СЦЕПИВШИСЬ С ГАЗОМ
СЦЕПИВШИСЬ С ГАЗОМ
КОМПЛЕКТЫ СЦЕПЛЕНИЯ ДЛЯ 406-Х МОТОРОВ
Подмена сцепления - работа суровая, далековато не каждый возьмется за нее без помощи других. В то же время многие мастера на сервисах исповедуют принцип: покупайте и привозите - поставим. Что ж, попробуем избрать - любопытно, что предлагает торговля для шестнадцатиклапанных заволжских моторов?
Результаты блужданий по торговым точкам показаны на фото 1-6. Компанию четырем упакованным изделиям составили два "голодранца", оба - наши сограждане. Получив 1-ое воспоминание о покупках, передаем все 6 комплектов по обычному адресу - спецам лаборатории сцеплений, карданных передач и нагрузочных режимов трансмиссий НАМИ.
Результаты работы профессионалов, также наше собственное мировоззрение по каждому изделию приведены ниже. Читателям, дальним от техники, напоминаем, что главных деталей сцепления всего три: выжимной подшипник, корзина (она же - нажимной диск) и ведомый диск. Давайте поглядим, что у нас вышло.
ДИСБАЛАНСЫ, УГЛЫ И МОМЕНТЫ
Каждый набор побывал на весах - сцепления взвесили подетально и "кучей". После чего измерили "геометрию", оценили величину очень передаваемого вращающего момента, обусловили дисбаланс корзины и ведомого диска. Потом замерили усилие выжима каждого сцепления, сравнили торцевые биения поверхностей трения ведомых дисков, обусловили моменты трения и замыкания демпфера. В качестве "священного писания" выступали РД 37.001.664-95 "Сцепления фрикционные сухие автомобилей. Общие технические требования и способы испытаний", также набор КД ЗМЗ на сцепления автомобилей. Результаты испытаний сведены в таблице.
КОММЕНТАРИЙ
К РЕЗУЛЬТАТАМ ИСПЫТАНИЙ
Самым легким оказалось сцепление "Сакс", за ним "ЛуК" и "Валео". По способности передачи вращающего момента наилучшим был опять-таки "Сакс", за ним пристроился беспородный самозванец заволжского происхождения (отметим, что других талантов он не показал). Ужаснее всех передают момент "ЛуК" и "Крафттех".
Важным показателем, влияющим на виброактивность, считается дисбаланс дисков сцепления - как нажимного в сборе с кожухом, так и ведомого в сборе с накладками. Самой равновесной стала корзина от "Валео", а самой "кривой" - от "Крафттех". По ведомым дискам наилучшим оказался "ЛуК", а худшим - заволжский беспризорник.
Что касается таких "заумных" характеристик, как момент и угол замыкания, отметим: для современных конструкций свойственны повышение угла замыкания демпфера, также нелинейная зависимость момента замыкания от угла. Эти величины определяют характеристику ведомого диска сцепления, и тут в фаворитах снова "ЛуК".

КОММЕНТАРИЙ
К МЕТОДИКЕ ИЗМЕРЕНИЙ
Усилие выжима сцепления определяют при перемещении концов лепестков нажимной пружины на 8,5 мм.
Перемещение нажимного диска определяют при ходе выключения, равном 8,5 мм.
Расстояние от концов лепестков до поверхности трения маховика определяют при удалении нажимного диска от маховика на 8,5 мм.
Толщину ведомого диска по накладкам определяют под нагрузкой сжатия, равной 6500 Н.
При оценке торцевого биения ведомый диск устанавливают на шлицевую оправку меж 2-мя плитами, сжимают в осевом направлении усилием 6000-7000 Н, потом отводят одну плиту на 1,3 мм. В этом положении диск должен оказывать сопротивление повороту менее 0,5 Н.м.
Для ведомого диска "ЛуК" с подвижной ступицей параметр "торцевое биение ведомого диска" не определялся.
НАШЕ Мировоззрение
Рассказывая о сцеплении, грех не упомянуть еще раз, что при его ремонте целенаправлено подменять сходу все три составляющие - это может продлить срок службы узла в целом. Напомним также, что количество демпферных пружин в ведомом диске определяет изготовитель - у изделий с шестнадцатью пружинами результирующая угловая твердость меняется по более сложному закону, чем у восьмипружинных. Но ни число пружин, ни количество лепестков в диафрагме не являются беспрекословным аспектом свойства.
Что касается нашего выбора... По части универсальности отметим тюменскую корзину - она годится как для 402-х, так и для 406-х моторов (может быть, нам просто попался не самый успешный экземпляр). Частнику такое не надо, а вот автохозяйствам полностью подойдет. Для собственных же "волг" и "газелей" с 16-клапанным движком по итогам наших испытаний можно советовать "Валео" - только этот набор не отдал поводов для придирок.
