СВОИМ ХОДОМ, НО КУДА?
СВОИМ ХОДОМ, НО КУДА?
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
/МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО
СВОИМ ХОДОМ, НО КУДА?
ТЯЖБА ВОКРУГ РАРИТЕТОВ
ТЕКСТ, ФОТО /ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО
Помню, когда в первый раз пришел с папой в авто отдел Политехнического музея, залы казались мне большими, а от машин дух захватывало. Совершенно как новый "Руссо-Балт", знаменитая "Эмка", армейский ГАЗ-67Б в реальном камуфляже...
Сейчас залы уже не кажутся мне большенными. Напротив, очень тесноватыми, в особенности когда знаешь, что почти все увлекательное не выставлено на обозрение из-за недочета места и хранится в запасниках. Что все-таки до экспонатов, то они как и раньше тревожут - нигде в стране схожей (пусть и маленький), доступной для всеобщего обозрения коллекции нет. Тем паче, что большая часть из их, невзирая на бедность музея, не только лишь поблескивает колченогом и медью, да и способно передвигаться своим ходом (!). Правда, две "звезды" коллекции Политехнического - представительские авто ЗИС-110П и ЗИС-115 - в последнее время могут покинуть музей и уехать в неведомом направлении...
ВЫ ЧЬЕ, СТАРИЧЬЕ?
Само рождение этих машин закутано легендами. Говорят, к примеру, что в самый разгар войны Сталин вызвал директора ЗИСа И. Лихачева и отдал приказ немедля организовать на заводе имени себя создание новых автомобилей бизнес класса. В качестве "эталона для подражания" вождь предложил южноамериканский "Паккард". "Товарищ Сталин, мы можем улучшить!" - здесь же отреагировал директор. "Не нужно лучше, - произнес Иосиф Виссарионович. - Сделайте таковой же!"
Для собственного времени это были суперсовременные авто - ничего подобного наш автопром еще не ведал: независящая подвеска фронтальных колес, цельнометаллический кузов, гидроэлектрические стеклоподъемники, кожаные сидения, действенная система отопления, скорость до 140 км/ч. Было выпущено около 2000 экземпляров таких машин, и они исправно возили различных вождей и "слуг народа" в течение 10-ов лет. Два из их - вэдовый ЗИС-110П и бронированный ЗИС-115, по слухам, сделанные специально для товарища Сталина, в 1985 году ЗИЛ передал на год Политехническому музею (у завода тогда таких машин было семь). Позже контракт был продлен на неопределенный срок...
Когда в 1996 году директор музея доктор Григорян получил письмо от технического директора завода Титова с просьбой снять с машин Ремонт и эксплуатация оборудования (катафоты задних габаритов, стеклоочистители, часы и т. д.), которые-де нужны АМО "ЗИЛ" для подготовки к роли в автомобильном салоне, он от всей души удивился. "Как, а разве авто не часть музейного фонда?" Оказалось, по одним документам два ЗИСа уже издавна числятся на балансе музея, а по другим - только находятся тут на временном хранении, юридически как бы принадлежа ЗИЛу. Правда, тому еще, русскому ПО "ЗИЛ". Любая из сторон считала себя правой. Для начала они обменялись "выстрелами из малого калибра", забросав письмами Министерство культуры и Муниципальную думу. Позже пришла очередь "томных орудий" - ЗИЛ подал на Политехнический музей в трибунал.
КОМУ ОН НУЖЕН, ЭТОТ АНТИКВАРИАТ?
Судебное разбирательство, нужно сказать, было недолгим: арбитр Л. Крайнова сходу установила, что музей с наигрубейшими нарушениями законодательства и без согласия обладателя - ЗИЛа включил авто в муниципальную часть музейного фонда. Соответственно, ущемлены права собственника. Была отклонена и апелляция Политехнического музея.
Итак, раритеты должны быть возвращены легитимному обладателю - АМО "ЗИЛ". Директор Политехнического музея Гурген Григорян, хоть и не спорит с решением суда, но считает, что завод все затеял ради того, чтоб забрать авто и... реализовать их. Ведь еще пару лет вспять на местности ЗИЛа было семь ЗИСов. Куда они делись? Сейчас "спорный" ЗИС-110П, по слухам, единственный сохранившийся в мире экземпляр, а "100 пятнадцатых" в Рф осталось всего два... Чему удивляться: у авто коллекционеров цена схожих раритетов начинается со 100 тыщ. Баксов, естественно.
Главное, чего достигнули руководители музея, - в решении суда записано, что авто ворачиваются заводу, оставаясь при всем этом частью музейного фонда. Другими словами, реализовать их либо просто вывезти за предел без разрешения страны нельзя. Более того, завод должен выставить их для обозрения в собственном музее... Не будем гадать, в самом ли деле ЗИЛ только желал возвратить принадлежащую ему древную технику либо вправду вынашивал планы реализации лимузинов в какую-нибудь личную коллекцию. В таком случае, естественно, решение суда существенно осложнило им жизнь, хотя, наверняка, можно придумать, как обойти закон. Тем паче, когда раритеты окажутся на заводской местности: два ЗИСа почему-либо числятся не в главных фондах завода, а проходят по ведомости... "материалы", кое-где меж амортизаторами и болванками металлическими. А это уже навевает плохие мысли...
