ВЫХОД ЭНЕРГИИ
ВЫХОД ЭНЕРГИИ
ЭКОНОМИКА
/ОБОЗРЕНИЕ
ВЫХОД ЭНЕРГИИ
НАША АККУМУЛЯТОРНАЯ Индустрия НА ПОРОГЕ ПЕРЕМЕН
ТЕКСТ / Лена ВАРШАВСКАЯ
Придешь в магазин, аккумов - глаза разбегаются! Каких только заглавий, каких только компаний нет. И кажется, что рынок этот богат и разнообразен, работают на нем плечо о плечо сотки производителей и места хватает всем. А на самом-то деле... Глобализация, охватившая авто индустрия, по сопоставлению с тем, что творится в производстве источников тока - тьфу!
10 годов назад исключительно в Европе было представлено 165 фирм аккумов, а сейчас (пока!) 90% мирового рынка в руках 7 больших компаний. При этом практически третья часть всех авто батарей выпускает "Эксайд", владеющая пятнадцатью брэндами (включая обширно известные у нас "Фаворит", "Тудор"). И процесс слияния длится: совершенно не так давно главный соперник "Эксайда" южноамериканская "Джонсон контролз" заполучила "Хоппеке". Не достаточно того, на продажу выставлены "Хокер" (8% мирового рынка) и именитая "Варта", которая выступает под различными брэндами (в том числе и "Бош") и обладает 10% мирового рынка! Похоже, если дело будет двигаться такими темпами, скоро на планетке останутся два-три аккумуляторных супергиганта, которые поделят меж собой все создание батарей.
А что все-таки происходит у нас?
ТРИ КИТА
В чем либо (ну совершенно чуть-чуть!) мы походим на Запад. Создание авто аккумов Рф сосредоточено, приемущественно, в руках 3-х больших компаний. Две третьих батарей, сделанных в стране, приходится на долю Тюменского, Подольского и Курского аккумуляторных заводов.
Каждый автомобилист со стажем скажет об этих батареях, вспомнив древние времена и то, как подольский (тюменский либо курский) аккумулятор "прослужил на машине его деда, дай бог памяти, пятнадцать годов". Да, фабрики эти построены издавна, Подольский существует с 1935 года (для сопоставления, "Эксайд" - с 1888-го!), а самый юный, Тюменский - с 1942-го. Отсюда их положение на рынке и трудности.
У подмосковного предприятия самое старенькое оборудование, тяжело с кадрами (столица рядом!). Вот и работает завод в половину мощности. Меж тем в ближайшее время полным ходом идет модернизация производства: смонтировали мельницы "Бартон", осваивают новые полосы пастоприготовления, намазки и сушки, выстроили современную камеру выдержки, вводят автоматические сборочные полосы. И батареи уже выпускают полностью современные: необслуживаемые, с общей крышкой и сокрытыми межэлементными соединениями.
Для Тюменского завода такие модели - обыденный ассортимент. Это предприятие оказалось в наилучшем положении, чем два других. Оно и посовременнее, и менеджмент у него очень действенный (управление пришло с авиамоторного завода, привнеся в создание батарей высшую культуру), к тому же Тюменский аккумуляторный не так остро испытал конкурентнсть зарубежных компаний, ринувшихся на наш рынок в 90-е годы. Сибирь все-же далековата от границ и поболее консервативна. В отличие от 2-ух других наших гигантов, завод практически не понизил объемов производства и, невзирая на то, что мощности его намного меньше, чем в Курске и, тем паче, в Подольске, выпускает (и реализует, при этом в главном на вторичном рынке) практически третья часть всех русских батарей.
О Курске - разговор особенный. Это предприятие, работающее в "красноватом поясе", производит не только лишь авто батареи, да и щелочные источники тока, и батареи для военной техники, и даже батареи для галлактических кораблей. Далековато не все производства выгодны, а некие просто остановлены - нет заказов. К тому же большая, по сегодняшним временам, "социалка". Все же потенциал у Курского завода хороший: еще сначала 90-х тут закупили новое ввезенное оборудование (кстати, в главном компании "Эксайд"), но из-за разногласий с таможней его до сего времени не пустили в строй! Если спор разрешится, создание сходу станет сверхтехнологичным, качество более размеренным, ну и объемы выпуска вырастут.
