Смотрите ЗА КУРСОМ
Смотрите ЗА КУРСОМ
ЭКОНОМИКА
Смотрите ЗА КУРСОМ
Акции удачных компаний вырастают в стоимости.
Алексей НАУМЕНКО, агентство АКМ
Год 1999-й многие автозаводы Рф закончили удачно - создание подросло, финансовое положение стало лучше. А вот фондовый индекс* компаний машиностроения вырос всего только на 66,5%, в то время как индекс акций нефтяных компаний возрос более чем втрое, а промышленных компаний - на 226%. Так что, невзирая на видимые успехи в производстве, на рынке акций машиностроения - застой. Хотя этот застой, по воззрению аналитиков фондового рынка, совсем не отражает действительности. Акции машиностроения по сути стоят существенно дороже, чем их сейчас ценят. Если после президентских выборов финансовая политика в стране не поменяется, акции машиностроительных компаний могут стать самыми многообещающими для вложения капиталов. Вобщем, у каждого русского автозавода свои особенности. Побеседуем о их.
АвтоВАЗ. В наиблежайшие годы акционеры "монополиста" навряд ли дождутся дивидендов. За всю свою историю АвтоВАЗ их никогда не платил! Завод все еще обязан покрывать старенькые долги перед госбюджетом. К тому же на техническое перевооружение и обновление модельного ряда Тольятти необходимы значимые средства - брать их будут сначала из прибыли.
В то же время завод оживленно развивается: в 1999 году им выпущено автомобилей на 14,8% больше, чем в 1998-м, на 2000-й прогноз тоже неплохой. Не считая того, ВАЗ все энергичнее продвигает свою продукцию на рынки СНГ, Азии, Латинской Америки. Это одна из обстоятельств роста акций АвтоВАЗа - с 14,4 руб. сначала 1999 года до 41 руб. в конце, другими словами на 185%. Это существенно выше роста индекса акций машиностроения в целом.
ГАЗ - единственный автозавод, акции которого относятся к категории так именуемых "голубых фишек", другими словами более размеренных и ликвидных. Рыночный фуррор новых моделей ("Газель", "Соболь", "Баргузин"), устойчивое финансовое состояние, добросовестная, открытая политика в отношении акционеров - все это содействует привлекательности акций ГАЗа.
Создание автомобилей в 1999 году на ГАЗе подросло на 7,7%, в мае планируется начать конвейерную сборку новейшей "Волги". Главное, что в последнее время ГАЗу нет необходимости, в отличие от АвтоВАЗа, вкладывать большие средства в развитие производства (эти средства, в главном, уже вложены). В течение 1999 года курсовая цена обычной акции ГАЗа выросла с 409,59 руб. до 830,25 руб., привилегированной - с 87,86 руб. до 208,575 руб. В отличие от ВАЗа, ГАЗ часто выплачивает дивиденды по своим акциям. К примеру, за 1997 и 1998 годы дивиденды начислялись в размере 3 руб. на обычную и 12 руб. на привилегированную акцию номиналом 1 руб. Практически наверняка выплатит ГАЗ дивиденды и за 1999 год.
КамАЗ. В прошедшем году дела тут стали поправляться: компания возобновила серийный выпуск грузовых автомобилей и приблизилась к уровню безубыточности. Но над заводом до сего времени довлеет тяжкое бремя долгов и управлению пока не удается стопроцентно вернуть объемы производства. Похоже, в текущее время камский гигант существует сначала благодаря росту выпуска микролитражек "Ока".
Дивидендов КамАЗ ранее не платил и в наиблежайшие годы навряд ли будет выплачивать. Большая часть аналитиков скептически относятся к вложению средств в акции КамАЗа. В течение 1999 года их стоимость свалилась с 3,55 руб. до 1,77 руб.
ЗИЛ. Правительство Москвы, владеющее практически 60% акций завода, старается поставить завод на ноги. Судя по возрастающим объемам производства (в 1999 году авто техники произведено на 4% больше, чем в 1998 году), это практически удалось. Все же, стоимость акции ЗИЛа в течение года свалилась с 60 руб. сначала 1999 года до 30 руб. в конце года. О дивидендах по акциям в последнее время речи не идет. Потому бумаги предприятия могут представлять определенный энтузиазм только для тех инвесторов, кто способен вкладывать Энциклопедия грузовых автомобилей навечно и готов рисковать.
УАЗ. Обычно финансово устойчивая компания раз в год увеличивает выпуск автомобилей: "уазики" постоянно пользуются спросом. В 1998 году компания дивиденды не выплачивала, в 1997-м на акцию номиналом 1 тыс. руб. выплачивалось 19,44 руб. дивидендов. Может быть, завод заплатит их и в сегодняшнем году. Акции УАЗа ведут себя размеренно, за весь прошедший год они немного выросли в стоимости - с 0,347 руб. до 0,378. В 2000 году предприятие хочет наращивать объемы производства - означает, его акции могут еще подрасти.
"Москвич". Если на предприятии не произойдет полной смены управления, также производственной, денежной и экономической политики, никакой речи о привлекательности акций завода быть не может. В текущее время акции компании не представляют на рынке полностью никакого энтузиазма, и, судя по денежному положению завода, в последнее время ценные бумаги этой компании хождения на рынке иметь не будут.
"Павловский автобус". Наикрупнейший в Рф производитель автобусов ощущает себя хорошо. Но все-же предпочитает не растрачивать свою прибыль на выплату дивидендов, а вкладывать Энциклопедия грузовых автомобилей в создание. По этой же причине в течение 1999 года акции компании снизились в стоимости со 154,45 руб. до 92,7 руб.
Посреди других русских компаний автопромышленности, которые в последнее время могут быть увлекательными для возможных маленьких инвесторов, - АО "Курганский автобус", которое в прошедшем году смогло существенно сделать лучше финансовое положение, поставщик движков для ГАЗа - Заволжский моторный завод и УралАЗ.
* Среднеарифметический показатель конфигурации цены акций огромнейших автомобилестроительных компаний Рф.
ОБЩАЯ Цена
АКЦИЙ
Русских
АВТОЗАВОДОВ*
Компания Цена, долл.
ГАЗ 156 029 383
КамАЗ 69 003 753
АвтоВАЗ 40 678 816
Ульяновский авто завод 17 508 888
Павловский автобус 5 513 796
ЗИЛ 2 359 584
* "Общая цена акций" - это сумма, за какую завод можно приобрести (скупив все его акции). Почему ГАЗ стоит вчетверо больше ВАЗа (ведь завод в Нижнем Новгороде по сопоставлению с тольяттинским гигантом невелик)? Ответ прост: ГАЗ - одна из самых симпатичных авто компаний Рф, потому рыночная цена его акций сейчас высока. А ВАЗ - наикрупнейший должник, к тому же дивидендов не платит. Поэтому и инвесторам неинтересен.