ЭСТАФЕТА
ЭСТАФЕТА
ВАЗ ПЕРЕДАЕТ В ИЖЕВСК И СЫЗРАНЬ ОЧЕРЕДНЫЕ МОДЕЛИ
СЫЗРАНЬ
После передачи VAZ 2106 (включая штамповку, сварку и расцветку кузова) в Ижевск на "РосЛаде" остались "семерки" и "четверки" (на самом Вуале продолжают делать "четверки", "пятерки" и "семерки", под которые полностью занята одна нить сборочного потока). Взамен "шестерки" в Сызрани начали освоение переднеприводных моделей, получая с ВАЗа собранные, либо, как тут молвят, обитые кузова. А уже с середины прошедшего года сами освоили сборку салона и стали получать из Тольятти только кузова "в железе". Так и ВАЗу проще, и "РосЛаде" прибыльнее. "Заготовки" будущих машин доставляют в Сызрань по стальной дороге и на автомобилях с шестиместными полуприцепами-"кузовозами".
Кузова ставят на сборочный поток по уже отработанной технологии - погрузчиком. Еще перед сборочным цехом на каждом кузове лазером выжигают собственный, "росладовский" код завода-изготовителя, модель и собственный же порядковый номер - рядом с тем, что уже был выдавлен на Вуале. Вазовский ХТА при регистрации записывается как номер кузова, а "росладовский" X7D служит идентификационным либо VIN-кодом автомобиля.
Любопытно следить, как работает автоматика, управляющая подачей еще одного кузова в лифт и установкой на напольный сборочный поток. Как бы все очень просто - щелкают концевики, врубаются и выключаются электроприводы. Но это происходит так прекрасно и аккуратненько, что можно наслаждаться часами.
"Оприходованный" в "РосЛаде" кузов попадает на сборочный поток. Тут собирают электрику, обивают салон, вставляют стекла, укрепляют сидения. "Девятки" и "классика" - на одной полосы, но для удобства работы модели разбиты по сменам. В одной - переднеприводные, в другой - "семерки" и "четверки", потом напротив. Чтоб не загромождать цех комплектующими и не усложнять жизнь собирателям, "четверки" в Сызрани собирают только с "семерочным" салоном (модификация 21047). Даже дизельный VAZ 21045 будут начинять "по люксу". Кстати, разработка сборки дизельных машин тут уже отработана, ожидают только движки с "Барнаултрансмаша".
Стопроцентно готовый кузов переезжает в примыкающий цех - на сборку "механики". Процесс аналогичен родному, ведь машины носят индексы ВАЗа и должны соответствовать его техническим условиям. Как и на Вуале, после схода с сборочного потока свежеиспеченным автомобилям регулируют фары, выставляют углы фронтальных колес, инспектируют токсичность и обкатывают на барабанах. "Жигули" сызранской сборки готовы.
ИЖЕВСК
До того времени пока на "Ижмаше" не освоено изготовка и расцветка кузова "четверок", они, как и сызранские, тоже начинаются на Вуале. В Тольятти штампуют Ремонт и эксплуатация, сваривают кузов, красят его и собирают до "первой комплектации" - уровня, предусмотренного для реализации в запчасти. Кстати, вазовцы собирают эти кузова на 2-ой нити головного сборочного потока - той, где "классика". Сборка кузова в запчасти ничем не отличается от той, что предназначена готовым автомобилям. Те же комплектующие, те же Различное и отношение к работе. Только в сборочной карте, сопровождающей кузов, обозначено, какова его предстоящая судьба.
В таком виде он и попадает в Ижевск.
Особый погрузчик с длинноватыми, в резиновых бинтах (чтоб не поцарапать) вилами устанавливает кузова на сборочный поток сборочного цеха. Тут они оказываются в одной компании с совершенно "нагими" кузовами VAZ 2106, Izh 2126 и пикапов, потому многие посты проезжают транзитом, позволяя собирателям передохнуть. На их только ставят управляющую колонку, блок педалей, главный тормозной цилиндр да фронтальные рессоры.
Движок, как и на Вуале, подсобирают с коробкой, карданными валами и задним мостом на отдельных щитах, передвигающихся параллельно основному сборочному потоку. Платформа с собранным шасси подходит под кузов, и гидроподъемники приподнимают движок с коробкой для стыковки. Происходит "свадьба" - так на многих автозаводах именуют процесс соединения шасси и мотора с кузовом.
Остается поставить переднюю подвеску, подсоединить и прокачать гидропривод тормозов, проверить электрику, заправить машину и привернуть колеса. Проезд по железной гребенке (не стучит ли подвеска?), регулировка углов фронтальных колес и света фар - далее ижевский VAZ 21043 отчаливает на напольный сборочный поток, где регулируют замки дверей, избавляют маленькие недостатки сборки, после этого служба ОТК совсем инспектирует машины.