Во 2-м ЭШЕЛОНЕ
Посреди оставшихся вне тройки фаворитов аккумуляторных заводов - самые разношерстные объекты. К примеру, саратовский "Электроисточник" прогуливается пока по объемам выпуска в "середнячках", хотя качество его батарей обычно очень хорошее. Завод - на пороге перемен. Туда в прошедшем году пришел новый юный менеджмент, влили средства, и на данный момент завод реконструируется, закупает новое оборудование. Может быть, в скором времени он приблизится к сегодняшним передовикам.
Любопытна ситуация у аккумуляторных производителей в Иркутской области. В свое время в городке Свирск работал завод - "Востсибэлемент", но развалился и был раскуплен по частям. Самую увлекательную заполучила большая Иркутская торговая компания, вложив свой капитал. "Интересность" заключалась в современном оборудовании все той же компании "Эксайд", которое было поставлено в Свирск примерно в одно время с Курском и освоено тоже не было. Непонятно, вроде бы оборотилось дело, если б не энергичные инвесторы. Им удалось запустить новое создание и сейчас оно быстро наращивает объемы (в 2001-м выпустили полмиллиона батарей!). Юный и многообещающий "осколок" старенького завода именуется "АкТех" и интенсивно продвигает собственный брэнд (один из немногих ярчайших русских) на нашем рынке. 2-ой "осколок", "Востсибаккумулятор", тоже наращивает объемы выпуска, хотя само создание у него несравненно более старенькое. Меньше всех подфартило третьему из заводов: Свирский аккумуляторный - в аутсайдерах, его толика на рынке мала.
Фактически остановлено создание батарей на петербургском "Балтэлектро", сделанном еще до революции компанией "Тудор" (его в 1986 году закрывали из-за запятанных выбросов, но временами он все-же оживает и по немножко что-то производит). Понемногу работают петербургская же "Электротяга" и аккумуляторный завод в Комсомольске-на-Амуре. Вот, пожалуй, и весь список наших аккумуляторных заводов.
КТО НА Нового?
И здесь начинаются прямо-таки чудеса. Либо, если больше нравится, "особенности государственного рынка аккумуляторных батарей". В отчетах Роскомстата бытуют только-только нареченные 11 компаний. В других официальных источниках инфы тоже только они. Меж тем в Рф действует еще десяток аккумуляторных заводов, показавшихся практически в последние два-три года. И их присутствие, по последней мере на вторичном рынке, достаточно приметно.
К примеру, очень хорошо зарекомендовали себя батареи "Титан". Еще бы! Их выпускает в городке Бор Нижегородской области не кто другой, как "дочка" самого "Эксайда" - 1-ое аккумуляторное создание в Рф с зарубежным капиталом. Предприятие новое, пущено в прошедшем году (зарубежный партнер, "Тудор", молвят, вложил в него 1,5 миллиона баксов), жалко, что потенциал его и место на рынке пока неопознаны. Вобщем, обещают до миллиона батарей в год.
А вот АО "Шарл" в Лениногорске (Татарстан) принадлежит личному лицу. Некоторый государь купил старое оборудование "Варты" и делает батареи. Объем выпуска, качество продукции науке (по последней мере, статистике) неопознаны, ведь предприятия вроде бы нет...
Действует аккумуляторное создание и на заводе им. Дегтярева в Коврове. Но предприятие военное, что и как оно выпускает, не афишируют. Из неофициальных источников понятно только, что в 2000 году на нем сделали 230 тыс. аккумов.
Можно перечислять к тому же еще, но какой смысл: ни исчерпающего перечня новых компаний, ни объемов выпуска, ни номенклатуры их изделий у русской статистики все равно нет.
