О ПРИСАДКЕ - С ПРИСТРАСТИЕМ
О ПРИСАДКЕ - С ПРИСТРАСТИЕМ
РЫНОК
ЭКСПЕРТИЗА
О ПРИСАДКЕ - С ПРИСТРАСТИЕМ
Можно ли сделать лучше моторное масло?
Александр БУДКИН
Сейчас навряд ли найдется автомобилист, который ничего не слышал о различных присадках, созданных для добавки в горючее либо масло. Производители таких присадок обещают нам иногда настолько высочайший эффект от их внедрения, что ни в притче сказать, ни бульдозером убрать. Но производители моторных масел очень скептически относятся ко всяким попыткам "улучшения" их товарной продукции - мол, лукавство все это, отличному маслу ничего не надо. Кто из их поближе к правде - те, кто предлагает сделать собственному движку подарок, либо те, кто гласит "не пей, козленочком станешь"?
Мы решили провести экспертизу известной присадки и начать собственный рассказ о "подкапотной химии" с этого определенного примера.
ЧТО И КАК ИСПЫТЫВАЛИ
Задачка хоть какой присадки - сделать лучше один либо сходу несколько характеристик масла. Есть присадки, которые увеличивают моющие либо диспергирующие характеристики масла, понижают его коррозионную активность, уменьшают утраты на трение либо износ (это не одно и то же), наращивают индекс вязкости масла и т. д. Практически во всех случаях попытка сделать лучше одни характеристики сопровождается пусть даже малозначительным, но ухудшением других. Вопрос только в том, что улучшений должно быть больше, чем ухудшений.
Выбирая химию для теста, мы тормознули на присадке STP 4-cylinder Oil Treatment ("Присадка к маслу для 4-цилиндровых движков") американской компании STP. Она создана для движков с пробегом более 50 тыс. км и, по данным компании, должна расширять температурный спектр работы масла, наращивать его высокотемпературную вязкость, облагораживать диспергирующие характеристики (способность масла к растворению товаров собственного окисления и частиц нагара), также облагораживать работу пар трения.
Остается избрать масло. Мы решили тормознуть на минеральном масле группы свойства SG - конкретно на нем испытывала присадку сама компания (опыт проводился на "таксистах" в Нью-Йорке). Не считая того, выбранное нами масло должно находиться в перечне препаратов, рекомендованных ВАЗом для внедрения на "жигулях" и "самарах". При всем этом лучше, чтоб опыты проводились на масле известной компании. Беря во внимание все перечисленные требования, пришлось ради чистоты опыта раскошелиться на масло Castrol GTX со последующими чертами: вязкость по SAE - 15W40, класс свойства по API - SG/CD.
Комплекс испытаний, которые должно пройти незапятнанное масло и масло с присадкой, предстояло найти спецам 25-го ГосНИИ МО РФ. С одной стороны, нужно проверить обещания компании, с другой - выработать практические советы по применению схожих присадок.
В тесте использовались способы лабораторной оценки: они позволяют проверить главные эксплуатационные характеристики, не прибегая к долгим и трудозатратным испытаниям на движке. К примеру, многие характеристики масла можно найти после его ускоренного каталитического окисления в течение 3-х часов при температуре 230°С. Не считая того, проводились тесты на установке, моделирующей поведение масла (с присадкой и без нее) в движке: тут определялось количество отложений на поршне. И в конце концов, для проверки антифрикционных и противоизносных параметров проводились опыты на специальной машине трения.
РЕЗУЛЬТАТЫ
1-ый из контролируемых характеристик - кинематическая вязкость масла при 100°С. Так как присадка создана для движков с пробегом выше 50 тыс. км, повышение высокотемпературной вязкости на 16% - один из числа тех результатов, ради которого присадка и применяется. Но при всем этом растет и низкотемпературная вязкость (2-ой показатель в таблице). В нашем случае она возросла на 8,8%. В конечном итоге температурный спектр работы масла возрос. Об этом свидетельствует 3-ий показатель - класс вязкости по SAE. Начальное масло SAE 15W40 после прибавления в него присадки перевоплотился в SAE 15W50. Тут следует обмолвиться: увеличение вязкости масла для старенького мотора, естественно, нужно, но до определенного предела. Многие спецы склоняются к тому, что масло с высокотемпературной вязкостью "50" применимо только для очень очень изношенных российских движков. Для слабо- либо среднеизношенных выше "40" лучше не использовать.
