У САМАРЫ Впереди, У МОСКВИЧА СЗАДИ
У "САМАРЫ" Впереди, У "МОСКВИЧА" СЗАДИ
РЫНОК
/ЭКСПЕРТИЗА
У "САМАРЫ" Впереди, У "МОСКВИЧА" СЗАДИ
ПРОВЕРЯЕМ ПОДШИПНИКИ СТУПИЦЫ
ТЕКСТ / Миша КОЛОДОЧКИН, ДМИТРИЙ ЕРЫГИН
Философы и поэты, смотря на луну, писали трактаты и стихи. Засмотревшемуся на полнолуние старому инженеру, может быть, пришла когда-то идея о колесе - оно такое же круглое... Скоро появился и подшипник - "упрямая подкладка, на коей ось обращается". Сейчас мы избираем подшипники для ступиц колес переднеприводных ВАЗов.
Пару лет вспять журнальчик уже проводил подобные тесты (ЗР, 1999, № 6, с. 70), но с того времени популярность таких подшипников только выросла. Напоминаем, что шариковые радиально-упорные двухрядные подшипники типа 6-256907Е1С17 употребляются в фронтальных ступицах "самар" и "десяток", также в задних ступицах "40 первых москвичей" и их ближайших сородичей. Не считая того, Волжский подшипниковый завод выпускает роликовые конические подшипники типа 6У-537907С17 - у их те же габариты, но грузоподъемность повыше. А есть еще импорт - Италия, Чехия, Германия... В общем, любопытно - охото потрогать, померить и все такое.
Для ублажения любопытства мы заполучили в разных магазинах Москвы девять подшипников различных компаний и передали их на тесты профессионалам ВНИПП. Предстояло оценить внешний облик изделий и замерить ряд характеристик: уровень вибрации, момент трения, углы контакта, внутреннюю точность и т. п.
Подшипники в состоянии поставки испытали на плотность, обкатывая при частоте вращения 3500 об/мин. Ни какой-то из них не "потек" - отлично. Забегая вперед, отметим, что потом обусловили количество заложенного смазочного материала - его должно быть приблизительно 8,0-9,5 г. Самым "скупым" оказался № 4 - всего только 3,89 г, а самым "щедрым" - испанец № 1: аж 15,66 г! Но куда важнее измерить вибрации и моменты трения...
Любителей четких цифр отсылаем к табл. 1 и 2, а остальным сообщаем: меньше других вибрируют иноземцы № 1, 2 и 3, также "самарец" № 6. А самым нервным оказался "спецподшипник" № 9. Малый момент трения - у представителя SKF № 1. А вот с наивысшими моментами не так все очень просто. Формально говоря, тяжелее других вертелся волжский подшипник № 4, но он роликовый - ему простительно. А вот для шарикового № 6 даже чуток наименьшее значение - уже много. Кстати, тот же № 6 совместно с № 9 к тому же крутились неравномерно.
Таблица 3 содержит результаты замеров осевого зазора и угла контакта (тел качения с беговой дорожкой). Для российских изделий они должны составлять соответственно 60-80 мкм и 36±3°. При малых осевых зазорах велика возможность "перетянуть" подшипник в процессе монтажа - стяжка внутренних колец приведет к тугому вращению, перегреву и иным неприятностям. А с малыми углами контакта подшипники ужаснее работают при крутых поворотах автомобиля, когда в ступицах фронтальных колес появляется опрокидывающий момент.
Самый малый зазор - всего 10 мкм - оказался у подшипников № 3 и 4, а малый угол контакта - 27°57' - у шарикового подшипника № 9. У изделий № 3, 4 и 5 провести замеры не удалось, так как их "потроха" неразборные.
Подробные метрологические замеры подшипников - от размера шариков (там, где они есть!) до шероховатости рабочей поверхности колец - проявили, что подшипники № 7 и 9 имеют завышенные значения кругового биения дорожек качения внешних колец. Не считая того, № 9 обладает достаточно высочайшей волнистостью дорожек качения обоих колец. Самая высочайшая шероховатость найдена у № 9. Понятно, что от этих характеристик как раз и зависят вибрации и шумность работы.
В целом ситуация приглянулась - ни один из подшипников не "провалился", а поэтому к установке в узлы автомобилей применимы все. Снутри ступичного роликового подшипника перекатываются усеченные конусы. Напомним, что преимущество роликовых подшипников по сопоставлению с шариковыми - завышенная грузоподъемность при тех же габаритах, а недочет - наименьшая возможность восприятия моментов, возникающих при прохождении автомобилем поворота. Есть отличия и в сопротивлении качению: шарику катиться легче, так как конус имеет пятно контакта в виде отрезка прямой, а шарик - в виде точки.
