ТРОЕ В БАНКЕ, НЕ СЧИТАЯ ПРИСАДОК
ТРОЕ В БАНКЕ, НЕ СЧИТАЯ ПРИСАДОК
РЫНОК
Экспертиза
ТРОЕ В БАНКЕ, НЕ СЧИТАЯ ПРИСАДОК
Сейчас на рынке предлагают масла с необыкновенными добавками - дисульфидом молибдена либо графитом. Их плюсы
и недочеты мы и решили оценить.
Александр БУДКИН
Об антифрикционных и противоизносных присадках, которые нам предлагают ввести в моторное масло без помощи других, мы сейчас практически все знаем (см. ЗР, 1999, № 10 и ЗР, 2000, № 2). А что ожидать от самих масел, в состав которых подобные присадки ввел изготовитель? Как эффективнее такие масла противостоят трению и износу? В конце концов, какова другая сторона - не дают ли необыкновенные присадки побочного эффекта?
Знакомьтесь. 1-ый эталон "необыкновенного" масла - "Ликви Моли МoS2 Лейхтлауф" (Liqui Moly MoS2 Leichtlauf) с добавкой дисульфида молибдена (фото 1), 2-ой - "Марли Блэк Голд Карат" (Marly Black Gold Carat) с добавкой графита (фото 2). Обе добавки должны снижать трение и износ. Что ж, проверим. Вот только с чем необыкновенные масла сопоставить?
ТОЧКА ОПОРЫ. Без точки опоры либо отсчета обойтись тяжело. В нашем случае - без эталона для сопоставления.
Оба испытуемых - "Ликви Моли" и "Марли" - имеют температурно-вязкостный спектр SAE 10W40 и отвечают высшей группе свойства по классификациям API SJ/CF и ACEA А3-98, В3-98. Оба - полусинтетические. Стало быть, "обыденное" масло, с которым мы их будем ассоциировать, должно удовлетворять этим же требованиям. Вот оно: "Эльф Компетишн" (Elf Competition STI) на фото 3 - такого же высшего класса свойства API SJ/CF, ACEA А3-98, В3-98, с этим же температурно-вязкостным спектром SAE 10W40 и тоже "полусинтетика". Сходу договоримся: наше "обыденное средство" не станем подсознательно относить к нехорошим либо доживающим собственный век: "обыденное" у нас значит настолько же не плохое, как испытуемые, но не содержащее "необыкновенных" присадок.
ДУМАЙ О Неплохом... Давайте разберемся, чего мы ждем от неплохого масла. Для начала оно должно отлично смазывать. Другими словами делить слоем масла трущиеся поверхности и минимизировать их трение друг о друга. Если прослойка масла окажется довольно "крепкой", выступы микрорельефа будут меньше касаться друг дружку и работающие в движке Ремонт и эксплуатация прослужат подольше. Все это именуется трибологическими качествами масла.
В бензиновом двигателе неминуемы высокотемпературные отложения. Умение их смывать - одно из важных параметров моторного масла - моющее. Но смыть недостаточно, смытые частички отложений нужно измельчить (диспергировать) и убить. За это отвечают диспергирующие характеристики.
Ну а если, поработав час-другой, масло придет в негодность? Чтоб этого не вышло, нужен припас щелочности, определяющий способность к нейтрализации товаров окисления, которые образуются во время работы. Разумеется также, что "база" масла должна быть устойчива к тепловому разложению.
К этому списку спецы непременно добавили бы еще хороший десяток требований, но наша задачка - сопоставить масла по их главным многофункциональным свойствам, не углубляясь в научные дебри. Правда, одно принципиальное дополнение все таки нужно. Так как продукты у нас не совершенно обыденные и содержат твердые частички противоизносных добавок, придется востребовать, чтоб эти частички не выпадали в осадок и не собирали вокруг себя полимеризованные продукты окисления. Проще говоря, чтоб не создавались сгустки. Назовем это свойство стабильностью и начнем, в конце концов, инспектировать.
ТАМ Отлично, ГДЕ ТРЕНИЯ НЕТ. Сначала оценим трибологические способности "необыкновенных" масел. Для проверки антифрикционных и противоизносных параметров воспользуемся принятым Госстандартом способом квалификационной оценки, использующим машину трения СМТ-1.