Тут же они официально преобразуются из вазовских в ижевские. Рядом с родной маркировкой "ХТА", индексом модели и порядковым номером приклепывают свою табличку и наклеивают голограмму. Еще одну клеят в задней части кузова, рядом с VIN-кодом, выдавленным на полу багажника меж задним сидением и нишей колеса. На всех этикетках VIN-код "Ижмаша" - уже "ХТК" и собственный порядковый номер автомобиля. В документах вазовские обозначения записывают в строчку "номер кузова", а ижевские - в строчку идентификации. Это временное решение, согласованное с ГАИ, - до налаживания своей штамповки, сварки и расцветки кузовов. Пока не решено, будет ли оборудование для штамповки и сварки стопроцентно передано с ВАЗа либо тут сделают свою оснастку. Кстати, если "четверка" совершенно уйдет в Ижевск, то ее закончат собирать в Сызрани - возить кузова в такую даль нерентабельно.
Все же, "четверку", как и "шестерку", тут именуют вазовской машиной. Ведь и та, и другая разработаны в Тольятти, а поэтому, даже будучи собранными в Ижевске, называются ВАЗами и, как и сызранские, подлежат гарантийному обслуживанию в фирменной вазовской сети. Потому же все поставщики девайсов, желающие работать с "Ижмашем" и Сызранью впрямую, должны получить "допуск" на поставку у держателя документации, другими словами ВАЗа.
Конкурентность?
Ну, и что же это все-таки за машины? До того как ответить, мы внимательно исследовали сызранскую "семерку" и ижевскую "четверку".
Если кратко - все работает в штатном режиме, не ужаснее, чем на уникальных ВАЗах.
Течей масла и жидкостей не видно. Прошелся по гайкам, легкодоступным снизу, - все затянуты по-человечески. Тормозные трубки закреплены, как положено. В общем, если б не знал, где собраны эти машины, ни за что не отличил бы их от тольяттинских.
Так как "Ижмаш", не считая вазовских, выпускает собственные модели, логичен вопрос: а не конкурируют ли на рынке практически однообразные по стоимости и потребительским качествам "шестерка" и Izh 2126, а тем паче - VAZ 2104 и Izh 21261, который планируют поставить на сборочный поток в последнее время?
В некий степени да, задумываются в Ижевске. Хотя "Оду" считают автомобилем более современным и комфортабельным (передняя подвеска "Мак-Ферсон", реечный руль), к тому же с достаточно просторным кузовом. Ну и типы кузовов у их различные. Все же "шестерку" выпускают и будут выпускать до того времени, пока ее приобретают! Ситуация феноминальная с технической точки зрения, но с коммерческой точки зрения просто объяснимая и даже выигрышная.
С универсалами дело обстоит чуть по другому. Освоение модели Izh 21261 востребует времени, а "четверка" - вот она, готовая. К тому же, по расчетам ижевских рекламщиков, русский рынок вместе с ближним зарубежьем сейчас готов всасывать в год 70 тыщ таких универсалов (переднеприводные 2111 не в счет: они практически вдвое дороже). В последующем, 2004 году выпуск "четверок" в Ижевске планируют довести до 40 тыщ, а собственных универсалов - до 30. При всем этом их рассчитывают немного развести по уровню оснащенности и стоимости. Вероятнее всего, ижевская машина, более современная и комфортабельная, будет стоить чуток дороже.
Модернизировать вазовские разработки "Ижмашу" нет смысла. С одной стороны, тут это временная продукция. С другой - у сторонников, к примеру, "шестерки" есть свои резоны. Скажем, курильщикам очень импонируют форточки. Ну и наружность этого автомобиля - образ издавна сложившийся, не стоит его поменять. Ограничатся установкой дополнительного (третьего) стоп-сигнала и работами по понижению шума, которые ведутся вместе с вазовскими спецами.
Да еще впрыск - необходимость нынешнего денька. В этом году часть ижевских "шестерок" (1,6 л) и "четверок" (1,5 л) получат распределенный впрыск на базе того, которым комплектуют переднеприводные ВАЗы. На авто ИЖ в скором будущем планируют устанавливать впрысковые уфимские моторы объемом 1,8 л - с ЭСУД тоже на базе вазовского. "Тройственные" (Ижевск - Уфа - Тольятти) работы уже начаты.
Ну, а развитие собственного модельного ряда идет своим чередом, только, как молвят в схожих случаях, это уже совершенно другая история.
Свежее "железо" из Тольятти.
Каждый родитель - в собственной графе.
Эта "классика" будет нескончаемой?
"Ижмаш" - на одном конвейере уживаются различные модели.
Кузов собрали на Вуале, остальное сделают в Ижевске.
"Свадьба".