4-ый показатель в таблице - изменение вязкости при окислении. В любом масле при его старении протекают два параллельных процесса: окисление масляной базы, приводящее к повышению вязкости, и одновременное разрушение загущающих присадок, ведущее к понижению вязкости. В базисном масле два этих процесса уравновешивают друг дружку, потому при окислении незапятнанного масла его вязкость не поменялась. Добавив присадку, мы прирастили в масле "дозу" загустителей, и сейчас два обозначенных эффекта уже не компенсируют друг дружку. Вывод: по мере срабатывания масла с присадкой вязкостные характеристики равномерно ворачиваются в начальное состояние (состояние масла без присадки). Схожий итог полностью закономерен и гласит только о том, что главные законы физики и химии никто пока не отменял.
5-ый показатель - утрата массы свинцового эталона - охарактеризовывает коррозионную активность масла. Из таблицы видно, что введение присадки повысило коррозионную активность вдвое - вот обратная сторона медали. Но, по утверждению профессионалов, проводивших тесты, даже в два раза завышенный показатель остается пока на неопасном для мотора уровне. Небезопасной считается утрата свинцовым прототипом 10 мг массы, а в нашем случае эта утрата составила 4 мг.
6-ой показатель - оптическая плотность - косвенно охарактеризовывает качество масла: чем он ниже, тем лучше. Увеличение оптической плотности на 14% еще не гласит об ухудшении масла, но уже принуждает осторожнее относиться к лишней концентрации присадки. Если сказано производителем добавлять 10% от полного количества масла, означает, столько и необходимо добавлять. Тут конкретно тот случай, когда "кашу маслом" можно иПодвескаить.
Седьмой показатель - способность масла растворять продукты собственного окисления. В протоколе испытаний этот параметр значился как отношение оптических плотностей, определяемых на голубом и красноватом светофильтрах. Вот поэтому физическая размерность у параметра отсутствует. Повышение этого показателя на 14,1% свидетельствует об улучшении возможности растворять продукты окисления, по другому говоря, о возможности масла длительное время "не темнеть". Показатель этот очень важен - масло способно длительно сохранять высочайшие эксплуатационные характеристики.
Последующий показатель в таблице - способность масла растворять посторонние загрязнения - очень близок по смыслу к предшествующему. Ведь маслу вправду приходится растворять внутри себя не только лишь продукты собственного окисления, да и частички нагара, и продукты неполного сгорания горючего, попадающие в масло. Этот показатель при добавлении присадки усугубляется на 4%.
Два последних из упомянутых выше характеристик охарактеризовывают так именуемые диспергирующие характеристики масла. Сравнение 4-процентного ухудшения 1-го из их с 14-процентным улучшением другого позволяет гласить об общем улучшении диспергирующих параметров, но с обмолвкой, что маленький проигрыш по одной из 2-ух составляющих нами все-же найден.
Девятый и десятый характеристики охарактеризовывают работу масла в парах трения (так именуемые трибологические характеристики). Износ эталона из стали, разумеется, определяет противоизносные характеристики масла, и тут эффективность присадки оказалась наивысшей - 28,6%. 2-ой из этих 2-ух характеристик - прирост температуры в зоне трения - также улучшился, и очень приметно - на 22,7%. Он косвенно охарактеризовывает величину коэффициента трения: чем меньше температура в зоне трения, тем меньше утраты на трение. Как следует, применение присадки позволит понизить утраты, а означает, и расход горючего, правда, не на 22,7%, а на 2-3% при полной мощности мотора либо 3-5% на холостом ходу.