Свои симпатии мы отдаем подшипникам SKF (№ 1), OPTIMAL (№ 2), FAG (№ 3), также VPZ-15 (№ 4). Ужаснее других смотрелось изделие от ЗСП (№ 9).
1. SKF, Испания
Стоимость / 500 руб.
Изделие закручено в полиэтиленовую пленку и упаковано в коробку. Прилагается гайка для крепления внутренних колец в узле. Маркировка: SKF, 309726DA, SPAIN. Вращение легкое, без заеданий. Вибрация одна из самых низких. Момент трения - самый маленький из всех. Оценка: прекрасно.
2. OPTIMAL, Германия
Стоимость / 450 руб. (за штуку)
Упакован в коробку. Прилагаются два стопорных кольца. На торце внутреннего кольца нанесена маркировка: KML, 309726DA. Вращение подшипника легкое, без заеданий. Общий уровень вибрации - один из малых. Момент трения внезапно высочайший, а осевой зазор - всего 20 мкм. Оценка: отлично.
3. FAG, Германия
Стоимость / 400 руб.
Подшипник упакован в коробку. На торце внутреннего кольца маркировка: FAG, 532066DE, GERMANY+FE. На уплотнении светло-коричневого цвета обозначение 532066. Вращение легкое, плавное. Вибрация низкая. Момент трения высочайший. Очень небольшой осевой зазор - всего 10 мкм. Оценка: отлично.
4. VPZ-15 (Волжский, Наша родина)
Стоимость / 230 руб.
Упаковки нет. Маркировка: на торце внутреннего кольца - 6У-537907С17, VPZ-15, Т на уплотнении - 6У-537907С17, VPZ-15, В. Вращение равномерно тугое, но без заеданий (все роликовые подшипники вертятся ужаснее шариковых). Общий уровень вибрации - средний. Момент трения - самый высочайший, но роликам это прощается. Осевой зазор - всего 10 мкм. Оценка: отлично.
5. BREDA, Италия
Стоимость / 480 руб.
Подшипник завернут в целофан и упакован в коробку. Маркировка: BREDA, I, LOR, C490. Уплотнение голубого цвета.
Вращение относительно легкое, без заеданий. Вибрация средняя. Момент трения высочайший. Оценка: удовлетворительно.
6. ЗПОН (Самара, Наша родина)
Стоимость / 220 руб.
Изделие закручено во влагонепроницаемую бумагу и упаковано в коробку. Маркировка: RUS, 6-256907У1С17, ЗПОН. Вращение с малозначительными заеданиями, момент трения очевидно завышенный: практически как у роликового. Оценка: удовлетворительно.
7. ZKL, Чехия
Стоимость / 270 руб.
Упаковки нет. Маркировка на торце внутреннего кольца - ZKL, PLC 14-24, CZECH.
Вращение легкое, без заеданий. Уровень вибрации средний, момент трения - тоже. Высочайшее круговое биение внешнего кольца. Оценка: удовлетворительно.
8. SBR, Франция
Стоимость / 280 руб.
Упаковка отсутствует. Маркировка на торце внутреннего кольца: SBR, НВ-4022С, Мейд IN FRANCE. Уплотнение светло-коричневого цвета. Вращение легкое, без заеданий. Высочайший уровень вибрации. Момент трения - средний. Оценка: удовлетворительно.
9. Завод особых подшипников "ЗСП" (Самара, Наша родина)
Стоимость / 220 руб.
Подшипник завернут в бумагу и упакован в коробку. Маркировка на уплотнении: 6-256907Е1, RUSSIA, SHAR. Маркировка снаружи: 6-С17, ЗСП, Т111. Вибрация высочайшая. Момент трения высочайший, ну и вращение неравномерное. Очень небольшой угол контакта. Шарики в 2-ух рядах отличаются по поперечникам. Высочайшая волнистость дорожек. Завышенное круговое биение внешнего кольца. Оценка: неудовлетворительно.
НАША СПРАВКА
Ступичные подшипники снимают при помощи особых съемников. Они различные для "Самары" и "Москвича". При неверной установке подшипника нередко нарушается работа сальникового уплотнения - выдавливается смазка. Все ступичные подшипники - разовые: даже после правильной установки и демонтажа вторично использовать их в автомобиле нельзя. Потому словосочетания "бэушный ступичный подшипник" обычно вызывает у механиков ухмылку.