УТОПИИ ПРЕСТОНА ТАККЕРА
УТОПИИ ПРЕСТОНА ТАККЕРА
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
/БЫЛОЕ
УТОПИИ ПРЕСТОНА ТАККЕРА
ЭТА Компания,
ВЫПУСТИВ ОКОЛО ПОЛУСОТНИ АВТОМОБИЛЕЙ, ВОШЛА
В ИСТОРИЮ
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ
Пятидесятипятилетие "Таккер корпорейшн" отмечали с размахом. В штаб-квартире компании в Чикаго закатили превосходный банкет. ТВ, радио, газеты наперерыв докладывали об этом событии. С глянцевых портретов в шикарном томе, изданном к этой дате, обширно улыбался главный виновник торжества - основоположник компании Престон Томас Таккер. Многие еще помнили, как в 1947-м он представил 1-ый "Таккер-Торпедо", как под овацию публики его двадцатилетняя дочь Мэрилин открывала шампанское... Престон, который обожал и умел устраивать пышноватые презентации, сейчас был бы доволен.
Приблизительно так могли бы смотреться юбилейные торжества 2001-го, если б история "Таккер корпорейшн" не завершилась крахом через два года после рождения компании.
Год 1946-й был благодатным для американских производителей. За время войны страна истосковалась по новым машинам. С оживших конвейеров сходили легковые авто так именуемого 1942-го модельного года, а на самом деле - машины 1941-го с облегченной отделкой.
Компания "Таккер корпорейшн" появилась как нельзя кстати. Ее основоположник пообещал совершенно скоро изумить неслыханным доныне автомобилем. Перед войной он, получив прибыльные правительственные заказы, занялся созданием вооружения, чуток позднее отхватил приличный пай в фирме, выпускавшей бронекатера. А в 1945-м решил возвратиться к автомобилям.
Приобрести прошлый завод "Додж", где в годы войны производили бомбовозы, и начать проектирование модели "Торпедо" позволили 30 миллионов баксов - выручка за проданные акции плюс кредиты правительства. Таккер умел убеждать кредиторов. Сорокатрехлетний предприниматель ухитрился стать приметной фигурой в авто мире США, хотя до войны ни одно из его начинаний не принесло ни славы, ни барышей.
Путь в большой бизнес Престон начал разносчиком писем в кабинете "Кадиллака". 10 лет прослужил в милиции. Позже вел торговлю "студебекерами", шикарными "пирс-эрроу" и народными "доджами", а еще пробовал сделать выпуск гоночных машин. В 1935-м смог заручиться доверием самого Генри Форда, пообещав за четыре месяца сделать 10 автомобилей, способных неоспоримо побеждать на гоночных трассах. Таккер привлек к проекту известного в ту пору Гарри Миллера - создателя знаменитых Подвескаивных машин.
Дебют в Индианаполисе окончился, но, полным фиаско - 6 наспех испеченных автомобилей не прошли квалификацию, а четыре сошли с дистанции. Миллер тяжело переживал зазорное поражение, раскаиваясь в том, что ввязался в авантюру, но Таккера беда не смутила.
Общение с конструктором-новатором не прошло для него даром. Юные инженеры, нанятые принципиальным менеджером, с жаром взялись за разработку умопомрачительного автомобиля. Движок - шестицилиндровый 150-сильный оппозитник с конкретным впрыском (!) и системой гидропривода клапанов, позволявшей обойтись без обычного распредвала, решили расположить в "корме" (в перспективе желали даже оснастить машину газотурбинным мотором "Капрони"). Заместо коробки на концах коленвала планировали установить гидротрансформаторы, которые приводили бы конкретно ведущие колеса. Водителя решили высадить посредине, для заднего обзора поставить перископ, а зеркало бросить для... считывания показаний устройств, размещенных сзади, ближе к мотору. Не достаточно того, юные инженеры мудрили и над проецированием показаний на ветровое стекло!
Очень непонятно, чтоб чудо-машина, рожденная в мечтах Таккера, стала хотя бы работоспособной, не говоря о большем. Скажем, решив отрешиться от коробки, конструкторы запамятовали о... заднем ходе. Для него требовалось спроектировать отдельное устройство. Все же автомобиль равномерно обретал более-менее реальные очертания. Вертолетный оппозитник "Франклин" (на доводку собственного мотора уже не было времени), четырехступный "автомат", экипаж и приборы на обычных местах. А вот кузов был вправду необычен. Прошлый стилист концерна "Оберн-Корд-Дюзенберг" Алекс Тремулус обогнал живописцев Большой тройки, пришедших к аэрокосмическому дизайну спустя пять-семь лет. Макет "кроили" сходу в металле из довоенного "Олдсмобила". Но "Торпедо" не имел с почетным "олдсом" ничего общего. Таккер предлагал установить в машину ремни! Рекламщики насилу отговорили его от этой затеи. Они считали, что конкретно из-за ремней покупатели посчитают автомобиль опасным.
Для вновь испеченной компании выдумали помпезный, в средневековом стиле герб. Им, а именно, декорировали крышку средней фары - законодательство неких штатов воспрещало "трехглазое" освещение. После пышноватой презентации, где были обнародованы планы выпускать 300 тыщ автомобилей в год, в "Таккер корпорейшн" посыпались заказы. Казалось, слава и достояние - совершенно рядом... Заместо этого Таккеру пришлось защищаться в суде.
Многие, в том числе известный режиссер Фрэнсис Форд Коппола, снявший о судьбе Таккера кинофильм, до сего времени считают, что процесс инспирировали руководители авто концернов, серьезно опасавшиеся настойчивого соперника. Прогуливались слухи, что конкретно "киты" сорвали Таккеру покупку сталелитейного завода и "подогрели" акционеров и правительство, как произнесли бы на данный момент, отлично приготовленной пи-ар кампанией к возбуждению судебного дела.
Процесс продолжался четыре месяца. Таккеру причисляли сокрытие денежных документов, растрату. Вспомнив "Олдсмобил", из которого сделали макет "Торпедо", обвинители утверждали, что покупателям навязывали старенькую машину, выдавая за новейшую. Таккера стопроцентно оправдали, но поднять компанию уже не удалось. Выпустив около 50 автомобилей, она закрылась 9 июля 1948 года.
Престон Томас не опустил руки и не растерял возможности заражать своими смелыми мыслями. В 1951-м он, заручившись поддержкой правительства Бразилии и известного дизайнера, российского эмигранта Алекса (Алексея) Сахновского, пробовал сделать создание легких Подвескаивных родстеров. Но сейчас не хватило средств. Таккер возвратился в Штаты, и в 1956-м скончался от рака легких.
"Таккер корпорейшн" никогда не отметит собственный юбилей. Все же основоположник компании все-же прославился. Его имя живет и в нескольких автомобилях, ставших раритетами, чуть только они сошли с сборочного потока. Престон Таккер, правда, грезил не об этом...
Серийный автомобиль со 160-сильным мотором достигал 193 км/ч.
Престон Томас Таккер
в автомобиле собственной мечты.