ПОСЧИТАЛИ - ПРОСЛЕЗИЛИСЬ
Но это еще половина беды. Целая неудача: нереально подсчитать, сколько поступает к нам контрабанды. Емкость аккумуляторного рынка Рф в 2000 году была, по воззрению профессионалов, 11,76 млн. авто батарей. Российские фабрики (те, которые "сосчитаны") продали на внутреннем рынке 4,61 млн. аккумов. Законный экПодвеска, учтенный ГТК, - 1,91 млн. штук. Означает, из теневого сектора (куда, может, сами того не хотя, попали новые предприятия) поступило 5,24 млн. батарей - больше, чем продали российскому потребителю наши предприятия! Беря во внимание, что никому не подотчетные фабрики выпустили чуть ли не больше полумиллиона аккумов, числа контрабанды просто угрожающие!
Почему же продают (а означает, приобретают!) контрабанду? С нелегально ввезенными фирменными батареями все понятно - они дешевле "законных". Но ведь берут непонятно что только за прекрасную наклейку! Считая, что зарубежное по определению лучше российского.
- Главный научно-технический центр авто индустрии Рф НАМИ и Институт стартерных батарей вместе оценили качество зарубежных аккумов, которые продают на нашем рынке, - ведает Владимир Солдатенко, президент интернациональной ассоциации "Интербат". Оказалось, ток прохладного запуска (при минус 18) соответствует русским у 75% зарубежных батарей, а мощность - у 71%. Соответственно 15 и 8% привезенных из других стран аккумов проявили итог ужаснее, чем наши! Это данные о батареях легковых автомобилей, что касается грузовых - то они еще более молвят в пользу русской продукции. Добавим к этому, что российские батареи делают из более толстых электродов и поболее устойчивых к экстремальным температурам материалов, потому они часто лучше ведут себя в томных критериях эксплуатации.
Так что неувязка не в том, что наши фабрики не могут делать отличные батареи. Просто потребитель плохо о их информирован. В конечном итоге гигантскую часть рынка аккумов, выпущенных в Рф, "отгрызают" контрабандисты, при том, что большая часть русских заводов работает не на полную мощность и, соответственно, с низкой рентабельностью.
В ОЖИДАНИИ ЭКСПАНСИИ
- В отличие от авто заводов, аккумуляторные полностью конкурентоспособны по качеству продукции, не говоря о стоимости, - считает Владимир Солдатенко. - Но у их плохо организован сбыт.
Так повелось с русских времен, когда батареи были недостатком и те, кто ими вел торговлю, кланялся заводам. С приходом рынка оказалось, что предприятия не готовы к нему: нет сбытовой сети, рекламной политики, понятий о рекламе. На данный момент, пожалуй, только "АкТех" интенсивно продвигает свою продукцию. Справедливости ради можно отметить еще больших оптовиков, тесновато связанных с производителями (самый узнаваемый из их - "Пауэр Интернэшнл" реализует авто батареи 7 русских заводов) и вкладывающих Энциклопедия грузовых автомобилей в их "раскрутку". Пока наши предприятия поставляют свою продукцию автозаводам, но по сопоставлению с емкостью вторичного рынка - это капля в море.
Да, ждать, что разрозненные, сравнимо маломощные наши аккумуляторные фабрики (к примеру, в США на данный момент вводятся в строй предприятия мощностью 12-18 миллионов батарей в год, в Европе - 8-10 миллионов и, соответственно, наименее массивные запираются) станут приметны на рынке, не приходится. Относительно маленьким русским компаниям не осилить и дорогостоящие экологические программки (на Западе на данный момент первыми исчезают те, кто "погрязнее"), и брутальную маркетинговую кампанию. Меж тем создание авто аккумов у нас не только лишь не укрупняется, а еще более дробится, появляются новые мелкие фабрики, оттягивающие на себя часть рынка, при этом не зарубежных, а наших производителей.
Означает, если ситуация будет развиваться по нынешнему сценарию, очень скоро придет время, когда русские аккумуляторные фабрики должны будут закрыться. Так как, окончив передел собственного рынка, зарубежные монстры неизбежно придут к нам. И "разведка боем" уже началась. СП под Нижним Новгородом - не единственное предприятие, построенное при участии зарубежных инвестиций. В Жигулевске "Тудор" выстроил очередной завод. Означает, совместно со собственной дочерней компанией в Россию уже заходит "Эксайд", а это серьезно. И пусть пока мощности его компаний у нас несравненны с тем, что вводятся в Америке, - это только начало. Похоже, экспансия янки на наш рынок не за горами.
