Или Различное, Или Куколки
Или Различное, Или Куколки
ТЕХНИКА
/Законодательство
Или Различное, Или Куколки
Мальчишки ДЛЯ БИТЬЯ
ТЕКСТ / Миша ГЗОВСКИЙ
...Напряженную тишину испытательного комплекса прорезал звук массивного удара, и уже через несколько мгновений смятый автомобиль застыл на бетонном полу. В считанные секунды самый зрелищный шаг крэш-теста завершен. Сейчас дело за спецами, которым предстоит проанализировать результаты сымитированной аварии... Очень точно оценить пассивную Законодательство автомобиля нереально без роли "подопытных зайчиков", в роли которых выступают особые манекены.
РОЖДЕНИЕ
Как и многие ноу-хау, манекены пришли в авто мир из авиации. Начало было положено скоро после 2-ой мировой войны, когда по заказу ВВС разработали модель для испытаний катапульт.
1-ые авто манекены, которые дебютировали чуток позднее, были просты и напоминали человека только силуэтом. Но эволюция шла быстро. Из неразговорчивых, безучастных кукол, сообщающих о травмах только стертым мелом на "пострадавших" участках, они преобразовывались в сложных ботов, напичканных дорогой электроникой. Реальный прорыв пришелся на 1973 год, когда появились манекены "Гибрид". Они употребляются для передних крэш-тестов и до настоящего времени. Естественно, "модификации" не единственные в собственном роде. Вместе с ними в различных концах света испытатели работают с моделями "Краби", "БиоРид", "Тор" и другими.
ВОСПИТАНИЕ
Более непростая задачка, которую продолжают решать спецы, - вынудить манекен вести себя во время испытаний в точности по-человечески. Антропоморфизм - наделение человечьими качествами - включает имитацию анатомии, рассредотачивание массы тела, повторение углов сгиба суставов, прочности костей и сухожилий по виду и подобию homo sapienc. Учитывается даже упругость кожи! А ведь первенцы ограничивались одним датчиком ускорения в голове.
Современный манекен куда труднее. К примеру, "Гибрид III" (Hybrid III) содержит акселерометры не только лишь в голове, да и шейке, груди, бедрах, коленях... Они все призваны зафиксировать силы и моменты, которые действуют на человека во время аварии, и осознать, как они небезопасны для жизни и здоровья. На самом деле, "Гибрид" представляет собой аналог "темного ящика" - бортового самописца, постоянного атрибута хоть какого современного самолета.
ПОРТРЕТ В ПРОФИЛЬ
В конце 70-х конструкторы озаботились Законодательствою и при боковых ударах, так как их количество лавинообразно росло. Для этих целей манекены "Гибрид" и им подобные подходили плохо. Рождение "ЕвроСида" ознаменовало новый шаг в развитии и производстве подопытных кукол. При его разработке спецы сконцентрировались на детализированной проработке корпуса манекена: каждое ребро "ЕвроСида" снабжено отдельными датчиками и гидравликой, так что найти степень деформации грудной клеточки и нагрузку на тот либо другой участок тела можно очень точно. "ЕвроСид" уже вовсю употребляют при проведении тестов EuroNCAP (ЗР, 2001, № 5), программка которых с недавнешних пор включает боковой удар.
СЕМЕРО ПО ЛАВКАМ
Скоро тесты станут еще больше серьезными и неоднозначными, потому уже на данный момент многие компании идут на полшага впереди, перекрывая имеющиеся требования. К примеру, разработаны разные модели как манекенов-мужчин, так и дам, в каких учтены физиологические особенности различных полов. Сначала различия касаются массы. Если отдельные мужчины племени "Гибрид" весят под 120 кг, то представительницы слабенького пола - от 50 кг. Все почаще появляется вопрос о безопасности пешеходов. Уже разработаны и выпускаются особенные куколки, которым уготована унылая судьба - месяц за месяцем попадать под колеса машин...
Но все таки самая животрепещущая на сей день тема - детская. Как безопаснее возить малыша: в особом кресле либо без? Как лучше устанавливать детское сидение - по ходу движения либо напротив? На эти вопросы помогают ответить целые группы манекенов-детей: они имитируют детей в возрасте 3-х, 6 лет и 12-летних подростков. Вместе с детсадовцами в семье появились полуторагодовалые и годовалые малыши, нашлось место даже для шестимесячных "грудничков"!
АТТЕСТАТ ЗРЕЛОСТИ
Чтоб добыть достоверную информацию, манекен должен работать с точностью швейцарского хронографа, без права на ошибку - ведь подготовка теста стоит не один десяток тыщ баксов. Потому в особенности несет ответственность процедура калибровки. Перед каждым ударом манекен разбирают на главные узлы. Сначала испытанию подвергают голову, потом к голове монтируют шейку и посылают на последующий тест. Так, путешествуя от 1-го щита к другому, манекен равномерно приобретает законченный, цельный вид. В общей трудности куколка проходит более 9 тестов, до того как ее допускают к крэш-тесту.
Бывает, в процессе калибровок выясняется, что та либо другая деталь не удовлетворяет нормативам. Тогда приходится заказывать новые комплектующие, а это ой как дорого! К примеру, набор ребер выдерживает, обычно, менее 10 тестов, а позже будьте разлюбезны раскошелиться на 3000 баксов! Но эта цифра блекнет перед подменой манекена в сборе, стоимость которого добивается 220 000 баксов. Добавьте сюда сложные калибровочные стенды, видео- и фотооборудование, способное снимать до нескольких сотен кадров за секунду, системы поддержания локального климата в лабораториях - и станет ясно, сколь недешево обходятся приобретенные при тестах данные.
Вобщем, стоимость людской жизни определяется другими категориями...
НАША СПРАВКА
Исследования в области пассивной безопасности ведут и в Рф. К примеру, в распоряжение профессионалов Дмитровского полигона (НИЦИАМТ) не так давно поступил современный комплекс с калибровочным и измерительным оборудованием. Проведены 1-ые тесты с внедрением новейших манекенов "Гибрид III". К будущему в 2003 году ужесточению правил сертификации автомобилей в Дмитрове готовы. Кроме переднего удара, в новейшей, более серьезной методике предусмотрен боковой крэш-тест, специально для которого уже куплен манекен "ЕвроСид".
Более 30 датчиков "Гибрида III" посылают сведения по 100 информационным каналам с частотой до 20 000 раз за секунду.
Подготовка к тесту просит полной разборки манекена.
"ЕвроСиду", который испытывает авто на боковой удар, руки не необходимы.
Калибровка начинается с теста головы, в процессе которого ее "роняют" с высоты в полуметра на железную плиту.