Эстафету воспринимает сборочный поток "Ижмаша".
ВАЗ ПЕРЕДАЕТ В ИЖЕВСК И СЫЗРАНЬ ОЧЕРЕДНЫЕ МОДЕЛИ
СЫЗРАНЬ
После передачи VAZ 2106 (включая штамповку, сварку и расцветку кузова) в Ижевск на "РосЛаде" остались "семерки" и "четверки" (на самом Вуале продолжают делать "четверки", "пятерки" и "семерки", под которые полностью занята одна нить сборочного потока). Взамен "шестерки" в Сызрани начали освоение переднеприводных моделей, получая с ВАЗа собранные, либо, как тут молвят, обитые кузова. А уже с середины прошедшего года сами освоили сборку салона и стали получать из Тольятти только кузова "в железе". Так и ВАЗу проще, и "РосЛаде" прибыльнее. "Заготовки" будущих машин доставляют в Сызрань по стальной дороге и на автомобилях с шестиместными полуприцепами-"кузовозами".
Кузова ставят на сборочный поток по уже отработанной технологии - погрузчиком. Еще перед сборочным цехом на каждом кузове лазером выжигают собственный, "росладовский" код завода-изготовителя, модель и собственный же порядковый номер - рядом с тем, что уже был выдавлен на Вуале. Вазовский ХТА при регистрации записывается как номер кузова, а "росладовский" X7D служит идентификационным либо VIN-кодом автомобиля.
Любопытно следить, как работает автоматика, управляющая подачей еще одного кузова в лифт и установкой на напольный сборочный поток. Как бы все очень просто - щелкают концевики, врубаются и выключаются электроприводы. Но это происходит так прекрасно и аккуратненько, что можно наслаждаться часами.
"Оприходованный" в "РосЛаде" кузов попадает на сборочный поток. Тут собирают электрику, обивают салон, вставляют стекла, укрепляют сидения. "Девятки" и "классика" - на одной полосы, но для удобства работы модели разбиты по сменам. В одной - переднеприводные, в другой - "семерки" и "четверки", потом напротив. Чтоб не загромождать цех комплектующими и не усложнять жизнь собирателям, "четверки" в Сызрани собирают только с "семерочным" салоном (модификация 21047). Даже дизельный VAZ 21045 будут начинять "по люксу". Кстати, разработка сборки дизельных машин тут уже отработана, ожидают только движки с "Барнаултрансмаша".
Стопроцентно готовый кузов переезжает в примыкающий цех - на сборку "механики". Процесс аналогичен родному, ведь машины носят индексы ВАЗа и должны соответствовать его техническим условиям. Как и на Вуале, после схода с сборочного потока свежеиспеченным автомобилям регулируют фары, выставляют углы фронтальных колес, инспектируют токсичность и обкатывают на барабанах. "Жигули" сызранской сборки готовы.
ИЖЕВСК
До того времени пока на "Ижмаше" не освоено изготовка и расцветка кузова "четверок", они, как и сызранские, тоже начинаются на Вуале. В Тольятти штампуют Ремонт и эксплуатация, сваривают кузов, красят его и собирают до "первой комплектации" - уровня, предусмотренного для реализации в запчасти. Кстати, вазовцы собирают эти кузова на 2-ой нити головного сборочного потока - той, где "классика". Сборка кузова в запчасти ничем не отличается от той, что предназначена готовым автомобилям. Те же комплектующие, те же Различное и отношение к работе. Только в сборочной карте, сопровождающей кузов, обозначено, какова его предстоящая судьба.
В таком виде он и попадает в Ижевск.
Особый погрузчик с длинноватыми, в резиновых бинтах (чтоб не поцарапать) вилами устанавливает кузова на сборочный поток сборочного цеха. Тут они оказываются в одной компании с совершенно "нагими" кузовами VAZ 2106, Izh 2126 и пикапов, потому многие посты проезжают транзитом, позволяя собирателям передохнуть. На их только ставят управляющую колонку, блок педалей, главный тормозной цилиндр да фронтальные рессоры.
Движок, как и на Вуале, подсобирают с коробкой, карданными валами и задним мостом на отдельных щитах, передвигающихся параллельно основному сборочному потоку. Платформа с собранным шасси подходит под кузов, и гидроподъемники приподнимают движок с коробкой для стыковки. Происходит "свадьба" - так на многих автозаводах именуют процесс соединения шасси и мотора с кузовом.
Остается поставить переднюю подвеску, подсоединить и прокачать гидропривод тормозов, проверить электрику, заправить машину и привернуть колеса. Проезд по железной гребенке (не стучит ли подвеска?), регулировка углов фронтальных колес и света фар - далее ижевский VAZ 21043 отчаливает на напольный сборочный поток, где регулируют замки дверей, избавляют маленькие недостатки сборки, после этого служба ОТК совсем инспектирует машины.