Антифрикционные характеристики тут определяются по моменту и коэффициенту трения, также по температуре масла в зоне трения. Противоизносные характеристики оцениваются по потере массы одной из трущихся деталей - специальной металлической колодки.
Итог проверки 3-х образцов - в таблице. По сопоставлению с "обыденным" маслом введение графита позволило эталону "Марли" понизить температуру в зоне трения на один градус, оставив коэффициент трения без конфигурации. По другому говоря, антифрикционные характеристики масла с введением графита практически не перетерпели конфигураций. А вот противоизносные характеристики поменялись приметно и в наилучшую сторону. Износ одной из трущихся поверхностей при работе на масле с графитом снизился на 15,8%.
Сейчас черед "Ликви Моли". Это "необыкновенное" масло тоже не подкачало: температура в зоне трения снизилась на 53 градуса, а коэффициент трения - на 31,9%. Как лицезреем, антифрикционные характеристики высочайшие. Противоизносные тоже. Износ стандартной металлической колодки оказался меньше, чем у "обыденного" масла, на 21%. Отлично!
КАПЛЯ В МОРЕ. Можно ли чего-нибудть выяснить о качестве масла всего по одной его капле? Оказывается, кое-что можно. Именуется это "способ капельной пробы". На лист специальной бумаги, отдаленно напоминающей промокашку, капают по одной капле каждого эталона. Когда масло стопроцентно разольется и впитается в бумагу, начинают оценивать, во-1-х, поперечник пятна, во-2-х, количество концентрических окружностей. Поясняем: некие присадки, хотя и растворены в продукте, не всегда в состоянии разлиться так же далековато от эпицентра, как "база" масла. Растекаясь в наименьшей степени, они сформировывают пятна, несколько отличающиеся по цвету. Таким макаром, по количеству концентрических окружностей и по их относительным размерам спецы судят о возможной дестабилизации масла: какие присадки и как скоро могут выпасть в осадок либо образовать ненужные сгустки (агломерироваться).
Проверка испытуемых образцов способом капельной пробы показала, что "обыденное" масло дает две концентрические окружности, большая из которых имеет радиус около 2 см. Два "необыкновенных" масла растеклись от центра всего на 1,6-1,7 см и образовали при всем этом по три концентрические окружности. Так что "обратная сторона" внедрения "необыкновенных" присадок все таки есть: эти масла будут владеть несколько худшей проникающей способностью и окажутся более склонны к расслоению. Последнее событие принудило проверить, что будет происходить с маслами по мере их старения.
СТАРОСТЬ - НЕ Удовлетворенность. Долгая работа моторных масел в движке приводит к их старению. Ухудшение параметров проявляется во многом: меняются температурно-вязкостный спектр, моющая и восстановительная способность, возрастает оптическая плотность (см. ЗР, 1999, № 4). Моделировать этот процесс в лабораторных критериях удается разработанными для этого стандартизованными способами. Так поступили и мы, имитировав старение масла, эквивалентное срабатыванию 60-80% его полного ресурса в движке. Итог соответствовал ожиданиям (см. выше). У обоих "необыкновенных" масел появился маленький осадок. У "Ликви Моли" - чуток наименьший, у "Марли" - чуток больший. Ученые мужи именуют это коллоидной дестабилизацией масел.
"ПО ФЕНЕ НЕ БОТАТЬ!". Чтоб хоть малость разобраться в происходящем, на мгновение обратимся к азам теории. Попытка мелко "натереть" графит либо дисульфид молибдена и насыпать его в масло в виде порошка приведет к полному фиаско. Оба вещества нерастворимы в масле и просто будут плавать на его поверхности. Если попробовать утопить - осядут на деньке. Потому для введения таких добавок в моторное масло их за ранее растворяют в особых поверхностно-активных субстанциях (ПАВ), которые могут захватывать твердые частички и сразу связывать собой молекулы масла. Только таковой коллоидный раствор можно добавлять в качестве присадки. Но при старении масла находящиеся в нем ПАВ теряют свои характеристики, и связанные когда-то ими твердые частички выпадают в осадок. Вот она - коллоидная дестабилизация. Но самое противное, что эти самые ПАВ могут захватывать не только лишь нужные нам порошки. Куда охотнее они цепляются за попавшую в масло воду либо бензин. Специально проведенная проверка показала, что попадание в оба масла 2% бензина либо воды спустя 5 дней приводит к повышению оптической плотности "Ликви Моли" на 9-10 %, "Марли" - на 35-40%. Эти значения не настолько значительны, потому никого пугать не должны, но настораживать...
