ДЕЛЕЖ Либо ГРАБЕЖ?
ДЕЛЕЖ Либо ГРАБЕЖ?
КОМПАНИИ И РЫНКИ
/НАЛОГИ
ДЕЛЕЖ Либо ГРАБЕЖ?
ПРОЕКТ ЗАКОНА "О НАЛОГЕ НА ДОХОД ОРГАНИЗАЦИЙ" РАЗОРИТ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
ТЕКСТ / Лена ВАРШАВСКАЯ
Никто не любит налоги, не считая разве что самих налоговых служб. Но с необходимостью делиться заработанным просто примириться, если вы убеждены - это во благо. Налоговое законодательство - один из самых действующих рычагов экономики. Управляя этим рычагом, можно достигнуть развития компаний, благоденствия людей, укрепления могущества страны. А можно и просто перевернуть все ввысь тормашками.
На данный момент готовится к принятию треть Налогового кодекса, и в Думе ожидает собственного часа глава "О налоге на доход организаций". На рассмотрение представлены два проекта этого документа: один - правительственный, приготовленный Министерством денег, другой - депутатами Г. Куликом, В. Дубовым и В. Гартунгом.
Минфиновский проект носит чисто фискальный нрав: такое воспоминание, что цель его создателей - содрать как можно больше средств с налогоплательщиков, а далее хоть травка не расти.
К примеру, объект налогообложения в этом документе - не прибыль, другими словами разница меж приобретенными доходами и расходами, а сам доход. Более того, понятие "доход" создатели проекта определяют по-своему: как прирост имущества предприятия и экономическую выгоду, включая приобретенные права и достоинства. Понятно? Выходит, к примеру, что право на получение чего-то - уже доход. Скажем, заключило предприятие контракт о покупке оборудования - плати налог, независимо от того, состоится поставка либо нет.
Как найти, какую выгоду получило предприятие, если идет речь не о определенном приобретении, имеющем определенную стоимость, а о другом праве либо преимуществе? Кто будет считать в данном случае размер налога и как?
Разработчиков проекта это волнует не достаточно. Еще больше их тревожит, что какие-то "барыши" компаний останутся необложенными. И они объясняют, что "иными доходами налогоплательщика признаются, а именно,.. другие доходы". Вот это решение! Произнесет "начальник", доход, означает доход - выкладывай Энциклопедия грузовых автомобилей. В итоге таких "четких" определений налог взять можно два раза. К примеру, один раз - за полученную частичную предоплату, а 2-ой - за нее же, но уже в составе выручки от реализации. Либо еще лучше: если кто-то безвозмездно передает кому-то имущество, то налог с его цены должны платить оба. Передающий платит его... с убытка!
Вобщем, налогом облагается не весь доход, а то, что от него остается, если отнять издержки предприятия (они так и именуются - налоговые вычеты). Но погодите вздыхать с облегчением: здесь принципиально, какие конкретно расходы Минфин готов вывести из-под налогообложения. И выясняется, что если доходом, которым нужно "делиться с государством", может быть все, что произнесет само правительство, то с вычетами - никакой самодеятельности! Их список строго определен и дополнениям не подлежит. Где же логика? Так правительство отыщет какой-либо "остальной" доход и, взимая с него налог, даже не станет учесть расходы на получение этого дохода! Это уже не дележ, а реальный грабеж.
Итак, к вычету из налогооблагаемой базы принимаются нужные, обоснованные, документально подтвержденные расходы, предусмотренные нормативными актами, без которых нереально создание и реализация. Другими словами только прямые издержки на создание. А всякие там маркетинги, представительские расходы, утраты от простоев по наружным причинам, издержки на содержание законсервированных мощностей, убытки из-за чрезвычайных ситуаций - ваши трудности, дорогие товарищи! Так же, как (держитесь!) вложения... в развитие производства. И вот это уже более чем серьезно.
На данный момент предприятия заинтересованы в том, чтоб растрачивать средства на собственное развитие - до 50% прибыли можно направлять на капвложения, и эти Энциклопедия грузовых автомобилей не облагаются налогом. Такая льгота - не роскошь, просто оборудование наших компаний изношено так, что, если не дать способности его обновить, индустрия через несколько лет остановится. И остановится, если будет принят минфиновский проект. Ведь инвестиции в создание он не относит к налоговым вычетам и льготу по серьезным вложениям отменяет.
Вобщем, индустрия и так остановится. Поэтому, к примеру, что сильно мало кто будет в состоянии раскошеливаться на рекламу, которая, как понятно, движок торговли. Если на данный момент часть расходов на продвижение продукта относится на себестоимость, другими словами налогами не облагается, то в проекте Минфина все по другому. Чтоб правительство маркетинговые издержки не обложило, продвигать на рынок следует только "производимые и реализуемые продукты (работы, услуги)". Другими словами торговцу (и покупателю?) реклама встанет в копеечку. Нерентабельно пропагандировать и компании либо, к примеру, марки. Это удар по продажам, а означает, и производству.
Недочеты минфиновского проекта можно перечислять еще длительно. И навряд ли неподготовленный человек в их просто разберется. Но это не означает, что новый закон его не коснется - любой из нас где-нибудь работает, а принятие этого документа приведет к банкротству неограниченное количество компаний. В том числе пострадают и сми (они растеряют поступления от рекламы и обязаны будут поднять цены).
Но не все так безвыходно. Законопроект, предложенный депутатами, обмыслен несравненно лучше. По последней мере, он ориентирован на то, чтоб провоцировать создание, бизнес активность и вкладывательную привлекательность нашей экономики. И мы на стороне тех, кто считает: депутатский, а не минфиновский проект должен быть принят за базу в работе над будущим документом. Ведь мы желаем, чтоб рычаг налогового законодательства повернул страну и всех нас к благополучию и преуспеванию.
