КТО Последующий, ГОСПОДА?
КТО Последующий, ГОСПОДА?
ЭКОНОМИКА
Авто ВОЙНЫ
КТО Последующий, ГОСПОДА?
Похоже, скоро в мире остается не больше 10-ка независящих автопроизводителей.
Аркадий АЛЕКСЕЕВ, Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ
Может показаться, что в мире большого авто бизнеса все посходили с разума. Одно за другим следуют сообщения о продаже узнаваемых компаний, поглощении, слиянии. Неужто и впрямь жрецы автоиндустрии решили к началу века все поставить с ног на голову? Ничего подобного: никакой злой волей, никакой магией тут не пахнет. Напротив, все еще прозаичнее и, если желаете, полностью разумно.
Конструкция автомобиля на наших очах становится все труднее, больше вырастает объем неотклонимых требований к нему, и, как следствие всего этого, разработка и выпуск новых моделей обходятся дороже и дороже. Даже компаниям средней руки, не говоря о маленьких, такие расходы уже не по кармашку: годичное создание 100-200 тыщ машин, не так давно казавшееся "обычным", просит сейчас больших вложений в сотки миллионов баксов, при том что делать их... глупо - они просто никогда не окупятся. Где выход? Так либо по другому с кем-то кооперироваться, открывать совместные исследовательские центры и даже производства, выпускать под различными марками, в сути, одни и те же модели. Скажем, "Форд" и "Фольксваген" сообща разработали и предлагают на рынке мини-вэн " Фольксваген Шаран" - "Форд-Гэлакси". А "Опель-Мовано" спроектирован компанией "Рено", она же и делает его под заглавием "Трафик"... Знаток без усилий приведет 10-ки схожих примеров.
И все таки в ряде всевозможных случаев это тоже не выход. Представьте: одно дело, когда сотрудничают автогиганты, другое - когда одна из компаний существенно меньше другой, да к тому же отягощена долгами за прошлые новинки. Вот тут-то и появляются идеи о покупке, продаже либо, как именуют подобные акты официальные пресс-релизы, слиянии, объединении. Разглядим два примера из недавнешних сообщений.
"ВОЛЬВО"-"ФОРД"
Для многих не только лишь обычных смертных - профессионалов это было как гром посреди ясного неба. Казалось бы, дела у шведской компании в последние годы шли более чем удачно - она стопроцентно сменила палитру моделей, имевших стиль ограниченных, отстающих от моды. Равномерно пошли ввысь реализации, суля в дальнейшем хорошую прибыль. И вдруг сообщение: один из американских банков уполномочен подыскать покупателя на фирму "Вольво". Скоро таким оказался "Форд", заплативший за нее более 6 миллиардов. баксов.
Любопытны некие главные моменты сделки. Америкосы заполучили не пришедшую в упадок маленькую компанию, а, как было отмечено, находящееся на взлете ее ведущее отделение, и это, естественно, сказалось на сумме, которую им пришлось выложить. К тому же "Форд" стал владельцем только "легкового" "Вольво". Автобусно-грузовое и "морское" (создание силовых установок для катеров и судов) сохранили самостоятельность и права на марку. Более того, 1-ое из их откровенно нацелилось на "Сканию" и уже купило 13% акций этой (также шведской) компании. Но тут еще много подводных рифов.
Что все-таки в конечном итоге? "Легковое" "Вольво" получило доступ к практически неограниченным ресурсам "Форда", грузовое - немалые обратные средства. А что получили америкосы? На 1-ый взор, вопрос звучит даже удивительно, но вот ответить на него не так просто, как может показаться.
Позволим для себя с уверенностью утверждать, что "при жизни" сегодняшней палитры моделей выигрыш "Форда" окажется не очень велик. Разве что получится заполнить нишу, освободившуюся с уходом "Форда-Скорпио", "двойником" модели S80. Да и это вопрос не последнего времени. Не исключено другое: янки получится добраться до животрепещущей сейчас технологии конкретного впрыска бензина, так как "Мицубиси" уже обещала поставлять собственный GDI "Вольво". Но в любом случае основная выгода откладывается до тех времен, когда обе компании начнут смену сегодняшнего модельного ряда. Тогда, естественно, можно сберечь много средств, практически в два раза уменьшив объем нужных для этого исследовательских работ и уместно унифицировав какие-то узлы и агрегаты.