Наилучшее - Неприятель Неплохого? Неуж-то приобретенные высочайшие проценты понижения трения и износа стопроцентно перечеркиваются негативными последствиями от введения присадок? Не будем торопиться. Оба эталона, невзирая на склонность к расслоению, сертифицированы на соответствие требованиям API и ACEA. При этом соответствуют высшей группе свойства. Это значит, что нужные тесты на движках они прошли, фильтров при всем этом не забили и пугающих кого-то осадков в масляной системе не отложили. Выходит, да здравствуют масла с добавками жестких частиц? Снова спешим... В программке сертификационных испытаний нет тестов с добавлением в масло воды либо бензина. А движки, которыми пользуются европейцы, не очень склонны заливать бензином картер. Так что все-таки делать, брать "необыкновенные" масла либо нет? Ответить на этот вопрос мы хотим предложить читателю без помощи других. Убеждены, посреди вас найдутся и фанаты схожих масел, и их противники. В конечном счете выбор будет зависеть от ваших личных предпочтений и, извините, толщины кошелька.
1. "Ликви Моли МoS2 Лейхтлауф" (Liqui Moly MoS2 Leichtlauf) с добавкой дисульфида молибдена. Полусинтетическое. Спецификация: SAE 10W40; API SJ/CF; ACEA A3-98, B3-98. Стоимость - 180 руб. за литр.
По сопоставлению с "обыденным" масло показало понижение трения на 31,9% и износа на 21% при худшей проникающей возможности и склонности к ранешней агломерации. Лучше четкое соблюдение периодичности подмены.
2. "Марли Блэк Голд Карат" (Marly Black Gold Carat) с добавкой графита. Полусинтетическое. Спецификация: SAE 10W40; API SJ/CF; ACEA A3-98, B3-98. Стоимость - 160 руб. за литр.
По сопоставлению с "обыденным" масло показало понижение износа на 15,8% худшей проникающей возможности и склонности к ранешней агломерации. Лучше четкое соблюдение периодичности подмены. При приближении к концу срока службы поглядывайте на указатель давления масла.
3. "Эльф Компетишн" (Elf Competition STI) без добавок жестких частиц. Полусинтетическое. Спецификация: SAE 10W40; API SJ/CF; ACEA A3-98, B3-98. Стоимость - 145 руб. за литр.
Рядом с "необыкновенными" соперниками достойно защищало честь "обыденных" масел. Без "особых" присадок показало больший износ и коэффициент трения, но при всем этом обладает наилучшей проникающей способностью, НЕ склонно к агломерации либо образованию осадка, НЕ угрожает неприятностями при нарушении периодичности подмены.
Эффективность добавок дисульфида молибдена и графита находится в зависимости от размера их частиц. Очень маленькие частички (1) стопроцентно "проваливаются" во впадины микрорельефа и оказываются неэффективными, позволяя трущимся поверхностям контактировать по своим выступам. Более большие частички (2) эффективнее, но в растворе они наименее размеренны, склонны к образованию осадка. В трансмиссионных маслах, наименее склонных к высокотемпературному окислению, агломерация, либо выпадение "необыкновенных" присадок в осадок, будет наименее видна. Не считая того, тут осадок не вызовет засорения фильтра, как это может произойти в движке. Воздействие размера частиц также обусловит различную эффективность присадок на различных поверхностях: материал, термическая обработка и т.д.
Наша справка
Моторное масло, обычно, состоит из 3-х главных компонент: базисного продукта (так именуемой "базы"), загущающего полимера (загустителя) и пакета присадок. В минеральных маслах в качестве базисного продукта употребляются продукты прямой перегонки нефти. В синтетических - смесь маловязких эфиров и "обычных" по вязкости полиальфаолефинов (ПАО). Полусинтетические масла, обычно, содержат в базисном продукте смесь товаров перегонки и ПАО. В состав 2-ух испытанных "необыкновенных" масел кроме этого добавлены коллоидные смеси (суспензии) мелкодисперсных дисульфида молибдена ("Ликви Моли") и графита ("Марли").