ЭКОНОМИКА
/ОБОЗРЕНИЕ
ВЫХОД ЭНЕРГИИ
НАША АККУМУЛЯТОРНАЯ Индустрия НА ПОРОГЕ ПЕРЕМЕН
ТЕКСТ / Лена ВАРШАВСКАЯ
Придешь в магазин, аккумов - глаза разбегаются! Каких только заглавий, каких только компаний нет. И кажется, что рынок этот богат и разнообразен, работают на нем плечо о плечо сотки производителей и места хватает всем. А на самом-то деле... Глобализация, охватившая авто индустрия, по сопоставлению с тем, что творится в производстве источников тока - тьфу!
10 годов назад исключительно в Европе было представлено 165 фирм аккумов, а сейчас (пока!) 90% мирового рынка в руках 7 больших компаний. При этом практически третья часть всех авто батарей выпускает "Эксайд", владеющая пятнадцатью брэндами (включая обширно известные у нас "Фаворит", "Тудор"). И процесс слияния длится: совершенно не так давно главный соперник "Эксайда" южноамериканская "Джонсон контролз" заполучила "Хоппеке". Не достаточно того, на продажу выставлены "Хокер" (8% мирового рынка) и именитая "Варта", которая выступает под различными брэндами (в том числе и "Бош") и обладает 10% мирового рынка! Похоже, если дело будет двигаться такими темпами, скоро на планетке останутся два-три аккумуляторных супергиганта, которые поделят меж собой все создание батарей.
А что все-таки происходит у нас?
ТРИ КИТА
В чем либо (ну совершенно чуть-чуть!) мы походим на Запад. Создание авто аккумов Рф сосредоточено, приемущественно, в руках 3-х больших компаний. Две третьих батарей, сделанных в стране, приходится на долю Тюменского, Подольского и Курского аккумуляторных заводов.
Каждый автомобилист со стажем скажет об этих батареях, вспомнив древние времена и то, как подольский (тюменский либо курский) аккумулятор "прослужил на машине его деда, дай бог памяти, пятнадцать годов". Да, фабрики эти построены издавна, Подольский существует с 1935 года (для сопоставления, "Эксайд" - с 1888-го!), а самый юный, Тюменский - с 1942-го. Отсюда их положение на рынке и трудности.
У подмосковного предприятия самое старенькое оборудование, тяжело с кадрами (столица рядом!). Вот и работает завод в половину мощности. Меж тем в ближайшее время полным ходом идет модернизация производства: смонтировали мельницы "Бартон", осваивают новые полосы пастоприготовления, намазки и сушки, выстроили современную камеру выдержки, вводят автоматические сборочные полосы. И батареи уже выпускают полностью современные: необслуживаемые, с общей крышкой и сокрытыми межэлементными соединениями.
Для Тюменского завода такие модели - обыденный ассортимент. Это предприятие оказалось в наилучшем положении, чем два других. Оно и посовременнее, и менеджмент у него очень действенный (управление пришло с авиамоторного завода, привнеся в создание батарей высшую культуру), к тому же Тюменский аккумуляторный не так остро испытал конкурентнсть зарубежных компаний, ринувшихся на наш рынок в 90-е годы. Сибирь все-же далековата от границ и поболее консервативна. В отличие от 2-ух других наших гигантов, завод практически не понизил объемов производства и, невзирая на то, что мощности его намного меньше, чем в Курске и, тем паче, в Подольске, выпускает (и реализует, при этом в главном на вторичном рынке) практически третья часть всех русских батарей.
О Курске - разговор особенный. Это предприятие, работающее в "красноватом поясе", производит не только лишь авто батареи, да и щелочные источники тока, и батареи для военной техники, и даже батареи для галлактических кораблей. Далековато не все производства выгодны, а некие просто остановлены - нет заказов. К тому же большая, по сегодняшним временам, "социалка". Все же потенциал у Курского завода хороший: еще сначала 90-х тут закупили новое ввезенное оборудование (кстати, в главном компании "Эксайд"), но из-за разногласий с таможней его до сего времени не пустили в строй! Если спор разрешится, создание сходу станет сверхтехнологичным, качество более размеренным, ну и объемы выпуска вырастут.
