ПОРТРЕТ НА ФОНЕ Хозяев
ПОРТРЕТ НА ФОНЕ Хозяев
АНКЕТА
ПОРТРЕТ НА ФОНЕ Хозяев
Вешнее шоссе свободно. Только время от времени проносящиеся встречные добавляют в кровь толику адреналина. Впереди замаячила другая машина - и вот педаль акселератора нажата до упора, из-под капота раздается басистый рокот потревоженного мотора... Догоним ли? Либо движок, вяло чихнув, откажется набирать обороты? Либо, чего хорошего, вообщем заглохнет? Может быть, такая картина появлялась перед очами директора хоть какого автозавода. Политэкономические правила движения издавна поменялись, но авто ветвь по инерции продолжает собственный путь. В ту ли сторону? Кто-то уже в тупике. Другие все еще мчатся куда-то, оставляя "на позже" подмену изношенного оборудования. Кто оценит эти усилия? Должен бы - потребитель. И он, отгороженный от заокеанских соблазнов рачительной рукою страны, вправду покупает российские машины. Только счастлив ли он? Либо хотя бы удовлетворен?
Редакцию "За рулем" также заинтересовывают эти вопросы, и она пару лет вспять начала анкетирование читателей. Как вы понимаете, на последнюю анкету было получено 36 тыщ ответов. В прошедшем номере (1997, № 4) мы дали их лаконичный обзор - прямо скажем, малоутешительный для нашего автопрома. Тут продолжим знакомить вас с воззрением "коллективного разума" большого отряда коллег-автомобилистов.
Сосредоточим внимание на 6 часто встречающихся марках: АЗЛК (сейчас АО "Москвич"), ВАЗ, ГАЗ, ЗАЗ, ИЖ и УАЗ, а "вне зачета", для сопоставления, приведем и данные импортных машин. Для удобства мы привели характеристики в общую форму - как в соревнованиях, где, сложив все оценки и разделив их на число арбитров, получают некоторый "средний балл". Нужно сказать, балл и впрямь оказался очень "средним" - поточнее, как гласили когда-то в школах, "средним": ни один завод ни по одной позиции не получил даже "четверки"! Выходит, как в поговорке: "Посредственность - то, что по средствам". По, в общем-то, ограниченным средствам большинства автомобилистов. Подтверждения? Пожалуйста: только половина из опрошенных смогла приобрести новые авто, другие наслаждались старыми (см. диаграмму 1)!
И те, и другие обзавелись машинами, естественно, чтоб ездить. Анкета содержала четыре "ездовых" вопроса, с которых и начнем (см. таблицу 1). Определение более комфортных автомобилей никаких проблем не вызвало - это, конечно, "волги" с баллом 3,37. Аутсайдер тоже очевиден - УАЗ (2,45). Поведение на дороге у всех приблизительно идиентично (3,6) - не считая ИЖей (3,32), которые, и об этом не раз писал наш журнальчик, в неких режимах движения недостаточно устойчивы. Шасси этих машин родом из 60-х, и оно плохо адаптировано к современным скоростям. А вот более маневренным читатели считают... ЗАЗ (3,67). Заметим, что у занявшего последнее место УАЗа (3,18) радиус поворота практически таковой же. Любопытно, что все-таки отодвинуло "козлика" на последнее место - "негабаритная" ширина, неважный обзор (вспять - вообщем нулевой) либо, что более возможно, тяжеленный руль, грезящий об усилителе? С эластичностью УАЗу тоже не подфартило - предпоследнее место (3,13, последнее, и заслуженно, у АЗЛК, ИЖа и ЗАЗа - 3,0). Видимо, само понятие эластичности мотора еще не прижилось в лексиконе водителей, потому "допотопные", как любит гласить один неизменный создатель ЗР (более точно было бы "времен хрущевской оттепели"), моторы "Волги" (3,23) и УАЗа проиграли "жигулевскому" (3,4).
Работает движок ВАЗа (см. таблицу 2) тоже в среднем лучше, чем у других "соискателей", - оценка 3,68. Умопомрачительно, но на втором месте ИЖ (3,56). Как понятно, отлично собранный уфимский мотор доживает без заморочек до 200 тыщ км пробега. Если рукастый обладатель, купив машину, здесь же разберет и соберет (отлично!) движок - тот сумеет работать и работать на удовлетворенность автомобилисту. Удивительно только, что на машинах АЗЛК таковой мотор служит приметно ужаснее (3,44).
ВАЗы - как выяснилось, достаточно хорошие машины. У их обычное рулевое (3,55), тормоза (3,70), а о коробки с "нескончаемой" (в недавнешние годы) коробкой и беспроблемным (тогда же, но память об этом еще живая) задним мостом можно даже не упоминать (3,59). Ближний преследователь - ГАЗ, только в "управляющем" зачете он пропустил вперед АЗЛК (3,47). Зато у последнего - самая наилучшая задняя подвеска (3,88, кстати, очень высочайший балл). ГАЗ и тут на втором месте, правда, с огромным отрывом - 3,57. Передняя подвеска у всех машин, судя по ответам, ужаснее, чем задняя - это несложно осознать: ведь в ней намного больше деталей, требующих внимания водителя. И числа подтверждают неизбывное рвение к простоте: на первом месте... шкворневая подвеска "Волги" (3,39). Возможно, цельная опора на рессорах была бы еще больше презентабельна, и только непростой фронтальный привод помешал УАЗу занять 1-ое место в этой, как молвят, номинации.
