, не превосходят 150-200 кгс. При всем этом на ось маятникового рычага действует сила, раза в два наименьшая. При таких нагрузках и скоростях скольжения втулок наименее 1 м/с износостойкость подшипника скольжения должна быть более чем достаточной. А если учитывать, что подобные нагрузки появляются эпизодически, а огромную часть времени действуют силы в пару раз наименьшие, рычаг мог бы пережить автомобиль. В реальной же эксплуатации он изредка выхаживает более 50-80 тыс. км, а другой раз и того меньше. Причина до досадного ординарна - абразивный износ, невзирая на все пробы сделать узел герметичным. Внутренняя полость корпуса рычага изолирована от наружной среды 2-мя резиновыми кольцами 7 на рисунке, о торцевые поверхности которых трутся железные прижимающие шайбы 6 и 10. Даже при погружении в воду узел должен оставаться герметичным, но...
Так как на дорогах хватает грязищи, она при движении покрывает места стыка уплотнительных колец со железными шайбами (указаны на рисунке стрелками). А когда автомобиль выезжает на ухабы, под действием вибраций грязь "затягивает" вовнутрь рычага. Происходит это последующим образом: вибрации рычага принуждают его колебаться в осевом и круговом направлениях и сразу немного поворачиваться. В итоге любая точка железной шайбы совершает движение по спирали, захватывая маленькие частички абразива с поверхности резинового кольца и завлекая их в недра узла. Итог - неминуемая, в какой-то момент, подмена втулок рычага.
Выход из ситуации выдуман достаточно издавна. Еще с 1994 года на микроавтобусы РАФ начали серийно устанавливать маятниковые рычаги с подшипниками качения. Их круговой зазор мал, а модификации закрытого типа (с уплотнениями) не достаточно подвержены абразивному износу и не требуют пополнения смазки.
Обладателям даже последних заднеприводных ВАЗов в этом смысле не подфартило. Более долговременный маятниковый рычаг им до настоящего времени приходится брать и устанавливать без помощи других. Совместно с ними отправимся в магазин и мы.
Без особенного труда в столичных магазинах заполучили четыре маятниковых рычага. Столичный - с подшипниками качения без сквозного отверстия в корпусе (фото 1), владимирский - с подшипниками качения, имеющими собственное уплотнение, и резиновым колпачком (фото 2), тольяттинский - схожий на предшественника, с грязезащитными шайбами, но без уплотнений (фото 3), и, в конце концов, обыденный тольяттинский - с подшипниками скольжения (втулками), соответственный вазовской документации. Заводской маркировки ни одно изделие не имеет, потому их настоящее происхождение почти во всем на совести продавцов.
Проверка "на вшивость", проведенная спецами НАМИ, включила два задания. Сначала измерили круговое перемещение оси рычага под действием изгибающей нагрузки 40 кгс на его конце. Потом проверили плотность изделий, поместив их на четыре суток в воду. Для большей объективности рычаги временами поворачивали вправо-влево на 180°. Результаты оказались полностью ожидаемыми (см. подписи к фото). Столичное и тольяттинское изделия оказались герметичны. Владимирский и очередной тольяттинский (фото 3) узлы нахлебались воды. При проверке жесткости тоже обошлось без сюрпризов: изделие с подшипниками скольжения (втулками) показало перемещение 0,12 мм, другие - наименее 0,02 мм, уложившись в погрешность измерительного щита.
ВЫВОДЫ: столичный рычаг должен служить верой и правдой столько же, сколько сам автомобиль. "Владимирец" и "тольяттинец" с подшипниками качения имеют шансы повторить подвиг "москвича" при условии их смазки. Ну а характеристики обыденного вазовского рычага и так всем издавна известны.
1. Сделан в Москве
Стоимость - 200 руб.
Шариковые подшипники с защитными шайбами, в корпусе нет сквозного отверстия, снизу ось имеет торцевое уплотнение со металлической шайбой и резиновым кольцом. Корпус герметичен. Материал корпуса не указан.
2. Сделан
во Владимире
Стоимость - 190 руб.
Шариковые подшипники с своим уплотнением, сверху на корпусе - резиновый колпачок. Корпус негерметичен. Материал корпуса - АЛ35. Отверстие для внесения смазки не предвидено.
3. Сделан в Тольятти
Стоимость - 180 руб.
Открытые шариковые подшипники, уплотнения отсутствуют, грязезащита - железными шайбами - отражателями сверху и снизу. Имеет заглушенное отверстие для внесения смазки. Корпус негерметичен. Материал корпуса не указан.
4. Сделан в Тольятти
Стоимость - 160 руб.
Соответствует документации ВАЗа, в качестве подшипников скольжения - полимерные втулки, уплотнение торцевое при помощи железных шайб и резиновых колец. Корпус герметичен. Материал корпуса - АЛ9.
Наша справка
МАЯТНИКОВЫЙ РЫЧАГ - принципиальный элемент трехзвенной управляющий трапеции. Он обеспечивает требуемое соотношение углов поворота управляемых колес и служит поддерживающей опорой правой стороны управляющий трапеции.