Но самый главный факт в таблицу не попал: если присадку добавлять в свежее масло, то к моменту выработки его ресурса количество отложений на поршне будет таким же, как и при работе на чистом масле, но вот в случае, когда присадка добавляется в отработавшее масло, чего по аннотации производителя делать нельзя, ситуация изменяется: отработавшее масло с только-только добавленной присадкой на 70% наращивает число отложений на поршне по сопоставлению с отработавшим маслом без присадки. Вывод: присадку необходимо добавлять в масло при его подмене либо на первых 2-ух тыщах км. В данном случае она даст полезный эффект и не вызовет губительных последствий. Если же вы добавите присадку в масло после 8-10 тыс. км пробега, то тем не только лишь ничего не выиграете, а, напротив, иПодвескаите и без того уже выработавшее ресурс масло. Разъясняется это просто: пока масло свежее, оно просто растворяет внутри себя все составляющие добавляемой присадки, а отработав огромную часть положенного срока, теряет многие свои способности и уже не в состоянии "впитать" в себя ничего "излишнего".
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ
Всякое лечущее средство, в особенности сильнодействующее, не только лишь вылечивает, да и дает побочный эффект. Есть он и при использовании присадок. Результаты нашей экспертизы посодействовали выработать некие полезные советы для тех, кто отважится на применение присадки: не доливайте ее в масло, прошедшее более 2-3 тыс. км; всегда точно соблюдайте дозу; будьте аккуратны при использовании присадок, повышающих вязкость масла (на флаконе с таковой присадкой в тексте пролетит слово viscosity - вязкость). Такие присадки не следует доливать в масла с цифрой "50" в индексе вязкости (к примеру, SAE 20W50) и, может быть, даже в "сороковые" (SAE 15W40). Имейте в виду, что эффект от внедрения присадки тем выше, чем дешевле масло, но "ощутить" его, сидя за рулем, мягко говоря, тяжело: никакая присадка не сумеет перевоплотить "Жигули" в "Mercedes".
И еще: все вышеупомянутое относится к определенной присадке. Не беремся утверждать, что действие других будет таким же.
Редакция благодарит
25-й ГосНИИ МО РФ
за помощь в подготовке материала.
РЫНОК
ЭКСПЕРТИЗА
О ПРИСАДКЕ - С ПРИСТРАСТИЕМ
Можно ли сделать лучше моторное масло?
Александр БУДКИН
Сейчас навряд ли найдется автомобилист, который ничего не слышал о различных присадках, созданных для добавки в горючее либо масло. Производители таких присадок обещают нам иногда настолько высочайший эффект от их внедрения, что ни в притче сказать, ни бульдозером убрать. Но производители моторных масел очень скептически относятся ко всяким попыткам "улучшения" их товарной продукции - мол, лукавство все это, отличному маслу ничего не надо. Кто из их поближе к правде - те, кто предлагает сделать собственному движку подарок, либо те, кто гласит "не пей, козленочком станешь"?
Мы решили провести экспертизу известной присадки и начать собственный рассказ о "подкапотной химии" с этого определенного примера.
ЧТО И КАК ИСПЫТЫВАЛИ
Задачка хоть какой присадки - сделать лучше один либо сходу несколько характеристик масла. Есть присадки, которые увеличивают моющие либо диспергирующие характеристики масла, понижают его коррозионную активность, уменьшают утраты на трение либо износ (это не одно и то же), наращивают индекс вязкости масла и т. д. Практически во всех случаях попытка сделать лучше одни характеристики сопровождается пусть даже малозначительным, но ухудшением других. Вопрос только в том, что улучшений должно быть больше, чем ухудшений.
Выбирая химию для теста, мы тормознули на присадке STP 4-cylinder Oil Treatment ("Присадка к маслу для 4-цилиндровых движков") американской компании STP. Она создана для движков с пробегом более 50 тыс. км и, по данным компании, должна расширять температурный спектр работы масла, наращивать его высокотемпературную вязкость, облагораживать диспергирующие характеристики (способность масла к растворению товаров собственного окисления и частиц нагара), также облагораживать работу пар трения.