Расходные материалы для российских машин можно поделить на две группы. 1-ая - масла, фильтры и колодки, как и для забугорных. 2-ая - различные Ремонт и эксплуатация и запчасти, поглощаемые возлюбленным транПодвесканым средством с завидным аппетитом. Этот аппетит почти во всем находится в зависимости от свойства сборки машины (см. таблицу 3). Тут на первом месте ВАЗ (3,49), а вот на втором - внезапно - ИЖ (3,29). Замыкающим снова стал УАЗ (3,01). Схожая картина с качеством расцветки кузовов: ВАЗ - 3,30, УАЗ - 2,78. Как красят вездеходы для армии, разъяснять, видимо, не надо. Кстати, 2-ое место по качеству расцветки делят ГАЗ и ЗАЗ - 3,18.
Еще ужаснее - просто отвратно - обстоят дела с коррозионной стойкостью кузовов. ГАЗ, единственный из всех, с натяжкой получил "троечку" (3,01), другие еще меньше, и последний - все тот же УАЗ - 2,51. Это полностью соответствует ежедневному опыту - внедорожники российского производства заржавевают поразительно стремительно, даже резвее, чем "москвичи" с АЗЛК (2,71). Таким положением могут быть довольны разве что торговцы противокоррозионных составов.
Но вот машине потребовался ремонт. Поначалу, естественно, запчасти. Практически везде и практически на "четверку" (3,95 балла) оценивают автомобилисты снабжение "жигулевскими" деталями. Это, кстати, более высочайший балл во всем нашем исследовании. С остальными марками тоже не очень плохо, не считая "незалежного" ЗАЗа - 2,61. Фаворит в удобстве обслуживания - ГАЗ, а "Запорожец" (речь в главном конкретно о нем, а не о "Таврии") и тут отстающий - 3,06.
Не все обладатели еще освоили способности авторемонта. Что ж, обращаться на 100? Был в нашей анкете и таковой вопрос. Ответом послужило... молчание. От 25 (ВАЗ) до 41 (ГАЗ), и даже 60 (УАЗ) процентов наших респондентов не пользуются услугами станций (см. диаграмму 2)! Удивительно, но из числа тех, кто к "официальным" мастерам все таки обращается, лучшее воспоминание о их конкретно у хозяев "волг" и УАЗов - средняя оценка приблизительно 3,2-3,3 балла.
Если вы заглянули в колонку, где приведены оценки импортных машин, поневоле загрустите: фактически по всем показателям - "четверки", на балл выше, чем у российских машин. Разве что подвески подкачали - слабоваты они для наших дорог, потому АЗЛК может праздновать свою маленькую победу в зачете "задние подвески". А еще наши машины, естественно, лучше пичкают запчастями - только импортная машина ЗАЗ в этом им уступает. Последнему феномину нелегко отыскать разъяснение - разве что, Ремонт и эксплуатация к "запорожцам" приходится находить намного почаще.
Остается вычислить общие оценки для 6 наших "соискателей". Лучшую, как и ожидалось, заслужил ВАЗ - 3,55 (диаграмма 3). Впритирку за ним следует ГАЗ - 3,49. Третье место делят УАЗ и АЗЛК - 3,33, дальше - ИЖ (3,27) и ЗАЗ (3,12). Не удовлетворившись только этой констатацией, мы проверили, вправду ли эти машины настолько "удовлетворительны". Для этого перечли в процентное отношение ответ на вопрос о подмене автомобиля (см. диаграмму 4). Выясняется, что 60% сторонников ВАЗа хотят и в предстоящем иметь дело со "собственной" маркой. Так же поступят 50% хозяев "волг" и УАЗов. "Москвич" и ИЖ сохранят менее трети поклонников. А ЗАЗу скоро, возможно, придется трудновато - всего 15% водителей "запорожцев" собираются приобрести "таврии". Рассчитывать этому заводу, по последней мере в Рф, остается лишь на новичков в авто мире.
Вы сможете опешиться: как, ведь все машины заслужили в наилучшем случае твердую "троечку" - брать их снова? Логика ординарна: наши читатели - реалисты и не грезят о несбыточном, рассчитывая в главном на продукцию родного автопрома. А насчет оценок... Что все-таки, видимо, российские фабрики работают под девизом: "Удовлетворись удовлетворительным".
Редакция
Диаграмма 1. Сравнительный объем рынка новых и старых машин.
Диаграмма 2. Толика хозяев, которые не пользуются услугами 100.
Диаграмма 3. Общая оценка автомобилей.
Диаграмма 4. Толика хозяев, которые вновь приобрели бы автомобиль той же марки.