РЫНОК
Экспертиза
ТРОЕ В БАНКЕ, НЕ СЧИТАЯ ПРИСАДОК
Сейчас на рынке предлагают масла с необыкновенными добавками - дисульфидом молибдена либо графитом. Их плюсы
и недочеты мы и решили оценить.
Александр БУДКИН
Об антифрикционных и противоизносных присадках, которые нам предлагают ввести в моторное масло без помощи других, мы сейчас практически все знаем (см. ЗР, 1999, № 10 и ЗР, 2000, № 2). А что ожидать от самих масел, в состав которых подобные присадки ввел изготовитель? Как эффективнее такие масла противостоят трению и износу? В конце концов, какова другая сторона - не дают ли необыкновенные присадки побочного эффекта?
Знакомьтесь. 1-ый эталон "необыкновенного" масла - "Ликви Моли МoS2 Лейхтлауф" (Liqui Moly MoS2 Leichtlauf) с добавкой дисульфида молибдена (фото 1), 2-ой - "Марли Блэк Голд Карат" (Marly Black Gold Carat) с добавкой графита (фото 2). Обе добавки должны снижать трение и износ. Что ж, проверим. Вот только с чем необыкновенные масла сопоставить?
ТОЧКА ОПОРЫ. Без точки опоры либо отсчета обойтись тяжело. В нашем случае - без эталона для сопоставления.
Оба испытуемых - "Ликви Моли" и "Марли" - имеют температурно-вязкостный спектр SAE 10W40 и отвечают высшей группе свойства по классификациям API SJ/CF и ACEA А3-98, В3-98. Оба - полусинтетические. Стало быть, "обыденное" масло, с которым мы их будем ассоциировать, должно удовлетворять этим же требованиям. Вот оно: "Эльф Компетишн" (Elf Competition STI) на фото 3 - такого же высшего класса свойства API SJ/CF, ACEA А3-98, В3-98, с этим же температурно-вязкостным спектром SAE 10W40 и тоже "полусинтетика". Сходу договоримся: наше "обыденное средство" не станем подсознательно относить к нехорошим либо доживающим собственный век: "обыденное" у нас значит настолько же не плохое, как испытуемые, но не содержащее "необыкновенных" присадок.
ДУМАЙ О Неплохом... Давайте разберемся, чего мы ждем от неплохого масла. Для начала оно должно отлично смазывать. Другими словами делить слоем масла трущиеся поверхности и минимизировать их трение друг о друга. Если прослойка масла окажется довольно "крепкой", выступы микрорельефа будут меньше касаться друг дружку и работающие в движке Ремонт и эксплуатация прослужат подольше. Все это именуется трибологическими качествами масла.
В бензиновом двигателе неминуемы высокотемпературные отложения. Умение их смывать - одно из важных параметров моторного масла - моющее. Но смыть недостаточно, смытые частички отложений нужно измельчить (диспергировать) и убить. За это отвечают диспергирующие характеристики.
Ну а если, поработав час-другой, масло придет в негодность? Чтоб этого не вышло, нужен припас щелочности, определяющий способность к нейтрализации товаров окисления, которые образуются во время работы. Разумеется также, что "база" масла должна быть устойчива к тепловому разложению.
К этому списку спецы непременно добавили бы еще хороший десяток требований, но наша задачка - сопоставить масла по их главным многофункциональным свойствам, не углубляясь в научные дебри. Правда, одно принципиальное дополнение все таки нужно. Так как продукты у нас не совершенно обыденные и содержат твердые частички противоизносных добавок, придется востребовать, чтоб эти частички не выпадали в осадок и не собирали вокруг себя полимеризованные продукты окисления. Проще говоря, чтоб не создавались сгустки. Назовем это свойство стабильностью и начнем, в конце концов, инспектировать.
ТАМ Отлично, ГДЕ ТРЕНИЯ НЕТ. Сначала оценим трибологические способности "необыкновенных" масел. Для проверки антифрикционных и противоизносных параметров воспользуемся принятым Госстандартом способом квалификационной оценки, использующим машину трения СМТ-1.
