ДОЕДЕТ ЛИ КОЛЕСО ДО МОСКВЫ?
ДОЕДЕТ ЛИ КОЛЕСО ДО МОСКВЫ?
Канули в Лету времена, когда раздобыть что-либо путевое для автомобиля можно было только по блату. Сейчас одних колес предлагают два-три 10-ка. Не очень утруждая себя, мы приобрели 6 видов. Только штампованных. Познакомимся?
Под первым-вторым номерами в нашем турнире будут посеяны "Мефро" (Mefro) и KFZ. Оба родом из Германии, что не преминуло отразиться на их стоимости - соответственно 670 и 710 рублей за колесо. Очень приятное воспоминание при встрече "по одежде" оставляет узбекский диск от "УзДэу". Стоимость приметно скромнее - 450. Практически столько же требуют за вазовские "родные" - чуток больше 400. Правда, тут варианты. Нам попались два различных по качеству расцветки диска и оба, как бы, из Тольятти. Назовем условно какой-то из них сероватым, 2-ой - перламутровым. Последними по нашему счету идут кременчугские колеса от КрКЗ. Они и самые дешевенькие - 320-340 рублей за штуковину.
ПРОВЕРИМ
Хотя колеса и не относятся к изделиям очень сложным, инспектировать в их есть что: геометрические размеры, масса, биение. Но этим дело не ограничивается. Мы попросим профессионалов провести более суровые тесты.
Одно из их - на вялость - моделирует знакопеременные изгибающие нагрузки, действующие на колесо. Изделие закрепляют за обод к впечатляющему суппорту (см. фото), а на привалочную поверхность при помощи длинноватой штанги передают (через штатные крепежные отверстия) круговую нагрузку в согласовании с ОСТ 37.001.404-97. С учетом длинноватого плеча, образованного штангой, выходит не столько сила, сколько изгибающий момент. Чтоб нагрузка стала знакопеременной, довольно вынудить суппорт крутиться.
Что желают получить, проверяя усталостную крепкость колес? В общем-то ничего, в том смысле, чтоб с ними ничего не случилось - не было видимых искривлений, трещинок и остального. И нужно же, при проверке представленных выше образцов обнаружены и искривления, и трещинкы, и даже "прочее". Отличился кременчугский эталон. У него появились маленькие деформации и большу-ущие трещинкы практически по всему периметру привалочной поверхности. При этом, если все другие участники теста выдержали предусмотренные методикой 62-65 тыс. циклов, то колеса КрКЗ начали разваливаться после 46 тыщ. Тесты закончили досрочно. Но ведь мы еще обещали "прочее".
Из 2-ух кременчугских колес, представленных на тесты, одно вообщем не удалось установить на щит из-за геометрических отклонений от предписанного размера. Только 2-ое согласилось встать на созданное для него место.
Мы не случаем настолько тщательно говорим об изделиях наших соседей с Украины. Рады могли быть агитировать "за", как это нередко происходит с другими изделиями оттуда, но специалисты пояснили: приобретенный итог полностью ожидаемый и закономерный. Соглашение меж 2-мя странами предугадывает, что русские органы по сертификации должны признавать сертификат украинских коллег. Другими словами, их изделия попадают к нам "без права проверки". А в этом случае такое право очень понадобилось бы.
2-ое особое испытание, которое ждало наши колеса, для железных используют изредка - оно стандартное для легкосплавных.
Что будет с колесом, если его "больно стукнуть" (шофер наехал на бордюр, попал в огромную яму и т. д.). Разумеется, возникнут деформации. У одних может пострадать только обод, у других - "уплывет вся геометрия". Кстати, тут несложно узреть, что произойдет с лакокрасочным покрытием: повредится ли исключительно в месте удара либо отслоится на несколько см.
Приступим. Удар наносят под строго определенным углом подпружиненной массой и только через шину, смонтированную на колесе. Бу-у-ух. Первого долбанули. Отбортовка помята, геометрия, наверняка, подпорчена, но пока мы этого не знаем. Опять бу-у-ух, еще, еще... Испытаниям на косой удар подвергли колесо, не протестированное на вялость.
Пока спецы проводят замеры, успеваем отметить единственное изделие, где краска отслоилась большенными кусочками, - один из вазовских дисков - тот, что мы окрестили перламутровым. К остальным претензий нет. Кстати, мы поинтересовались у профессионалов, что могут означать два различных вазовских колеса. Исследовав конструкцию и маркировку, они представили, что оба изделия по сути с ВАЗа. Сероватого цвета - обычное, а вот перламутровое... Или вариант выполнения, или некоторый опыт, но, похоже, не самый успешный.
А вот и числа подоспели. Осевое биение внутренней закраины, перекатывание по ступице и остальные достойные внимания вещи можно узреть в таблице, а что неясно, сверить с рисунком. Достаточно обычный для осознания параметр - угол увода после удара. У 6 испытанных колес он составил от 1,7 до 7,45°. Наилучший итог у узбекского колеса, худший - снова у кременчугского изделия. Может, все-же стоит использовать ко всем единые правила?
Оставим в покое аутсайдеров и перейдем в высшую часть "турнирной таблицы". Позволим утверждать, что, не считая расцветки (о ней уже сказано), главный аспект свойства железных колес - крепкость. От нее зависит не только лишь, допустимо ли воспользоваться колесом после сильного удара (спецы не советуют), да и будет ли колесо деформироваться от огромного количества слабеньких ударов, не небезопасных на 1-ый взор.
Не вдаваясь в Ремонт и эксплуатация, скажем, что нам приглянулись колеса KFZ и "УзДэу". 1-ые "вообщем", 2-ые - с учетом цены.
Изготовитель/KFZ (Германия).
Стоимость - 710 руб. Для победителя немного великовато круговое биение (в границах допуска). Но в остальном - все потрясающе.
Изготовитель/"УзДэу" (Узбекистан).
Стоимость - 450 руб. Одно из самых крепких колес.
Приреканий не вызвало.

Изготовитель/Mefro (Германия).
Стоимость - 670 руб. Отличные результаты. Стоимость малость ниже, чем у соотечественника.

Изготовитель/ВАЗ, сероватый (Наша родина).
Стоимость - 420 руб. Великовато биение, приметно уступает по прочности фаворитам, хотя весит приблизительно столько же.

Изготовитель/ВАЗ, перламутр (Наша родина).
Стоимость - 420 руб. Очень огромное биение, плохо держится краска. В общем, ужаснее сероватого брата.

Изготовитель/КрКЗ (Украина).
Стоимость - 330 руб. Приметно слабее вазовских колес. Не прошли испытаний на вялость, великоват наружный поперечник.
Испытательный щит для проверки колес на вялость.
А - деформация диска по шине.
Б - угол после удара.
В- биение внутренней закраины осевое.
Г- перекатывание по ступице.
Итог удара по германскому диску "Мефро" и перламутровому вазовцу (справа).
Кременчугское колесо испытаний на вялость не выдержало.