1. Компания / Valeo
Страна-изготовитель / Не указана
Маркировка: корзина - 583396 С;
диск - 583267 С
Стоимость / 5000 руб.
На коробке указаны номер 826298 и применяемость - ВАЗ (конечно, это опечатка). Основная примета изделия - восемь сдвоенных пружин: четыре огромные чередуются с 4-мя малеханькими да еще восемь прячутся снутри. На корзине видны следы балансировки.
Масса комплекта - наибольшая из "иноземцев". Но ни одного прокола при испытаниях не зафиксировано - более того, статический дисбаланс корзины оказался самым низким. Усилие выжима меньше только у "ЛуК".
2. Компания / SACHS
Страна-изготовитель / Не указана
Маркировка: корзина - TYP MF240;
подшипник - 05 3151 2727 41;
диск - К 208/1В
Стоимость / 4500 руб.
Вообщем говоря, это сцепление на ГАЗ поставить тяжеловато, так как оно создано для "бээмвэшек". Их маховики содержат три штифта для центровки корзины - на 406-м моторе ничего подобного нет, а поэтому при установке все это хозяйство повисает на болтах и просит ручной центровки! Естественно, наш человек способен на все, но...
Знака одобрения нет. Сторона маховика отмечена маркировкой Бмв. Одно из крепежных отверстий распилено - похоже, нам подсунули "бэушное" изделие. Следов балансировки не видно. Что касается характеристик... Наилучший вращающий момент, самая низкая масса и... большой дисбаланс корзины!
3. Компания / LuK (Lamellen und Kupplungsbau)
Страна-изготовитель / Не указана
Маркировка: корзина - 412207804;
диск - 324021511
Стоимость / 4200 руб.
На корзине видны следы балансировки. На упаковке нанесен номер 624309700 и символ одобрения МТ14 - изделие сертифицировано в НАМИ. У диска четыре сдвоенные пружины.
По результатам испытаний "ЛуК" разочаровал только при измерении вращающего момента, не добрав до требуемой величины достаточно много. Удивительно, согласно данным фирменного каталога, это сцепление предназначено как раз для автомобилей ГАЗ с 406-ми движками. Зато при замерах дисбаланса и усилия выжима набор оказался наилучшим. В части "лишнего веса" заморочек также нет - легче только "Сакс".
4. Компания / Krafttech
Страна-изготовитель / Не указана
Маркировка: корзина - X 0240D 15385-0184 080502 B1720; диск - Y 0240C 15363-0208 F 100502 A0706
Стоимость / 3800 руб.
На коробке есть номер W0240E и указана применяемость - для 406-го мотора. Диск содержит 6 пружин. Одно из отверстий распилено - похоже, это не полностью "свежее" изделие, сулящее трудности при установке на машину. Ну и подшипника в комплекте не оказалось.
Характеристики изделия не повеселили. Недостающий вращающий момент и большой дисбаланс корзины просто свели на нет воспоминание от низкого дисбаланса ведомого диска.
5. Компания / ОАО "Тюменские моторостроители"
Страна-изготовитель / Наша родина
Маркировка: корзина - ОАО "Тюменские моторостроители"; диск - ОА "Тюменские моторостроители"
Стоимость / 1300 руб.
Смешной набор - подлинность корзины колебаний не вызывает, а вот диск с надписью АО "Тюменские моторостроители" произведен непонятно где: компания их не делает. Универсальная корзина предназначена как для 406-х, так и для 402-х моторов, в последнем случае под ось вилки подкладывают две шайбы, входящие в набор изделия. Отверстия на корзине - универсальные.
Наборчик оказался самым увесистым и, если честно, не очень удачным. Дисбаланс корзины в полтора раза перекрыл допустимую норму, ну и диск-самозванец звезд с неба не хватал.
6. Компания / Не указана
Страна-изготовитель / Наша родина
Маркировка: корзина - 406-16 01090 31b02
Стоимость / 1000 руб.
Продавалось как изделие ЗМЗ, доказательством чему служил каталожный номер, нанесенный на корзине. По заверениям торговца, подходит только для "Волги", а вот на "Газель" ставить нельзя, так как "...пружины скоро начнут цеплять за болты".
Вобщем, ставить это на свою "Волгу" тоже не стоит - дело даже не в отсутствии упаковки и оборотного адреса. Корзина перекрыла норму по дисбалансу в два с излишним раза, а ведомый диск вообщем оказался фаворитом по части неуравновешенности. При всем этом изделие оказалось единственным, не уложившимся в нормы по перемещению нажимного диска и по величине момента трения демпфера.
НАША СПРАВКА
У сцепления для 406-го мотора расстояния меж крепежными отверстиями на маховике неодинаковы, потому корзину можно закрепить исключительно в одном определенном положении. 6 крепежных отверстий размещены на одном поперечнике с неравномерным шагом.