Антифрикционные характеристики тут определяются по моменту и коэффициенту трения, также по температуре масла в зоне трения. Противоизносные характеристики оцениваются по потере массы одной из трущихся деталей - специальной металлической колодки.
Итог проверки 3-х образцов - в таблице. По сопоставлению с "обыденным" маслом введение графита позволило эталону "Марли" понизить температуру в зоне трения на один градус, оставив коэффициент трения без конфигурации. По другому говоря, антифрикционные характеристики масла с введением графита практически не перетерпели конфигураций. А вот противоизносные характеристики поменялись приметно и в наилучшую сторону. Износ одной из трущихся поверхностей при работе на масле с графитом снизился на 15,8%.
Сейчас черед "Ликви Моли". Это "необыкновенное" масло тоже не подкачало: температура в зоне трения снизилась на 53 градуса, а коэффициент трения - на 31,9%. Как лицезреем, антифрикционные характеристики высочайшие. Противоизносные тоже. Износ стандартной металлической колодки оказался меньше, чем у "обыденного" масла, на 21%. Отлично!
КАПЛЯ В МОРЕ. Можно ли чего-нибудть выяснить о качестве масла всего по одной его капле? Оказывается, кое-что можно. Именуется это "способ капельной пробы". На лист специальной бумаги, отдаленно напоминающей промокашку, капают по одной капле каждого эталона. Когда масло стопроцентно разольется и впитается в бумагу, начинают оценивать, во-1-х, поперечник пятна, во-2-х, количество концентрических окружностей. Поясняем: некие присадки, хотя и растворены в продукте, не всегда в состоянии разлиться так же далековато от эпицентра, как "база" масла. Растекаясь в наименьшей степени, они сформировывают пятна, несколько отличающиеся по цвету. Таким макаром, по количеству концентрических окружностей и по их относительным размерам спецы судят о возможной дестабилизации масла: какие присадки и как скоро могут выпасть в осадок либо образовать ненужные сгустки (агломерироваться).
Проверка испытуемых образцов способом капельной пробы показала, что "обыденное" масло дает две концентрические окружности, большая из которых имеет радиус около 2 см. Два "необыкновенных" масла растеклись от центра всего на 1,6-1,7 см и образовали при всем этом по три концентрические окружности. Так что "обратная сторона" внедрения "необыкновенных" присадок все таки есть: эти масла будут владеть несколько худшей проникающей способностью и окажутся более склонны к расслоению. Последнее событие принудило проверить, что будет происходить с маслами по мере их старения.
СТАРОСТЬ - НЕ Удовлетворенность. Долгая работа моторных масел в движке приводит к их старению. Ухудшение параметров проявляется во многом: меняются температурно-вязкостный спектр, моющая и восстановительная способность, возрастает оптическая плотность (см. ЗР, 1999, № 4). Моделировать этот процесс в лабораторных критериях удается разработанными для этого стандартизованными способами. Так поступили и мы, имитировав старение масла, эквивалентное срабатыванию 60-80% его полного ресурса в движке. Итог соответствовал ожиданиям (см. выше). У обоих "необыкновенных" масел появился маленький осадок. У "Ликви Моли" - чуток наименьший, у "Марли" - чуток больший. Ученые мужи именуют это коллоидной дестабилизацией масел.
"ПО ФЕНЕ НЕ БОТАТЬ!". Чтоб хоть малость разобраться в происходящем, на мгновение обратимся к азам теории. Попытка мелко "натереть" графит либо дисульфид молибдена и насыпать его в масло в виде порошка приведет к полному фиаско. Оба вещества нерастворимы в масле и просто будут плавать на его поверхности. Если попробовать утопить - осядут на деньке. Потому для введения таких добавок в моторное масло их за ранее растворяют в особых поверхностно-активных субстанциях (ПАВ), которые могут захватывать твердые частички и сразу связывать собой молекулы масла. Только таковой коллоидный раствор можно добавлять в качестве присадки. Но при старении масла находящиеся в нем ПАВ теряют свои характеристики, и связанные когда-то ими твердые частички выпадают в осадок. Вот она - коллоидная дестабилизация. Но самое противное, что эти самые ПАВ могут захватывать не только лишь нужные нам порошки. Куда охотнее они цепляются за попавшую в масло воду либо бензин. Специально проведенная проверка показала, что попадание в оба масла 2% бензина либо воды спустя 5 дней приводит к повышению оптической плотности "Ликви Моли" на 9-10 %, "Марли" - на 35-40%. Эти значения не настолько значительны, потому никого пугать не должны, но настораживать...