Во 2-м ЭШЕЛОНЕ
Посреди оставшихся вне тройки фаворитов аккумуляторных заводов - самые разношерстные объекты. К примеру, саратовский "Электроисточник" прогуливается пока по объемам выпуска в "середнячках", хотя качество его батарей обычно очень хорошее. Завод - на пороге перемен. Туда в прошедшем году пришел новый юный менеджмент, влили средства, и на данный момент завод реконструируется, закупает новое оборудование. Может быть, в скором времени он приблизится к сегодняшним передовикам.
Любопытна ситуация у аккумуляторных производителей в Иркутской области. В свое время в городке Свирск работал завод - "Востсибэлемент", но развалился и был раскуплен по частям. Самую увлекательную заполучила большая Иркутская торговая компания, вложив свой капитал. "Интересность" заключалась в современном оборудовании все той же компании "Эксайд", которое было поставлено в Свирск примерно в одно время с Курском и освоено тоже не было. Непонятно, вроде бы оборотилось дело, если б не энергичные инвесторы. Им удалось запустить новое создание и сейчас оно быстро наращивает объемы (в 2001-м выпустили полмиллиона батарей!). Юный и многообещающий "осколок" старенького завода именуется "АкТех" и интенсивно продвигает собственный брэнд (один из немногих ярчайших русских) на нашем рынке. 2-ой "осколок", "Востсибаккумулятор", тоже наращивает объемы выпуска, хотя само создание у него несравненно более старенькое. Меньше всех подфартило третьему из заводов: Свирский аккумуляторный - в аутсайдерах, его толика на рынке мала.
Фактически остановлено создание батарей на петербургском "Балтэлектро", сделанном еще до революции компанией "Тудор" (его в 1986 году закрывали из-за запятанных выбросов, но временами он все-же оживает и по немножко что-то производит). Понемногу работают петербургская же "Электротяга" и аккумуляторный завод в Комсомольске-на-Амуре. Вот, пожалуй, и весь список наших аккумуляторных заводов.
КТО НА Нового?
И здесь начинаются прямо-таки чудеса. Либо, если больше нравится, "особенности государственного рынка аккумуляторных батарей". В отчетах Роскомстата бытуют только-только нареченные 11 компаний. В других официальных источниках инфы тоже только они. Меж тем в Рф действует еще десяток аккумуляторных заводов, показавшихся практически в последние два-три года. И их присутствие, по последней мере на вторичном рынке, достаточно приметно.
К примеру, очень хорошо зарекомендовали себя батареи "Титан". Еще бы! Их выпускает в городке Бор Нижегородской области не кто другой, как "дочка" самого "Эксайда" - 1-ое аккумуляторное создание в Рф с зарубежным капиталом. Предприятие новое, пущено в прошедшем году (зарубежный партнер, "Тудор", молвят, вложил в него 1,5 миллиона баксов), жалко, что потенциал его и место на рынке пока неопознаны. Вобщем, обещают до миллиона батарей в год.
А вот АО "Шарл" в Лениногорске (Татарстан) принадлежит личному лицу. Некоторый государь купил старое оборудование "Варты" и делает батареи. Объем выпуска, качество продукции науке (по последней мере, статистике) неопознаны, ведь предприятия вроде бы нет...
Действует аккумуляторное создание и на заводе им. Дегтярева в Коврове. Но предприятие военное, что и как оно выпускает, не афишируют. Из неофициальных источников понятно только, что в 2000 году на нем сделали 230 тыс. аккумов.
Можно перечислять к тому же еще, но какой смысл: ни исчерпающего перечня новых компаний, ни объемов выпуска, ни номенклатуры их изделий у русской статистики все равно нет.
