СКАТЕРТЬЮ ДОРОГА!
СКАТЕРТЬЮ ДОРОГА!
РЫНОК
У ПРИЛАВКА
СКАТЕРТЬЮ ДОРОГА!
Очередной "поход" по рынку запчастей - за деталями подвески. Покупатели спрашивают - торговцы отвечают..
Максим САЧКОВ
Решил "перетряхнуть" подвеску: дороги-то сами понимаете какие. Что есть на прилавках и почем?
Предлагают узлы в сборе, отдельные Ремонт и эксплуатация, разную мелочь - бери не желаю. Соперники? Сколько угодно: одни привлекают ценой, другие - качеством, а кто-то рассчитывает лишь на наивность и неосведомленность покупателя. Ассортимент самый различный. Это и достаточно дорогие запчасти, выпускаемые самими автозаводами и их поставщиками, и поболее дешевенький, в большинстве случаев совершенно не нехороший продукт посторониих производителей, и несчастный "левак" (он же "кооперативный"), и, конечно, импорт.
Стойки, рессоры, патроны - это одно и то же?
Никак. У машин с фронтальной подвеской типа "Мак-Ферсон" (а это все российские переднеприводные) гасящий и направляющий элементы конструкции объединены воедино в телескопическую (амортизаторную) стойку. У других автомобилей функции деталей верно поделены: рычаги (направляющие элементы) задают геометрию перемещений, рессоры только гасят колебания. "Патрон", либо картридж - это вкладыш в стойку: ее "внутренности" (на самом деле, гидравлический амортизатор) удаляются; их место занимает неразборный газонаполненный амортизатор с наилучшими (либо кажущимися такими) чертами. Штатные рессоры и стойки всех русских моделей - гидравлические, исключение - газовые патроны "Спимек" "москвичовско-святогорской" семьи.
Нужен "девяносто девятый" амортизатор...
Таких не держим... так как у всех "самар" (в том числе VAZ 21099) и "10-ки" рессоры однообразные, под индексом 2108.
Телескопические стойки различаются - у "десяток" собственные. Рессоры "жигулей" - уникальные, фронтальные со штоком и ушком, задние - с 2-мя ушками. "Нивовские" похожи на их снаружи, но отличаются чертами. "Волговские" - однообразные для всех моделей (фронтальные и задние - различные).
"Родные" вазовские стойки есть?
Вы, разумеется, имеете в виду скопинские. СААЗ - Скопинский автоагрегатный завод, что в Рязанской области, поставляет стойки и рессоры на Волжский и Горьковский автозаводы. Продукт узнаваемый... поэтому и подделок много. Кстати, не считая СААЗа, есть и другие производители. Гродненский завод авто агрегатов (Белоруссия) поставляет рессоры и телескопические стойки на сборочный поток бывшего АЗЛК и в запчасти - для других машин. В Гродно делают и гидравлические, и газонаполненные рессоры, и патроны. "Газ" выпускает также питерская компания "Плаза", продукция которой нацелена быстрее на Подвескасменов: очень жесткие, зато дорогу держат хорошо. Фактически для всех российских моделей предлагается и польская продукция, стоимость которой несколько выше нашей заводской.
Время от времени в продажу поступают Ремонт и эксплуатация с так именуемой переборки либо, как их еще называют, восстановленные. Имейте в виду: такие рессоры часто даже не перебирают, а просто подкрашивают и ставят в их новые резиновые втулки. Клеймо и корпус - заводские, ну и вид товарный: от новейшей высококачественной Ремонт и эксплуатация не отличишь. Чтоб не "пропархать", посмотрите на резьбу штока (если такая имеется): сходу увидите, стоял уже амортизатор на машине либо нет.
Из забугорных производителей обширно представлены "Сакс", "Монро", "Жеребцы", "Бильштайн", "Габриэль" с широкой политрой для всех русских марок. Продукция качественная, один большой минус - кусачая стоимость, выше заводской в два-три раза.
Ищу пружины. Что посоветуете?
Лучше, пожалуй, заводские. ГАЗ и ВАЗ создают их сами, для "москвичовского" сборочного потока работает ОАО "Автоагрегат", что в Кинешме. "Вазовские ряды" завалены также питерскими, орловскими, тверскими пружинами. Отличить их от промышленных не так трудно: у последних прут витой, видны спиральные дорожки. Из импорта предлагают изделия компании "Боге" (Boge) и "Килен" (Kilen).
Напомним: фронтальные пружины на всех "жигулях" однообразные, а задние, для седанов (код 2101) и универсалов (2102) - различные. Есть и экзотика - фронтальные пружины "сильнее" для машин с правым рулем. Для "самар" и десятого семейства фронтальные пружины одни и те же, а вот задние различные: "восьмерочные" (до
VAZ 21099 включительно), "десятые" и "одиннадцатые" (подробнее в ЗР, 1998, № 5). У "волг" все очень просто: традиция передается из поколения в поколение, фронтальные пружины всех моделей схожи.
Пружины тоже "восстанавливают": просевшие растягивают и подкрашивают. Итог - новые с виду Ремонт и эксплуатация, а срок их службы - с момента реализации до установки на автомобиль.
Как же рессоры?
Для "волг" и заднеприводных ижевских "москвичей" их делают сами автозаводы. На "Волгу"-универсал устанавливают шестилистовые, автомобиль уходит с завода с пятилистовыми. У "каблучка" (Izh 2715) в рессорах по девять листов, у "четыреста двенадцатого" - семь. Из посторониих производителей упомянем Чусовской металлургический завод.