Наилучшее - Неприятель Неплохого? Неуж-то приобретенные высочайшие проценты понижения трения и износа стопроцентно перечеркиваются негативными последствиями от введения присадок? Не будем торопиться. Оба эталона, невзирая на склонность к расслоению, сертифицированы на соответствие требованиям API и ACEA. При этом соответствуют высшей группе свойства. Это значит, что нужные тесты на движках они прошли, фильтров при всем этом не забили и пугающих кого-то осадков в масляной системе не отложили. Выходит, да здравствуют масла с добавками жестких частиц? Снова спешим... В программке сертификационных испытаний нет тестов с добавлением в масло воды либо бензина. А движки, которыми пользуются европейцы, не очень склонны заливать бензином картер. Так что все-таки делать, брать "необыкновенные" масла либо нет? Ответить на этот вопрос мы хотим предложить читателю без помощи других. Убеждены, посреди вас найдутся и фанаты схожих масел, и их противники. В конечном счете выбор будет зависеть от ваших личных предпочтений и, извините, толщины кошелька.
1. "Ликви Моли МoS2 Лейхтлауф" (Liqui Moly MoS2 Leichtlauf) с добавкой дисульфида молибдена. Полусинтетическое. Спецификация: SAE 10W40; API SJ/CF; ACEA A3-98, B3-98. Стоимость - 180 руб. за литр.
По сопоставлению с "обыденным" масло показало понижение трения на 31,9% и износа на 21% при худшей проникающей возможности и склонности к ранешней агломерации. Лучше четкое соблюдение периодичности подмены.
2. "Марли Блэк Голд Карат" (Marly Black Gold Carat) с добавкой графита. Полусинтетическое. Спецификация: SAE 10W40; API SJ/CF; ACEA A3-98, B3-98. Стоимость - 160 руб. за литр.
По сопоставлению с "обыденным" масло показало понижение износа на 15,8% худшей проникающей возможности и склонности к ранешней агломерации. Лучше четкое соблюдение периодичности подмены. При приближении к концу срока службы поглядывайте на указатель давления масла.
3. "Эльф Компетишн" (Elf Competition STI) без добавок жестких частиц. Полусинтетическое. Спецификация: SAE 10W40; API SJ/CF; ACEA A3-98, B3-98. Стоимость - 145 руб. за литр.
Рядом с "необыкновенными" соперниками достойно защищало честь "обыденных" масел. Без "особых" присадок показало больший износ и коэффициент трения, но при всем этом обладает наилучшей проникающей способностью, НЕ склонно к агломерации либо образованию осадка, НЕ угрожает неприятностями при нарушении периодичности подмены.
Эффективность добавок дисульфида молибдена и графита находится в зависимости от размера их частиц. Очень маленькие частички (1) стопроцентно "проваливаются" во впадины микрорельефа и оказываются неэффективными, позволяя трущимся поверхностям контактировать по своим выступам. Более большие частички (2) эффективнее, но в растворе они наименее размеренны, склонны к образованию осадка. В трансмиссионных маслах, наименее склонных к высокотемпературному окислению, агломерация, либо выпадение "необыкновенных" присадок в осадок, будет наименее видна. Не считая того, тут осадок не вызовет засорения фильтра, как это может произойти в движке. Воздействие размера частиц также обусловит различную эффективность присадок на различных поверхностях: материал, термическая обработка и т.д.
Наша справка
Моторное масло, обычно, состоит из 3-х главных компонент: базисного продукта (так именуемой "базы"), загущающего полимера (загустителя) и пакета присадок. В минеральных маслах в качестве базисного продукта употребляются продукты прямой перегонки нефти. В синтетических - смесь маловязких эфиров и "обычных" по вязкости полиальфаолефинов (ПАО). Полусинтетические масла, обычно, содержат в базисном продукте смесь товаров перегонки и ПАО. В состав 2-ух испытанных "необыкновенных" масел кроме этого добавлены коллоидные смеси (суспензии) мелкодисперсных дисульфида молибдена ("Ликви Моли") и графита ("Марли").