СТОЛКНОВЕНИЕ С Реальностью
СТОЛКНОВЕНИЕ С Реальностью
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
Былое
СТОЛКНОВЕНИЕ С Реальностью
О машинах, вошедших в золотой фонд ХХ столетия, наверное слышали даже дальние от авто мира Различное. Но летопись века не состоит из одних побед...
Сергей КАНУННИКОВ
Конструкторы, дизайнеры и, естественно, покупатели длительно вспоминали модели, ставшие крушением их надежд. Время от времени репутацию гробили инженерные недоделки, а то и ошибки. Иногда сердца обывателей оставались холодны к стараниям фирменных стилистов либо в планы продаж вмешивалась экономика - просто очередной кризис. Случались и совершенно непредсказуемые провалы. Неприязнь, ну и любовь разъяснить, обычно, нереально.
Как досадно бы это не звучало, нередко самые смелые и нестандартные технические решения оборачивались обидными поражениями. Грозный диктат серийного производства и ежедневной эксплуатации убивал инженерно прекрасные, но скороспелые конструкции.
Известный "Тропфенваген" работы профессионального конструктора Эдмунда Румплера (ЗР, 1998, № 6) поразил знатоков обтекаемым кузовом, заднемоторной сборкой, W-образным движком. Но агрегат оказался настолько же сложным и дорогим, сколь ненадежным. Автомобиль "плавал" на дороге так, что стращал хоть какого водителя. Да что "плавал" - бюргеры шарахались от 1-го вида лодкообразного экипажа с куцыми, как будто от игрушечного самолетика, крыльями. Из 100 автомобилей, построенных за 5 лет, покупателей отыскали единицы. Репутацию "Тропфенвагена" добил узнаваемый кинорежиссер Фриц Ланг. Купив за бесценок две машины, он, как будто показывая, что на доброе дело "румплеры" все равно негодны, красиво спалил их в конце кинофильма "Метрополис".
История "Шевроле-Корвэйра", задняя подвеска которого стала предпосылкой сотки аварий, обширно известна (ЗР, 1999, № 12). Пожар скандала раздуло само управление "Джи-Эм", никак не желавшее признать поражение. В 1964-м подвеску дополнили стабилизатором, но репутация машины была уже безвыходно испорчена и модель сняли с производства.
Годом ранее компания НСУ представила сенсационную новинку - "НСУ-Ванкель спайдер" с роторным движком. Шуточка ли! Малогабаритный мотор рабочим объемом всего 500 "кубиков" выдавал 50 л. с. и разгонял машину до 150 км/ч. Но 1-ые же покупатели оказались, мягко говоря, обескуражены. Из-за несовершенства конструкции мотор не только лишь расходовал много горючего, да и практически пожирал масло. Расхожей шуточкой стало: "Продаю "НСУ-Ванкель спайдер" плюс 14 запасных моторов".
Вобщем, немцы видали и не такое. Те, кто успел поездить на машинах середины 50-х - эры расцвета суперкомпактных мотоколясок, с содроганием вспоминали "Шпац-Викторию". При пожаре пластмассовый кузов крохи за считанные секунды преобразовывался в кучку пепла. А зажигались они часто, так как 2-ой "заболеванием" оказалась негерметичность бензопровода. Беря во внимание эту особенность, выпуск 1588 экземпляров можно считать очень огромным.
Германский "Боргвард Арабелла" 1960 года завлекал американской стилистикой - кили на задних крыльях, панорамные стекла, хром. Но бедных любителей пошиковать ожидало разочарование. Гарантийные мастерские не успевали оживить рассыпавшиеся коробки и вычерпывать воду из салонов. За безбожно протекающий кузов обиженные покупатели переименовали модель в "Аквабеллу".
Сколько сил положили спецы "Крайслера", чтоб сделать новинку 1934 года - модель "Эйрфлоу" обтекаемой! Но покупатели невзлюбили уникальный кузов, которому позднее подражали стилисты других компаний. Машины продавались очень плохо.
В 1957-м "Форд" представил модель "Эдсел", нареченную в честь отпрыска основоположника компании. Маленькие недочеты, вроде нечетко работающей коробки-"автомата", покупатели готовы были простить. Но здесь в дело вмешались феминистки. Необыкновенная радиаторная решетка показалась им неблагопристойной, унижающей достоинство дам. Забавно? Дилерам "Форда", у витрин которых разгневанные дамы устраивали демонстрации протеста, было не до хохота. Концерн сдался через два года, исключив "Эдсел" из программки. Успели реализовать 110 000 машин - пятую часть от запланированного.
Недавняя история "Форда-Скорпио" второго поколения - не настолько гулкая, но для производителя более грустная. Модель не вызвала экстаза публики. Видимо, не приглянулись безрассудные полосы кузова, глупый взор обширно расставленных фар и линия задних габаритов в южноамериканском стиле начала 70-х.
Оценка стилистических решений почти во всем дело вкуса. Но история сохранила и имена без вины виновных - доброкачественных, иногда увлекательных и прекрасных машин, принужденных сойти со сцены уже после первого акта.
Кризис начала 70-х сгубил стильный "Ситроен-SM". Французская СИМКА-1307 хоть и стала автомобилем года и (почти во всем потому) прототипом "Москвича-2141", так и не прижилась на рынке. Попытка сделать из непопулярного хэтчбека автомобили - "Тальбо-Тагору" и поболее престижную "Солару" тоже не увенчалась фуррором. Сбыт быстро падал. В итоге концерн ПСА расстался не только лишь с этими моделями. Марки СИМКА и "Тальбо" тоже стали достоянием истории.
А что у нас? Если судить по спросу, то, в критериях неизменного недостатка, российские производители избежали ошибок. Но старательно забываемые позднее проколы все таки случались.
Передовая, уникальная концепция "Татры-12" Ганса Ледвинки - хребтовая рама, независящая подвеска, движок воздушного остывания - воплощенная в модели НАМИ-1, на русской почве потерпела полное поражение. Даже самые патриотичные шоферы стонали от разваливающихся на ходу малолитражек. У себя на родине конструкция Ледвинки благополучно прожила несколько десятилетий.
Неудачей чуток было не стала одна из самых именитых и почетаемых российских машин - "Победа". Модель доводили в невообразимой спешке. На автомобилях первого выпуска стремительно "садились" задние рессоры, неравнопрочный кузов "дышал", неэффективно работали глушитель и ручной тормоз, барахлили стеклоочистители, из-за некорректно подобранных передаточных чисел коробки машина разгонялась очень тяжело. В октябре 1948-го выпуск "Победы" остановили. На устранение изъянов ушел год. Машины выпуска после 1 ноября 1949-го полностью заслуженно снискали почтение водителей.
Наверняка, без истории лузеров авто летопись ХХ века показалась бы пресной. Сейчас за скандальными автомобилями охотятся собиратели, ведь неприятие современников резко ограничило тираж лузеров. Сейчас они и совсем раритеты, а означает - в стоимости.
"Крайслер-Эйрфлоу" не угодил современникам наружностью.
"Шпац-Виктория" соединяла пластмассовый кузов с протекающим бензопроводом.
Неблагопристойный "Эдсел".
Заднемоторный "Шевроле-Корвэйр" - причина звучного скандала.
"НСУ-Ванкель спайдер" - 1-ый ротор комом.