Остается избрать масло. Мы решили тормознуть на минеральном масле группы свойства SG - конкретно на нем испытывала присадку сама компания (опыт проводился на "таксистах" в Нью-Йорке). Не считая того, выбранное нами масло должно находиться в перечне препаратов, рекомендованных ВАЗом для внедрения на "жигулях" и "самарах". При всем этом лучше, чтоб опыты проводились на масле известной компании. Беря во внимание все перечисленные требования, пришлось ради чистоты опыта раскошелиться на масло Castrol GTX со последующими чертами: вязкость по SAE - 15W40, класс свойства по API - SG/CD.
Комплекс испытаний, которые должно пройти незапятнанное масло и масло с присадкой, предстояло найти спецам 25-го ГосНИИ МО РФ. С одной стороны, нужно проверить обещания компании, с другой - выработать практические советы по применению схожих присадок.
В тесте использовались способы лабораторной оценки: они позволяют проверить главные эксплуатационные характеристики, не прибегая к долгим и трудозатратным испытаниям на движке. К примеру, многие характеристики масла можно найти после его ускоренного каталитического окисления в течение 3-х часов при температуре 230°С. Не считая того, проводились тесты на установке, моделирующей поведение масла (с присадкой и без нее) в движке: тут определялось количество отложений на поршне. И в конце концов, для проверки антифрикционных и противоизносных параметров проводились опыты на специальной машине трения.
РЕЗУЛЬТАТЫ
1-ый из контролируемых характеристик - кинематическая вязкость масла при 100°С. Так как присадка создана для движков с пробегом выше 50 тыс. км, повышение высокотемпературной вязкости на 16% - один из числа тех результатов, ради которого присадка и применяется. Но при всем этом растет и низкотемпературная вязкость (2-ой показатель в таблице). В нашем случае она возросла на 8,8%. В конечном итоге температурный спектр работы масла возрос. Об этом свидетельствует 3-ий показатель - класс вязкости по SAE. Начальное масло SAE 15W40 после прибавления в него присадки перевоплотился в SAE 15W50. Тут следует обмолвиться: увеличение вязкости масла для старенького мотора, естественно, нужно, но до определенного предела. Многие спецы склоняются к тому, что масло с высокотемпературной вязкостью "50" применимо только для очень очень изношенных российских движков. Для слабо- либо среднеизношенных выше "40" лучше не использовать.
4-ый показатель в таблице - изменение вязкости при окислении. В любом масле при его старении протекают два параллельных процесса: окисление масляной базы, приводящее к повышению вязкости, и одновременное разрушение загущающих присадок, ведущее к понижению вязкости. В базисном масле два этих процесса уравновешивают друг дружку, потому при окислении незапятнанного масла его вязкость не поменялась. Добавив присадку, мы прирастили в масле "дозу" загустителей, и сейчас два обозначенных эффекта уже не компенсируют друг дружку. Вывод: по мере срабатывания масла с присадкой вязкостные характеристики равномерно ворачиваются в начальное состояние (состояние масла без присадки). Схожий итог полностью закономерен и гласит только о том, что главные законы физики и химии никто пока не отменял.
5-ый показатель - утрата массы свинцового эталона - охарактеризовывает коррозионную активность масла. Из таблицы видно, что введение присадки повысило коррозионную активность вдвое - вот обратная сторона медали. Но, по утверждению профессионалов, проводивших тесты, даже в два раза завышенный показатель остается пока на неопасном для мотора уровне. Небезопасной считается утрата свинцовым прототипом 10 мг массы, а в нашем случае эта утрата составила 4 мг.
6-ой показатель - оптическая плотность - косвенно охарактеризовывает качество масла: чем он ниже, тем лучше. Увеличение оптической плотности на 14% еще не гласит об ухудшении масла, но уже принуждает осторожнее относиться к лишней концентрации присадки. Если сказано производителем добавлять 10% от полного количества масла, означает, столько и необходимо добавлять. Тут конкретно тот случай, когда "кашу маслом" можно иПодвескаить.
