ТАХОМЕТРИЧЕСКИЙ ЭТЮД
ТАХОМЕТРИЧЕСКИЙ ЭТЮД
РЫНОК
ЭКСПЕРТИЗА
ТАХОМЕТРИЧЕСКИЙ ЭТЮД
Цифровые тахометры - приборы либо сувениры?
Миша КОЛОДОЧКИН
С возникновением цифровых наручных часов многим казалось, что эпоха их механических братьев навечно ушла в историю. Но вышло нечто не поддающееся объяснению. Проиграв юному конкуренту вчистую несколько первых раундов, механические часы потом нанесли ему сокрушающий удар, отбросив в область дешевеньких разовых изделий.
С тахометрами ситуация несколько другая. Ворвавшись в нашу жизнь на "третьей" модели "Жигулей", тахометры потом почему-либо оказались невостребованными ни на "пятерках", ни на "восьмерках", ни на "волгах"... Для измерения частоты вращения мотора обладателям обозначенных машин приходилось получать крошечные приборчики со "слепыми" шкалами и тоненькими стрелками, которые имели ярко выраженный сувенирный нрав и реальной полезности, к огорчению, принести не могли. Природа же, как понятно, не терпит пустоты. В итоге на рынке появились цифровые тахометры, претендующие на роль реальных устройств. О том, как обусловлены эти притязания, и пойдет далее речь...
Итак, покупаем дешевый цифровой тахометр для четырехцилиндрового мотора и попробуем разобраться, что же все-таки это такое - прибор либо игрушка...
В итоге поисков было приобретено три изделия: ТХ-290S, TX-310 и FV-Mix. (Любовь российских производителей к "ненашенским" заглавиям носит нрав эпидемии и выветрится, по-видимому, еще не скоро). Цена всех изделий на момент покупки составляла от 80 до 130 рублей. Внешний облик устройств приведен на фото, а короткие сведения из их технических описаний собраны в табл. 1.
Покрутим изделия в руках. 1-ые два - очевидные "близнецы-братья", производители которых, похоже, смущяются сознаться в авторстве. Аннотация по эксплуатации первого из "близнецов" заместо адреса изготовителя для чего-то докладывает нам заглавие нашей северной столицы, а 2-ая вообщем не содержит никаких схожих сведений. Все же сходство налицо: однообразные этикетки, схожие упаковки и описания, также, как досадно бы это не звучало, невыразительные пластмассовые корпуса с огромным количеством облоя... Не считая того, оба изделия содержат темный трехпроводный жгут, на конце которого находится так именуемый "согласующий блок". Его предназначение заключается, вероятнее всего, в понижении амплитуды сигнала, снимаемого с первичной обмотки катушки зажигания. Любопытно, как протаскивать этот блок из салона под капот?
FV-Мix особенным дизайном тоже не блещет, но изготовлен культурнее. Заместо склейкой подушечки использована многоразовая "липучка". Никаких согласующих блоков тут нет, а подключение осуществляется через пятипроводный разъем, очевидно не украшающий конструкцию. Наличие 2-ух дополнительных проводов дает возможность применить изделие на автомобиле с двухкатушечным статическим рассредотачиванием зажигания, также на VAZ 1111.
Перед установкой на автомобиль попробуем подключить все три изделия в лабораторных критериях. Запутаться в 3-х разноцветных проводах достаточно тяжело, тем паче что на всех устройствах цвета одноименных проводов совпадают. Но рисунки, иллюстрирующие порядок подсоединения проводов на различных моделях автомобилей, приводятся исключительно в аннотации к FV-Мix.
Включаем питание. Индикаторы изделий ТХ-290 и ТХ-310 вспыхивают зеленоватым цветом, а на изделии FV-Мix - красноватым. Для начала "пробежимся" по всему спектру напряжения питания, проверяя точность работы вольтметров. Приобретенные данные отражены в табл. 2. В ней жирным шрифтом выделены показания вольтметров в спектре напряжений, заявленном изготовителями. (При других напряжениях они имеют право ошибаться.) Из приведенных данных следует, что в режиме вольтметра оба изделия стопроцентно соответствуют своим паПодвесканым данным.
Сейчас займемся конкретно режимом тахометра. Подаем на все три изделия сигналы с генератора, имитирующего работу прерывателя, контролируя частоту по электрическому частотомеру. Показания 3-х испытываемых изделий (в тыщах об/мин) приведены в табл. 3.
Вышло нечто увлекательное. Все три изделия перекрыли собственный рабочий спектр и уверенно добрались до отметки 9900 об/мин. А вот что касается точности, то об этом разговор особенный...