Тут же они официально преобразуются из вазовских в ижевские. Рядом с родной маркировкой "ХТА", индексом модели и порядковым номером приклепывают свою табличку и наклеивают голограмму. Еще одну клеят в задней части кузова, рядом с VIN-кодом, выдавленным на полу багажника меж задним сидением и нишей колеса. На всех этикетках VIN-код "Ижмаша" - уже "ХТК" и собственный порядковый номер автомобиля. В документах вазовские обозначения записывают в строчку "номер кузова", а ижевские - в строчку идентификации. Это временное решение, согласованное с ГАИ, - до налаживания своей штамповки, сварки и расцветки кузовов. Пока не решено, будет ли оборудование для штамповки и сварки стопроцентно передано с ВАЗа либо тут сделают свою оснастку. Кстати, если "четверка" совершенно уйдет в Ижевск, то ее закончат собирать в Сызрани - возить кузова в такую даль нерентабельно.
Все же, "четверку", как и "шестерку", тут именуют вазовской машиной. Ведь и та, и другая разработаны в Тольятти, а поэтому, даже будучи собранными в Ижевске, называются ВАЗами и, как и сызранские, подлежат гарантийному обслуживанию в фирменной вазовской сети. Потому же все поставщики девайсов, желающие работать с "Ижмашем" и Сызранью впрямую, должны получить "допуск" на поставку у держателя документации, другими словами ВАЗа.
Конкурентность?
Ну, и что же это все-таки за машины? До того как ответить, мы внимательно исследовали сызранскую "семерку" и ижевскую "четверку".
Если кратко - все работает в штатном режиме, не ужаснее, чем на уникальных ВАЗах.
Течей масла и жидкостей не видно. Прошелся по гайкам, легкодоступным снизу, - все затянуты по-человечески. Тормозные трубки закреплены, как положено. В общем, если б не знал, где собраны эти машины, ни за что не отличил бы их от тольяттинских.
Так как "Ижмаш", не считая вазовских, выпускает собственные модели, логичен вопрос: а не конкурируют ли на рынке практически однообразные по стоимости и потребительским качествам "шестерка" и Izh 2126, а тем паче - VAZ 2104 и Izh 21261, который планируют поставить на сборочный поток в последнее время?
В некий степени да, задумываются в Ижевске. Хотя "Оду" считают автомобилем более современным и комфортабельным (передняя подвеска "Мак-Ферсон", реечный руль), к тому же с достаточно просторным кузовом. Ну и типы кузовов у их различные. Все же "шестерку" выпускают и будут выпускать до того времени, пока ее приобретают! Ситуация феноминальная с технической точки зрения, но с коммерческой точки зрения просто объяснимая и даже выигрышная.
С универсалами дело обстоит чуть по другому. Освоение модели Izh 21261 востребует времени, а "четверка" - вот она, готовая. К тому же, по расчетам ижевских рекламщиков, русский рынок вместе с ближним зарубежьем сейчас готов всасывать в год 70 тыщ таких универсалов (переднеприводные 2111 не в счет: они практически вдвое дороже). В последующем, 2004 году выпуск "четверок" в Ижевске планируют довести до 40 тыщ, а собственных универсалов - до 30. При всем этом их рассчитывают немного развести по уровню оснащенности и стоимости. Вероятнее всего, ижевская машина, более современная и комфортабельная, будет стоить чуток дороже.
Модернизировать вазовские разработки "Ижмашу" нет смысла. С одной стороны, тут это временная продукция. С другой - у сторонников, к примеру, "шестерки" есть свои резоны. Скажем, курильщикам очень импонируют форточки. Ну и наружность этого автомобиля - образ издавна сложившийся, не стоит его поменять. Ограничатся установкой дополнительного (третьего) стоп-сигнала и работами по понижению шума, которые ведутся вместе с вазовскими спецами.
Да еще впрыск - необходимость нынешнего денька. В этом году часть ижевских "шестерок" (1,6 л) и "четверок" (1,5 л) получат распределенный впрыск на базе того, которым комплектуют переднеприводные ВАЗы. На авто ИЖ в скором будущем планируют устанавливать впрысковые уфимские моторы объемом 1,8 л - с ЭСУД тоже на базе вазовского. "Тройственные" (Ижевск - Уфа - Тольятти) работы уже начаты.
Ну, а развитие собственного модельного ряда идет своим чередом, только, как молвят в схожих случаях, это уже совершенно другая история.
Свежее "железо" из Тольятти.
Каждый родитель - в собственной графе.
Эта "классика" будет нескончаемой?
"Ижмаш" - на одном конвейере уживаются различные модели.
Кузов собрали на Вуале, остальное сделают в Ижевске.
"Свадьба".
Эстафету воспринимает сборочный поток "Ижмаша".