Шаровая "застучала". Какую лучше приобрести?
По отзывам покупателей, лучше опять-таки "родные" - те, которыми комплектуют машины на конвейере. На ВАЗ пальцы шарниров поставляет белебеевское ОАО "Автонормаль", сама опора и сборка - тольяттинские.
Очень популярны у хозяев "жигулей" и "самар" усиленные шаровые опоры воронежского предприятия "Автон". Для "классики" компания предлагает два вида шаровых: с обычным полукруглым корпусом (на ценниках - "закатанная") и цилиндрическую регулируемую с отверстиями под спецключ. У последней появившийся свободный ход можно убрать поворотом нижней части. Качество этих деталей не вызывает приреканий, стоимость приблизительно как у "родных". Их наиблежайшие соперники - ПО "Трек" (Миасс) с земляками; продукт известен на рынке как "челябинский". Продукция компании "Спутник", специализирующейся вот уже 10 лет на производстве шаровых опор, подешевле.
Шаровые опоры схожи для всех моделей "жигулей", различают только верхние и нижние. У "Нивы" все четыре шарнира - "традиционные" верхние. На всех переднеприводных автомобилях ВАЗ шаровые однообразные, но на "десятом" пальце предусмотрена особая распорная втулка и уникальный пыльник. Эта конструкция лучше защищает узел от грязищи и зимней соли.
АО "Москвич" получает "шаровые" с вышеупомянутого "Автоагрегата". На "40 1-ый" с недавнешних пор ставят разборный узел, взаимозаменяемый со старенькым. В продаже есть и те, и другие, какому дать предпочтение - решать покупателю. Шаровые опоры для "москвичей" выпускает также Курский завод трактор-
ных (!) запчастей.
Что скажете о шкворневой подвеске "Волги"?
Во-1-х, на всех легковых моделях ГАЗа шкворни и подшипники однообразные. Во-2-х, шкворни на завод поставляет Саратов, а игловатые подшипники приходят из Ростова. В-3-х, о производителях запчастей: шкворни завода "Автогидроусилитель" из Борисова (Белоруссия) зарекомендовали себя с неплохой стороны, а вот продукция Брянского завода не пользуется особенной популярностью.
Вижу, на прилавках обеспеченный выбор ступичных подшипников...
Да, подшипниковых заводов у нас много. Самарский СПЗ-4 поставляет на автозаводы двухрядные шариковые подшипники для переднеприводных машин (помните, их всего три типоразмера: фронтальные "москвичовские", задние "москвичовские", они же фронтальные вазовские, задние вазовские). Сосед, СПЗ-9, делает узлы для "жигулей", "волг" и заднеприводных "москвичей". Самара - не единственный поставщик деталей на сборочный поток, ей помогает столичный ГПЗ-1. Волжский завод ВПЗ-15 (VPZ-15) выпускает в запчасти двухрядные роликовые подшипники для "самар" и "40 первых". По теории такая конструкция надежнее... но рыночная практика это не всегда подтверждает. Вологодские шариковые подшипники (ВПЗ-23) для тех же автомобилей "прогуливаются" достаточно хорошо.
Из богатства ввезенного продукта следует выделить ремонтные комплекты для ступиц, которые выпускает компания SKF (кстати, шведы пробились и на сборочный поток бывшего АЗЛК). Качество 1-го из подшипниковых фаворитов колебаний не вызывает, останавливает стоимость. Для "жигулей" и "самар" ступичные подшипники выпускает также компания "Локхид"; стоимость их в два-три раза выше российских.
Думаю перепрессовать сайлент-блоки. Подскажите: что взять?
Для "москвичей" и ВАЗов работают Балаковский и Волжский фабрики РТИ, поставляя Ремонт и эксплуатация на сборочные потоки и в торговлю. Комплекты сайлент-блоков для "жигулей" и "нив" делает и Димитровградский автоагрегатный завод (ДААЗ), узнаваемый больше как производитель карбюраторов и бензонасосов. ГАЗ пичкают резинотехнической продукцией предприятия из Ярославля (ЯРТИ) и Саранска. Все нужные "резинки" можно приобрести в комплекте и по одной.
В заключение - два замечания. 1-ое: на рынке прогуливаются упрямые слухи о повышении цен, так что может быть, ко времени выхода журнальчика Ремонт и эксплуатация подорожают на 15-25 %. 2-ое: подвеска - любимый объект усовершенствований и тюнинга. Подробней об этом вы сможете прочесть в "За рулем": 1997, № 6, 10; 1998, № 1, 2, 5, 8; 1999, № 1.
Строй амортизаторов. Слева - задний "41-й", в центре - фронтальный и задний на "Волгу", справа - то же на "Ниву".
Нижние рычаги фронтальной подвески на VAZ 2101-2107.
Шаровые опоры. Слева - усиленная "жигулевская" воронежского завода "Автон", в центре - заводская на "классику", справа - минская для "самар".
На данный момент на сборочный поток "Москвича" поставляют регулируемые шаровые опоры из Кинешмы (на фото - слева).
Вазовские под-
шипники. В центре
- фронтальный семейства
2108-2109 (таковой же сзади на "41-м"
"Москвиче"), по краям - "традиционные".