ТХ-290, как самый обычный из всех, честно отработал с точностью ±10 об/мин приблизительно до 1500 об/мин, после этого последняя цифра трехразрядного индикатора перевоплотился в ноль, чтоб не утомлять водителя неизменным "мерцанием". (На четырехразрядном мониторе это было бы еще заметнее.) Таким макаром, понижение точности показаний до 100 об/мин вышло несколько ранее обещанного.
ТХ-310 в общем-то демонстрировал то же самое. Напомним, что его паПодвесканые данные обещали нам точность 50 об/мин после полуторатысячного рубежа. В реальности же снова вышло 100 об/мин, так как последняя цифра также перевоплотился в ноль.
FV-Мix изумил больше всех. Последний разряд его монитора уверенно работал во всем спектре, позволяя как-то отличать 1572 об/мин от 1584 об/мин. Но... заместо обещанных 10 об/мин отклонение доходило до 40 об/мин в допустимом спектре конфигурации частоты. Сложилась любознательная ситуация: изделие не укладывается в собственные паПодвесканые данные, но в то же время превосходит по точности собственных братьев, которые могут воспользоваться 3-мя цифрами лишь на низких оборотах мотора.
Посчитаем по-другому. На частоте 1572 об/мин отличия всех 3-х изделий от правды составили соответственно 4,6, 4,6 и 1,3 %. На частоте 690 об/мин - 1,4, 1,4 и 4,3 %. А ведь это очень положительный результат! И если б изготовители не перемудрили с паПодвескаными данными, то и претензий к ним, в общем-то, не появилось... Аналоговому тахометру от "трешки" такая точность недосягаема.
Имитируем резкое нажатие на акселератор и одномоментно "выкручиваем" частоту генератора с минимума на максимум. Все три изделия отрабатывают приблизительно за секунду, успевая при всем этом показать на экране какое-то промежуточное значение. Неплохо бы побыстрее...
Пора опробовать тахометры на автомобилях. FV-Mix по собственной универсальности тут вне конкуренции, потому что готов сотрудничать фактически с хоть какой машиной: от "микропроцессорной "восьмерки" до "Оки". Другие изделия с схожей техникой, к огорчению, не знакомы: двухкатушечные системы и двухцилиндровые движки им не под силу.
Подключение всех 3-х устройств к бортсети автомобиля проблем не вызывает.
Итак, что все-таки пред нами - приборы либо сувениры? Предварительное мировоззрение такое: "по разуму" - приборы, а "по одежде" - сувениры. Хорошая электрическая внутренность, в особенности у FV-Mix, обязана наслаждаться низкопробным корпусом.
Слева вправо: TX-290S, TX-310, FV-Mix.
РЫНОК
ЭКСПЕРТИЗА
ТАХОМЕТРИЧЕСКИЙ ЭТЮД
Цифровые тахометры - приборы либо сувениры?
Миша КОЛОДОЧКИН
С возникновением цифровых наручных часов многим казалось, что эпоха их механических братьев навечно ушла в историю. Но вышло нечто не поддающееся объяснению. Проиграв юному конкуренту вчистую несколько первых раундов, механические часы потом нанесли ему сокрушающий удар, отбросив в область дешевеньких разовых изделий.
С тахометрами ситуация несколько другая. Ворвавшись в нашу жизнь на "третьей" модели "Жигулей", тахометры потом почему-либо оказались невостребованными ни на "пятерках", ни на "восьмерках", ни на "волгах"... Для измерения частоты вращения мотора обладателям обозначенных машин приходилось получать крошечные приборчики со "слепыми" шкалами и тоненькими стрелками, которые имели ярко выраженный сувенирный нрав и реальной полезности, к огорчению, принести не могли. Природа же, как понятно, не терпит пустоты. В итоге на рынке появились цифровые тахометры, претендующие на роль реальных устройств. О том, как обусловлены эти притязания, и пойдет далее речь...
Итак, покупаем дешевый цифровой тахометр для четырехцилиндрового мотора и попробуем разобраться, что же все-таки это такое - прибор либо игрушка...
В итоге поисков было приобретено три изделия: ТХ-290S, TX-310 и FV-Mix. (Любовь российских производителей к "ненашенским" заглавиям носит нрав эпидемии и выветрится, по-видимому, еще не скоро). Цена всех изделий на момент покупки составляла от 80 до 130 рублей. Внешний облик устройств приведен на фото, а короткие сведения из их технических описаний собраны в табл. 1.
Покрутим изделия в руках. 1-ые два - очевидные "близнецы-братья", производители которых, похоже, смущяются сознаться в авторстве. Аннотация по эксплуатации первого из "близнецов" заместо адреса изготовителя для чего-то докладывает нам заглавие нашей северной столицы, а 2-ая вообщем не содержит никаких схожих сведений. Все же сходство налицо: однообразные этикетки, схожие упаковки и описания, также, как досадно бы это не звучало, невыразительные пластмассовые корпуса с огромным количеством облоя... Не считая того, оба изделия содержат темный трехпроводный жгут, на конце которого находится так именуемый "согласующий блок". Его предназначение заключается, вероятнее всего, в понижении амплитуды сигнала, снимаемого с первичной обмотки катушки зажигания. Любопытно, как протаскивать этот блок из салона под капот?