КОМПАНИИ И РЫНКИ
/НАЛОГИ
ДЕЛЕЖ Либо ГРАБЕЖ?
ПРОЕКТ ЗАКОНА "О НАЛОГЕ НА ДОХОД ОРГАНИЗАЦИЙ" РАЗОРИТ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
ТЕКСТ / Лена ВАРШАВСКАЯ
Никто не любит налоги, не считая разве что самих налоговых служб. Но с необходимостью делиться заработанным просто примириться, если вы убеждены - это во благо. Налоговое законодательство - один из самых действующих рычагов экономики. Управляя этим рычагом, можно достигнуть развития компаний, благоденствия людей, укрепления могущества страны. А можно и просто перевернуть все ввысь тормашками.
На данный момент готовится к принятию треть Налогового кодекса, и в Думе ожидает собственного часа глава "О налоге на доход организаций". На рассмотрение представлены два проекта этого документа: один - правительственный, приготовленный Министерством денег, другой - депутатами Г. Куликом, В. Дубовым и В. Гартунгом.
Минфиновский проект носит чисто фискальный нрав: такое воспоминание, что цель его создателей - содрать как можно больше средств с налогоплательщиков, а далее хоть травка не расти.
К примеру, объект налогообложения в этом документе - не прибыль, другими словами разница меж приобретенными доходами и расходами, а сам доход. Более того, понятие "доход" создатели проекта определяют по-своему: как прирост имущества предприятия и экономическую выгоду, включая приобретенные права и достоинства. Понятно? Выходит, к примеру, что право на получение чего-то - уже доход. Скажем, заключило предприятие контракт о покупке оборудования - плати налог, независимо от того, состоится поставка либо нет.
Как найти, какую выгоду получило предприятие, если идет речь не о определенном приобретении, имеющем определенную стоимость, а о другом праве либо преимуществе? Кто будет считать в данном случае размер налога и как?
Разработчиков проекта это волнует не достаточно. Еще больше их тревожит, что какие-то "барыши" компаний останутся необложенными. И они объясняют, что "иными доходами налогоплательщика признаются, а именно,.. другие доходы". Вот это решение! Произнесет "начальник", доход, означает доход - выкладывай Энциклопедия грузовых автомобилей. В итоге таких "четких" определений налог взять можно два раза. К примеру, один раз - за полученную частичную предоплату, а 2-ой - за нее же, но уже в составе выручки от реализации. Либо еще лучше: если кто-то безвозмездно передает кому-то имущество, то налог с его цены должны платить оба. Передающий платит его... с убытка!
Вобщем, налогом облагается не весь доход, а то, что от него остается, если отнять издержки предприятия (они так и именуются - налоговые вычеты). Но погодите вздыхать с облегчением: здесь принципиально, какие конкретно расходы Минфин готов вывести из-под налогообложения. И выясняется, что если доходом, которым нужно "делиться с государством", может быть все, что произнесет само правительство, то с вычетами - никакой самодеятельности! Их список строго определен и дополнениям не подлежит. Где же логика? Так правительство отыщет какой-либо "остальной" доход и, взимая с него налог, даже не станет учесть расходы на получение этого дохода! Это уже не дележ, а реальный грабеж.
Итак, к вычету из налогооблагаемой базы принимаются нужные, обоснованные, документально подтвержденные расходы, предусмотренные нормативными актами, без которых нереально создание и реализация. Другими словами только прямые издержки на создание. А всякие там маркетинги, представительские расходы, утраты от простоев по наружным причинам, издержки на содержание законсервированных мощностей, убытки из-за чрезвычайных ситуаций - ваши трудности, дорогие товарищи! Так же, как (держитесь!) вложения... в развитие производства. И вот это уже более чем серьезно.
На данный момент предприятия заинтересованы в том, чтоб растрачивать средства на собственное развитие - до 50% прибыли можно направлять на капвложения, и эти Энциклопедия грузовых автомобилей не облагаются налогом. Такая льгота - не роскошь, просто оборудование наших компаний изношено так, что, если не дать способности его обновить, индустрия через несколько лет остановится. И остановится, если будет принят минфиновский проект. Ведь инвестиции в создание он не относит к налоговым вычетам и льготу по серьезным вложениям отменяет.
Вобщем, индустрия и так остановится. Поэтому, к примеру, что сильно мало кто будет в состоянии раскошеливаться на рекламу, которая, как понятно, движок торговли. Если на данный момент часть расходов на продвижение продукта относится на себестоимость, другими словами налогами не облагается, то в проекте Минфина все по другому. Чтоб правительство маркетинговые издержки не обложило, продвигать на рынок следует только "производимые и реализуемые продукты (работы, услуги)". Другими словами торговцу (и покупателю?) реклама встанет в копеечку. Нерентабельно пропагандировать и компании либо, к примеру, марки. Это удар по продажам, а означает, и производству.
Недочеты минфиновского проекта можно перечислять еще длительно. И навряд ли неподготовленный человек в их просто разберется. Но это не означает, что новый закон его не коснется - любой из нас где-нибудь работает, а принятие этого документа приведет к банкротству неограниченное количество компаний. В том числе пострадают и сми (они растеряют поступления от рекламы и обязаны будут поднять цены).
Но не все так безвыходно. Законопроект, предложенный депутатами, обмыслен несравненно лучше. По последней мере, он ориентирован на то, чтоб провоцировать создание, бизнес активность и вкладывательную привлекательность нашей экономики. И мы на стороне тех, кто считает: депутатский, а не минфиновский проект должен быть принят за базу в работе над будущим документом. Ведь мы желаем, чтоб рычаг налогового законодательства повернул страну и всех нас к благополучию и преуспеванию.