Пилюля ДЛЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ
Пилюля ДЛЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ
КОМПАНИИ И РЫНКИ
/ЭКСПЕРТИЗА
Пилюля ДЛЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ
РЕГУЛЯТОРЫ НАПРЯЖЕНИЯ ДЛЯ "САМАРЫ" - Практически Однообразные, НО...
ТЕКСТ / Миша КОЛОДОЧКИН
Если генератор на "Самаре" внезапно "задурил", то вам может пригодиться пилюля. Не себе - для генератора.
Напомним в 2-ух словах, зачем "прописывают" подобные пилюли. Дело в том, что напряжение, вырабатываемое генератором, находится в зависимости от частоты вращения его ротора, силы тока нагрузки и величины магнитного потока. Чем больше частота вращения ротора, тем выше создаваемое генератором напряжение, а чем больше ток нагрузки, тем напряжение меньше. Для его стабилизации на определенном уровне изменяют магнитный поток генератора, управляя током обмотки возбуждения. Конкретно этим и занимаются интегральные регуляторы напряжения (ИРН), они же - "пилюли".
Приобрести "пилюлю" сейчас нетрудно - мы тормознули на волшебном числе семь. Может быть, и наша экспертиза обойдется на этот раз без очевидного брака? Внешний облик "семерки" показан на фото 1-7.
Если предшественник "пилюль" из семейства вибрационных реле-регуляторов и их контактно-транзисторных сородичей были ремонтопригодными, то все обретенные нами - "разовые": не подействовала - покупай новейшую. Исключение составляет только № 4 - щеточный узел изделия выполнен съемным, а поэтому при подабающей сноровке его можно стремительно поменять на аналогичный, если такой имеется под рукою. Очередное конструктивное отличие этой "пилюли" - так именуемый вывод "Б" в виде торчащего наружу провода с клеммой. На него следует подать "плюс" - по другому изделие работать не будет.
Тех, кто хоть какой ценой будет пробовать собрать из нескольких неисправных регуляторов один обычный, отговаривать не станем - досуг бывает различным. Постарайтесь, по последней мере, не перегреть паяльничком пластмассовый корпус "пилюли"... А мы тем временем проверим наши покупки на соответствие требованиям ГОСТов, технических критерий и иных приличных документов. Оценим наружность изделий, измерим уровень регулируемого напряжения, а потом сымитируем несколько аварийных ситуаций. Короткие комменты, как обычно, разместим под подходящим фото, а данные измерений укажем в таблице.
Регулируемое "пилюлями" напряжение определяли неоднократно. Поначалу - при частоте вращения ротора генератора n=4000 об/мин и токе нагрузки 18 А, когда температура среды равнялась 25°С, а емкость аккумуляторной батареи составляла 50, 75 и 100% от номинала. Напряжение должно приравниваться 13,9-14,3 В. Потом задачку усложнили: частоту вращения ротора стали изменять в границах от 2200 до 10 000 об/мин, нагрузку - от 0,3 до 36 А, а температуру - от -20 до +85°С. Напомним, что в этих случаях регулируемое напряжение не должно выходить за границы спектра от 13,5 до 14,6 В. Заодно проверили величину падения напряжения в выходной цепи ИРН - вольтметр должен показать менее 1,3 В.
"Глумились" над изделиями так. Поначалу принудили "попотеть" силовую часть их электрической внутренности: из обычного режима "включился-выключился" загнали ее на предел вероятного. Судите сами: частота вращения ротора - 2200 об/мин, ток нагрузки генератора - 36 А, емкость аккума - всего 40%... В таких критериях ток через обмотку возбуждения генератора должен протекать повсевременно - и так полчаса. Потом испытали изделия на "дуракоустойчивость" и пару 10-ов раз "случаем" отключили "массу" аккума. Во всех правильных пособиях написано, что так делать нельзя, но...
Что обычно делает "чайник", стопроцентно разрядивший собственный аккумулятор и все-же не смогший пустить движок? Верно - он устанавливает под капот исправную батарею соседа, заводит машину, а потом, не глуша движок, снимает чужой аккумулятор и возвращает на место свой... Практически мы сделали то же самое - при токах нагрузки от 10 до 36 А. А "под занавес" попробовали "поиграть" с клеммой "Ш" - это та, что соединена с обмоткой возбуждения генератора через одну из щеток. Токи нагрузки те же, а контакт по нашей милости то появится, то пропадет - и так 17 раз для каждой "пилюли".
Результаты испытаний оказались много лучше, чем ожидалось. Все регуляторы просто "сдружились" с вольтметром и уложились в требуемый спектр стабилизации напряжения. Более того, ни какой-то из них не ужаснулся наших "пыток" - с такими изделиями средний "чайник" может как и раньше не читать книг. Как здесь не вспомнить про магию числа семь...
А для тех, кто любит читать, по секрету сообщим - в требования технических критерий под "пытками" уложились не все! И если изделия № 1, 2, 3 и 7 не запамятовали собственных обязательств даже при выключении "массы", то № 4, 5, 6 при всем этом "дрогнули". Можно ли "упрекнуть" их в этом либо нет - судить читателям. Нам же кажется, что при наличии выбора стоит дать предпочтение тем изделиям, которые вообщем не дали повода усомниться в собственных плюсах. Тем паче, что стоимость всех 7 регуляторов фактически схожа.
361.3702
Изготовитель / ОАО "Автоэлектроника",
Калуга
Маркировка изделия верная: указаны фирменный символ изготовителя, главные характеристики и дата выпуска. "Обыденные" режимы проверки регулятор выдержал нормально, а при "аварийных" показал абсолютное спокойствие, не "шелохнувшись" ни на десятую долю вольта.
Резюме - хорошее изделие.
46.3702
Изготовитель / ОАО "Автоприбор",
Владимир
Не указан ни один из главных характеристик изделия - удивительно. А по "электрике" вопросов нет.
Резюме - все отлично, но ГОСТ по маркировке необходимо уважать.
54.3702
Изготовитель / ООО "АСТРО",
Пенза
К маркировке претензий нет. К профессионализму - тоже.
Резюме - не подведет.
56.3702
Изготовитель / ООО "АСТРО",
Пенза
Маркировка обычная. Вот "хулиганить" с таким изделием не стоит - при "аварийных" отключениях батареи можно чего-нибудть сжечь. Ну и вообщем, для "Самары" торчащий проводок ни к чему.
Резюме - специалист управится, а "чайнику" такое не надо.
61.3702
Изготовитель / компания "Энергомаш",
Калуга
Маркировка претензий не вызывает. При "пытках" немножко вылезло за "рамки приличий", но это не неудача.
Резюме - обычное изделие.
Я212А11
Изготовитель / по-видимому,
компания VTN
Фаворит по "отсутствию" маркировки - не указаны ни характеристики, ни дата производства... Потому даже приклеенный ярлычек VTN доверия не вызывает. В обычных режимах ведет себя отлично, а вот при "аварийных" - привередничает.
Резюме - на безрыбье сойдет, но в целом не понравилось.
Я212А11Е
Изготовитель / по-видимому, СКБ
"Элькор", Нальчик
Характеристики изделия не указаны, но "вещественная часть" - в порядке.
Резюме - до оценки "отлично" не дотянуло.