Попутно вспомним, что "независящая" история "Вольво" насчитывает 71 год. В 1927-м от известного производителя подшипников - компании SKF отделилось авто подразделение, на базе которого и появилось "Вольво". Но это так, к слову. А сейчас познакомимся с примером куда наименее удачного "объединения".
"РОВЕР" - БМВ
На состоявшемся сначала февраля заседании Наблюдательного Совета концерна БМВ решалась судьба шефа компании Берндта Пишетсридера. И то сказать, истратив около 3,5 млрд баксов на санацию обретенного в Великобритании "Ровера", он окончил год с убытками в 900 миллионов. Вердикта 20 с излишним членов Совета ожидали с нетерпением не только лишь журналисты: чуть пронесся слух о дальнейшем отстранении Пишетсридера, как акции БМВ подпрыгнули в стоимости более чем на 8%! Видимо, многие считали, что их начнет скупать какая-то большая компания...
Путь к сегодняшнему падению начался еще в 1994 году, когда внезапно для многих баварский концерн заполучил за 1,2 миллиардов. баксов богатую традициями, известную сначала марками "Ленд-Ровер" и "Мини", английскую группу компаний. Уже тогда было ясно: без многомиллиардных инвестиций модельный ряд "Ровера" не обновить. Но Пишетсридер и тогдашний коммерческий директор БМВ Доппельфельд смогли все таки уверить Наблюдательный Совет и акционеров в том, что к 2000 году новое приобретение начнет приносить прибыли.
Они, как досадно бы это не звучало, просчитались. Возросший курс фунта стерлингов резко стукнул по экПодвескау машин из Англии, ну и снутри страны спрос свалился. А если добавить к этому, что производительность труда на заводах "Ровера" практически на третья часть ниже, чем на германских, то станет совершенно ясно, с какими неуввязками столкнулся БМВ. Все же в 1996 году концерн БМВ объявил о четырехмиллиардных инвестициях на наиблежайшие 6 лет, которые помогут-таки вдохнуть новейшую жизнь в модели "Ровер". Просчитались и сейчас: модернизация старенькых заводов шла очень медлительно, прогресс в повышении свойства продукции застопорился. На все это накладывали отпечаток и существовавшие в Великобритании устаревшие принципы отношений администрации с профсоюзами. В конечном итоге продажа каждого автомобиля "Ровер" приносила концерну 3000 баксов убытка!
Итак, Пишетсридер выслан в отставку, новенькая команда должна вынуть "Ровер" из денежной ямы. Меж тем специалисты считают, что благом было бы вообщем отрешиться от этого приобретения, хотя и представляют, сколь значительны убытки при перепродаже. Так что у британцев есть предпосылки серьезно волноваться о собственной судьбе. Сам министр торговли и индустрии Стивен Бирс на последующий же денек после заседания Наблюдательного Совета связался с новым управлением БМВ, подчеркивая тем, какое значение для Англии имеет "Ровер" (будто бы бы это и так непонятно). По его словам, он получил заверение, что "германский концерн остается верен своим планам производства автомобиля среднего класса марки "Ровер", может быть, и на заводе в Лонгбридже". На скорейшей встрече с новым шефом БМВ Милбергом настаивают английские профсоюзы: уповают услышать о самом главном для их - сохранении рабочих мест.
А тем временем соперники подбрасывают дров в костер. Сопрезидент "Даймлер-Крайслера" Роберт Итон заявил, что в последнее время перед кабинетом БМВ выстроится очередь желающих приобрести фирму на корню! Ну и Фердинанд Пиех из "Фольксвагена" уже сделал заявление о собственной готовности "к совместной работе с сотрудниками" из Баварии. Наикрупнейший акционер БМВ - наследники семьи Квандт, владеющие половиной всех акций, поторопились успокоить общественность, заявив, что не собираются продавать свою долю кому бы то ни было. Но им не удалось скрыть, что уже несколько месяцев они ведут оживленные переговоры с "Фордом". О чем? Скоро узнаем. Так либо по другому, сейчас специалисты уже не готовы ручаться, что БМВ сохранится как самостоятельный производитель в наступающем тысячелетии.
...И, опять-таки, к слову, презабавная вышла коллизия. Ведь так же 71 годом ранее БМВ выпустила собственный 1-ый автомобиль "Дикси", лицензионную копию британского "Остина-7". Оцените ухмылку истории - ведь компания "Ровер" является... правопреемницей "Остина"!