ПОСЧИТАЛИ - ПРОСЛЕЗИЛИСЬ
Но это еще половина беды. Целая неудача: нереально подсчитать, сколько поступает к нам контрабанды. Емкость аккумуляторного рынка Рф в 2000 году была, по воззрению профессионалов, 11,76 млн. авто батарей. Российские фабрики (те, которые "сосчитаны") продали на внутреннем рынке 4,61 млн. аккумов. Законный экПодвеска, учтенный ГТК, - 1,91 млн. штук. Означает, из теневого сектора (куда, может, сами того не хотя, попали новые предприятия) поступило 5,24 млн. батарей - больше, чем продали российскому потребителю наши предприятия! Беря во внимание, что никому не подотчетные фабрики выпустили чуть ли не больше полумиллиона аккумов, числа контрабанды просто угрожающие!
Почему же продают (а означает, приобретают!) контрабанду? С нелегально ввезенными фирменными батареями все понятно - они дешевле "законных". Но ведь берут непонятно что только за прекрасную наклейку! Считая, что зарубежное по определению лучше российского.
- Главный научно-технический центр авто индустрии Рф НАМИ и Институт стартерных батарей вместе оценили качество зарубежных аккумов, которые продают на нашем рынке, - ведает Владимир Солдатенко, президент интернациональной ассоциации "Интербат". Оказалось, ток прохладного запуска (при минус 18) соответствует русским у 75% зарубежных батарей, а мощность - у 71%. Соответственно 15 и 8% привезенных из других стран аккумов проявили итог ужаснее, чем наши! Это данные о батареях легковых автомобилей, что касается грузовых - то они еще более молвят в пользу русской продукции. Добавим к этому, что российские батареи делают из более толстых электродов и поболее устойчивых к экстремальным температурам материалов, потому они часто лучше ведут себя в томных критериях эксплуатации.
Так что неувязка не в том, что наши фабрики не могут делать отличные батареи. Просто потребитель плохо о их информирован. В конечном итоге гигантскую часть рынка аккумов, выпущенных в Рф, "отгрызают" контрабандисты, при том, что большая часть русских заводов работает не на полную мощность и, соответственно, с низкой рентабельностью.
В ОЖИДАНИИ ЭКСПАНСИИ
- В отличие от авто заводов, аккумуляторные полностью конкурентоспособны по качеству продукции, не говоря о стоимости, - считает Владимир Солдатенко. - Но у их плохо организован сбыт.
Так повелось с русских времен, когда батареи были недостатком и те, кто ими вел торговлю, кланялся заводам. С приходом рынка оказалось, что предприятия не готовы к нему: нет сбытовой сети, рекламной политики, понятий о рекламе. На данный момент, пожалуй, только "АкТех" интенсивно продвигает свою продукцию. Справедливости ради можно отметить еще больших оптовиков, тесновато связанных с производителями (самый узнаваемый из их - "Пауэр Интернэшнл" реализует авто батареи 7 русских заводов) и вкладывающих Энциклопедия грузовых автомобилей в их "раскрутку". Пока наши предприятия поставляют свою продукцию автозаводам, но по сопоставлению с емкостью вторичного рынка - это капля в море.
Да, ждать, что разрозненные, сравнимо маломощные наши аккумуляторные фабрики (к примеру, в США на данный момент вводятся в строй предприятия мощностью 12-18 миллионов батарей в год, в Европе - 8-10 миллионов и, соответственно, наименее массивные запираются) станут приметны на рынке, не приходится. Относительно маленьким русским компаниям не осилить и дорогостоящие экологические программки (на Западе на данный момент первыми исчезают те, кто "погрязнее"), и брутальную маркетинговую кампанию. Меж тем создание авто аккумов у нас не только лишь не укрупняется, а еще более дробится, появляются новые мелкие фабрики, оттягивающие на себя часть рынка, при этом не зарубежных, а наших производителей.
Означает, если ситуация будет развиваться по нынешнему сценарию, очень скоро придет время, когда русские аккумуляторные фабрики должны будут закрыться. Так как, окончив передел собственного рынка, зарубежные монстры неизбежно придут к нам. И "разведка боем" уже началась. СП под Нижним Новгородом - не единственное предприятие, построенное при участии зарубежных инвестиций. В Жигулевске "Тудор" выстроил очередной завод. Означает, совместно со собственной дочерней компанией в Россию уже заходит "Эксайд", а это серьезно. И пусть пока мощности его компаний у нас несравненны с тем, что вводятся в Америке, - это только начало. Похоже, экспансия янки на наш рынок не за горами.