Седьмой показатель - способность масла растворять продукты собственного окисления. В протоколе испытаний этот параметр значился как отношение оптических плотностей, определяемых на голубом и красноватом светофильтрах. Вот поэтому физическая размерность у параметра отсутствует. Повышение этого показателя на 14,1% свидетельствует об улучшении возможности растворять продукты окисления, по другому говоря, о возможности масла длительное время "не темнеть". Показатель этот очень важен - масло способно длительно сохранять высочайшие эксплуатационные характеристики.
Последующий показатель в таблице - способность масла растворять посторонние загрязнения - очень близок по смыслу к предшествующему. Ведь маслу вправду приходится растворять внутри себя не только лишь продукты собственного окисления, да и частички нагара, и продукты неполного сгорания горючего, попадающие в масло. Этот показатель при добавлении присадки усугубляется на 4%.
Два последних из упомянутых выше характеристик охарактеризовывают так именуемые диспергирующие характеристики масла. Сравнение 4-процентного ухудшения 1-го из их с 14-процентным улучшением другого позволяет гласить об общем улучшении диспергирующих параметров, но с обмолвкой, что маленький проигрыш по одной из 2-ух составляющих нами все-же найден.
Девятый и десятый характеристики охарактеризовывают работу масла в парах трения (так именуемые трибологические характеристики). Износ эталона из стали, разумеется, определяет противоизносные характеристики масла, и тут эффективность присадки оказалась наивысшей - 28,6%. 2-ой из этих 2-ух характеристик - прирост температуры в зоне трения - также улучшился, и очень приметно - на 22,7%. Он косвенно охарактеризовывает величину коэффициента трения: чем меньше температура в зоне трения, тем меньше утраты на трение. Как следует, применение присадки позволит понизить утраты, а означает, и расход горючего, правда, не на 22,7%, а на 2-3% при полной мощности мотора либо 3-5% на холостом ходу.
Но самый главный факт в таблицу не попал: если присадку добавлять в свежее масло, то к моменту выработки его ресурса количество отложений на поршне будет таким же, как и при работе на чистом масле, но вот в случае, когда присадка добавляется в отработавшее масло, чего по аннотации производителя делать нельзя, ситуация изменяется: отработавшее масло с только-только добавленной присадкой на 70% наращивает число отложений на поршне по сопоставлению с отработавшим маслом без присадки. Вывод: присадку необходимо добавлять в масло при его подмене либо на первых 2-ух тыщах км. В данном случае она даст полезный эффект и не вызовет губительных последствий. Если же вы добавите присадку в масло после 8-10 тыс. км пробега, то тем не только лишь ничего не выиграете, а, напротив, иПодвескаите и без того уже выработавшее ресурс масло. Разъясняется это просто: пока масло свежее, оно просто растворяет внутри себя все составляющие добавляемой присадки, а отработав огромную часть положенного срока, теряет многие свои способности и уже не в состоянии "впитать" в себя ничего "излишнего".
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ
Всякое лечущее средство, в особенности сильнодействующее, не только лишь вылечивает, да и дает побочный эффект. Есть он и при использовании присадок. Результаты нашей экспертизы посодействовали выработать некие полезные советы для тех, кто отважится на применение присадки: не доливайте ее в масло, прошедшее более 2-3 тыс. км; всегда точно соблюдайте дозу; будьте аккуратны при использовании присадок, повышающих вязкость масла (на флаконе с таковой присадкой в тексте пролетит слово viscosity - вязкость). Такие присадки не следует доливать в масла с цифрой "50" в индексе вязкости (к примеру, SAE 20W50) и, может быть, даже в "сороковые" (SAE 15W40). Имейте в виду, что эффект от внедрения присадки тем выше, чем дешевле масло, но "ощутить" его, сидя за рулем, мягко говоря, тяжело: никакая присадка не сумеет перевоплотить "Жигули" в "Mercedes".
И еще: все вышеупомянутое относится к определенной присадке. Не беремся утверждать, что действие других будет таким же.
Редакция благодарит
25-й ГосНИИ МО РФ
за помощь в подготовке материала.