FV-Мix особенным дизайном тоже не блещет, но изготовлен культурнее. Заместо склейкой подушечки использована многоразовая "липучка". Никаких согласующих блоков тут нет, а подключение осуществляется через пятипроводный разъем, очевидно не украшающий конструкцию. Наличие 2-ух дополнительных проводов дает возможность применить изделие на автомобиле с двухкатушечным статическим рассредотачиванием зажигания, также на VAZ 1111.
Перед установкой на автомобиль попробуем подключить все три изделия в лабораторных критериях. Запутаться в 3-х разноцветных проводах достаточно тяжело, тем паче что на всех устройствах цвета одноименных проводов совпадают. Но рисунки, иллюстрирующие порядок подсоединения проводов на различных моделях автомобилей, приводятся исключительно в аннотации к FV-Мix.
Включаем питание. Индикаторы изделий ТХ-290 и ТХ-310 вспыхивают зеленоватым цветом, а на изделии FV-Мix - красноватым. Для начала "пробежимся" по всему спектру напряжения питания, проверяя точность работы вольтметров. Приобретенные данные отражены в табл. 2. В ней жирным шрифтом выделены показания вольтметров в спектре напряжений, заявленном изготовителями. (При других напряжениях они имеют право ошибаться.) Из приведенных данных следует, что в режиме вольтметра оба изделия стопроцентно соответствуют своим паПодвесканым данным.
Сейчас займемся конкретно режимом тахометра. Подаем на все три изделия сигналы с генератора, имитирующего работу прерывателя, контролируя частоту по электрическому частотомеру. Показания 3-х испытываемых изделий (в тыщах об/мин) приведены в табл. 3.
Вышло нечто увлекательное. Все три изделия перекрыли собственный рабочий спектр и уверенно добрались до отметки 9900 об/мин. А вот что касается точности, то об этом разговор особенный...
ТХ-290, как самый обычный из всех, честно отработал с точностью ±10 об/мин приблизительно до 1500 об/мин, после этого последняя цифра трехразрядного индикатора перевоплотился в ноль, чтоб не утомлять водителя неизменным "мерцанием". (На четырехразрядном мониторе это было бы еще заметнее.) Таким макаром, понижение точности показаний до 100 об/мин вышло несколько ранее обещанного.
ТХ-310 в общем-то демонстрировал то же самое. Напомним, что его паПодвесканые данные обещали нам точность 50 об/мин после полуторатысячного рубежа. В реальности же снова вышло 100 об/мин, так как последняя цифра также перевоплотился в ноль.
FV-Мix изумил больше всех. Последний разряд его монитора уверенно работал во всем спектре, позволяя как-то отличать 1572 об/мин от 1584 об/мин. Но... заместо обещанных 10 об/мин отклонение доходило до 40 об/мин в допустимом спектре конфигурации частоты. Сложилась любознательная ситуация: изделие не укладывается в собственные паПодвесканые данные, но в то же время превосходит по точности собственных братьев, которые могут воспользоваться 3-мя цифрами лишь на низких оборотах мотора.
Посчитаем по-другому. На частоте 1572 об/мин отличия всех 3-х изделий от правды составили соответственно 4,6, 4,6 и 1,3 %. На частоте 690 об/мин - 1,4, 1,4 и 4,3 %. А ведь это очень положительный результат! И если б изготовители не перемудрили с паПодвескаными данными, то и претензий к ним, в общем-то, не появилось... Аналоговому тахометру от "трешки" такая точность недосягаема.
Имитируем резкое нажатие на акселератор и одномоментно "выкручиваем" частоту генератора с минимума на максимум. Все три изделия отрабатывают приблизительно за секунду, успевая при всем этом показать на экране какое-то промежуточное значение. Неплохо бы побыстрее...
Пора опробовать тахометры на автомобилях. FV-Mix по собственной универсальности тут вне конкуренции, потому что готов сотрудничать фактически с хоть какой машиной: от "микропроцессорной "восьмерки" до "Оки". Другие изделия с схожей техникой, к огорчению, не знакомы: двухкатушечные системы и двухцилиндровые движки им не под силу.
Подключение всех 3-х устройств к бортсети автомобиля проблем не вызывает.
Итак, что все-таки пред нами - приборы либо сувениры? Предварительное мировоззрение такое: "по разуму" - приборы, а "по одежде" - сувениры. Хорошая электрическая внутренность, в особенности у FV-Mix, обязана наслаждаться низкопробным корпусом.
Слева вправо: TX-290S, TX-310, FV-Mix.