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
/МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО
СВОИМ ХОДОМ, НО КУДА?
ТЯЖБА ВОКРУГ РАРИТЕТОВ
ТЕКСТ, ФОТО /ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО
Помню, когда в первый раз пришел с папой в авто отдел Политехнического музея, залы казались мне большими, а от машин дух захватывало. Совершенно как новый "Руссо-Балт", знаменитая "Эмка", армейский ГАЗ-67Б в реальном камуфляже...
Сейчас залы уже не кажутся мне большенными. Напротив, очень тесноватыми, в особенности когда знаешь, что почти все увлекательное не выставлено на обозрение из-за недочета места и хранится в запасниках. Что все-таки до экспонатов, то они как и раньше тревожут - нигде в стране схожей (пусть и маленький), доступной для всеобщего обозрения коллекции нет. Тем паче, что большая часть из их, невзирая на бедность музея, не только лишь поблескивает колченогом и медью, да и способно передвигаться своим ходом (!). Правда, две "звезды" коллекции Политехнического - представительские авто ЗИС-110П и ЗИС-115 - в последнее время могут покинуть музей и уехать в неведомом направлении...
ВЫ ЧЬЕ, СТАРИЧЬЕ?
Само рождение этих машин закутано легендами. Говорят, к примеру, что в самый разгар войны Сталин вызвал директора ЗИСа И. Лихачева и отдал приказ немедля организовать на заводе имени себя создание новых автомобилей бизнес класса. В качестве "эталона для подражания" вождь предложил южноамериканский "Паккард". "Товарищ Сталин, мы можем улучшить!" - здесь же отреагировал директор. "Не нужно лучше, - произнес Иосиф Виссарионович. - Сделайте таковой же!"
Для собственного времени это были суперсовременные авто - ничего подобного наш автопром еще не ведал: независящая подвеска фронтальных колес, цельнометаллический кузов, гидроэлектрические стеклоподъемники, кожаные сидения, действенная система отопления, скорость до 140 км/ч. Было выпущено около 2000 экземпляров таких машин, и они исправно возили различных вождей и "слуг народа" в течение 10-ов лет. Два из их - вэдовый ЗИС-110П и бронированный ЗИС-115, по слухам, сделанные специально для товарища Сталина, в 1985 году ЗИЛ передал на год Политехническому музею (у завода тогда таких машин было семь). Позже контракт был продлен на неопределенный срок...
Когда в 1996 году директор музея доктор Григорян получил письмо от технического директора завода Титова с просьбой снять с машин Ремонт и эксплуатация оборудования (катафоты задних габаритов, стеклоочистители, часы и т. д.), которые-де нужны АМО "ЗИЛ" для подготовки к роли в автомобильном салоне, он от всей души удивился. "Как, а разве авто не часть музейного фонда?" Оказалось, по одним документам два ЗИСа уже издавна числятся на балансе музея, а по другим - только находятся тут на временном хранении, юридически как бы принадлежа ЗИЛу. Правда, тому еще, русскому ПО "ЗИЛ". Любая из сторон считала себя правой. Для начала они обменялись "выстрелами из малого калибра", забросав письмами Министерство культуры и Муниципальную думу. Позже пришла очередь "томных орудий" - ЗИЛ подал на Политехнический музей в трибунал.
КОМУ ОН НУЖЕН, ЭТОТ АНТИКВАРИАТ?
Судебное разбирательство, нужно сказать, было недолгим: арбитр Л. Крайнова сходу установила, что музей с наигрубейшими нарушениями законодательства и без согласия обладателя - ЗИЛа включил авто в муниципальную часть музейного фонда. Соответственно, ущемлены права собственника. Была отклонена и апелляция Политехнического музея.
Итак, раритеты должны быть возвращены легитимному обладателю - АМО "ЗИЛ". Директор Политехнического музея Гурген Григорян, хоть и не спорит с решением суда, но считает, что завод все затеял ради того, чтоб забрать авто и... реализовать их. Ведь еще пару лет вспять на местности ЗИЛа было семь ЗИСов. Куда они делись? Сейчас "спорный" ЗИС-110П, по слухам, единственный сохранившийся в мире экземпляр, а "100 пятнадцатых" в Рф осталось всего два... Чему удивляться: у авто коллекционеров цена схожих раритетов начинается со 100 тыщ. Баксов, естественно.
Главное, чего достигнули руководители музея, - в решении суда записано, что авто ворачиваются заводу, оставаясь при всем этом частью музейного фонда. Другими словами, реализовать их либо просто вывезти за предел без разрешения страны нельзя. Более того, завод должен выставить их для обозрения в собственном музее... Не будем гадать, в самом ли деле ЗИЛ только желал возвратить принадлежащую ему древную технику либо вправду вынашивал планы реализации лимузинов в какую-нибудь личную коллекцию. В таком случае, естественно, решение суда существенно осложнило им жизнь, хотя, наверняка, можно придумать, как обойти закон. Тем паче, когда раритеты окажутся на заводской местности: два ЗИСа почему-либо числятся не в главных фондах завода, а проходят по ведомости... "материалы", кое-где меж амортизаторами и болванками металлическими. А это уже навевает плохие мысли...