ПРОЦЕССУ НЕ ПОМЕХА
ПРОЦЕССУ НЕ ПОМЕХА
РЫНОК
ЭКСПЕРТИЗА
ПРОЦЕССУ НЕ ПОМЕХА
Новый прибор на штатном щитке - не излишний ли?
Миша КОЛОДОЧКИН. Фото Сергея Иванова
Отлично, когда работой спрятанных под капотом породистых лошадок управляет настолько же породистая и надежная электроника. При пуске мотора не нужно топтать педаль акселератора и закрывать-открывать воздушную заслонку, а на ходу - прислушиваться к детонационным позвякиваниям в моторе... Если очень охото приобщиться к микропроцессорной технике, оставаясь при всем этом бедным обладателем "Жигулей", такую возможность вам предоставят описанные ниже приборы.
Пред нами два изделия (см. фото): цифровой авто микропроцессор Multitronics-DD5 ("Мультитроникс") и микропроцессорный автоиндикатор Explorer Ex-70z ("Эксплорер"). 1-ое изделие выпускает столичная компания MULTITRONICS Co.,Ltd. 2-ое, судя по огромному количеству ошибок в английском тексте на коробке, тоже "нашенское" (прямых упоминаний о производителе найти не удалось).
Оба прибора предусмотрены не для управления какими-либо системами, а только для пассивного контроля таких характеристик, как частота вращения коленчатого вала, напряжение бортовой сети и угол замкнутого состояния контактов (УЗСК), также для измерения времени. "Мультитроникс" можно ставить куда угодно, благо он рассчитан на моторы с числом цилиндров от 2 до 8, также на систему со статическим рассредотачиванием зажигания. А вот "Эксплорер" в этом смысле еще примитивнее: подавай ему четыре цилиндра с одной катушкой зажигания - и все...
Главные свойства устройств приведены в таблице. Терминология разработчиков сохранена.
Воспользоваться "Мультитрониксом" и "Эксплорером" сумеют даже самые рьяные противники всяких электрических "наворотов", так как на живучести автомобиля их присутствие никак не скажется. Но будет ли от их настоящая полезность?
Цена каждого из устройств на момент покупки составляла в различных торговых точках от 160 до 250 рублей, при всем этом "Мультитроникс" всюду был несколько дороже. Это приблизительно в два раза больше, чем обширно всераспространенные электрические тахометры-вольтметры типа ТХ-310. Итак, что получит тот, кто согласен расстаться с обозначенной суммой?
Начнем, как обычно, с внешнего облика. "Мультитроникс" еще миниатюрнее не только лишь собственного собрата, да и упомянутых тахометров-вольтметров. Аннотация советует располагать его конкретно на фронтальной части приборной панели. Крепится он на "липучках", что позволяет упрятать его от любознательных взоров. Управление - всего одной кнопкой. Из прибора выходит длиннющий четырехпроводный жгут. Кстати, на задней стене прибора есть отверстие, за которым укрыта кнопка сброса. Аннотация предписывает воспользоваться ей при первом подключении, также после снятия-установки аккума и т. п.
"Эксплорер" - это увеличенный вариант все такого же тахометра-вольтметра. Крепится на клейкую подушечку (она на донышке прибора). Дизайн - простецкий. Вверху есть четыре кнопки, поверх которых приклеена табличка-шпаргалка. (Любопытно, как ею воспользоваться при движении?) Сзади выходит темный жгут, плавненько переходящий приблизительно через полуметра в пластмассовую деталь - "согласующий блок", из которой торчат три проводочка: два совершенно коротких и один подлиннее. С установкой будут трудности, так как "согласующий блок" просто так из салона под капот не протащить. Придется удлинять провода...
У первого прибора в жгуте на один провод больше. Это разъясняется различной "идеологией" разработчиков. В первом случае провода следует подключить до и после замка зажигания, также к катушке зажигания и на "корпус". Во 2-м случае подключаться после замка не надо, так как через одну минутку после отключения мотора прибор должен автоматом перейти в дежурный режим и отключить энергоемкий индикатор.
Оба прибора могут определять время. 1-ый предлагает нам таймер на 9 часов 59 минут, также часы с точностью хода 7 с в день. 2-ой сулит нам секундомер, который через 59 минут 59 секунд после запуска автоматом перебегает в режим счета "часы/минутки" со сбросом на нуль через день. С часами дело обстоит хитрее. Их точность ±15 с в день, но предусмотрена возможность корректировки хода. Для этого необходимо замерить "уход" часов за 10-20 суток, подсчитать по предлагаемой методике коэффициент корректировки и ввести в прибор его значение. Если у вас хватит на это терпения, то точность хода должна возрасти до 1секунды в день.
Измерение УЗСК тем и другим прибором особенных проблем не предсказывает. (Вобщем, "Эксплорер" почему-либо согласен заниматься этим только при частоте вращения менее 3500 об/мин). С вольтметром тоже все ясно. А вот с тахометром - не совершенно... Вчитываемся в аннотации. "Мультитроникс" обещает нам индикацию числа оборотов на четырехразрядном мониторе с точностью 10 об/мин. Это значит, что последней высвечиваемой цифрой всегда будет нуль. В "Эксплорере" до 1500 об/мин точность составляет те же 10 об/мин, при этом на трехразрядном мониторе, а после 1500 - 50 об/мин. При всем этом прибор обнуляет последнюю цифру, оставляя в нашем распоряжении всего два разряда.
Поначалу испытали приборы в лабораторных критериях. В режиме вольтметра "Мультитроникс" и "Эксплорер" показали себя отлично, обеспечивая в спектре от 7 до 17 В реальную точность ±0,1В. Единственную ошибку они выдали при напряжении питания 7 В, техническими чертами не предусмотренном. Что ж, напряжение приборы определять могут. Кстати, 1-ый прибор имеет экран с красноватым свечением, а 2-ой - с зеленоватым. Сейчас проверим работу в режиме тахометра, подавая на входы микропроцессоров сигналы с примерного генератора, имитирующего работу прерывателя. Контроль - электрическим частотомером. Проверку проводим в полосе частот от 15,5 до 330 Гц, что соответствует изменению частоты вращения коленвала от 465 до 9900 об/мин.
"Мультитроникс" с задачей совладал. 1-ые три числа монитора представляли разыскиваемые обороты без всяких округлений результата во всем спектре конфигурации частоты входного сигнала. Несколько подпортили воспоминание показания прибора на 6000 и 7500 об/мин, да и в данном случае фактическая ошибка составила всего только 2,5%. Точность хорошая, но для чего же было указывать в паПодвескае 10 об/мин?
"Эксплорер" смотрелся скромнее, так как после полутора тыщ оборотов почему-либо округлял показания до "сотен" заместо обещанных 50 об/мин. Наибольшая ошибка составила при всем этом 4,8%.
При резком изменении частоты оба прибора "раздумывали" приблизительно секунду, успевая высветить одно промежуточное значение. Если честно, это малость раздражает...
Инспектировать на щите работу таймеров и часов мы не стали, так как их настоящая точность все равно проявится исключительно в эксплуатации - зависимо от конфигураций напряжения и температуры. То же относится к величине угла замкнутого состояния контактов, представляющей энтузиазм только для автомобилей с контактной системой зажигания.
Управление режимами работы осуществляется одной кнопкой на "Мультитрониксе" и композицией из 4 кнопок на "Эксплорере". 1-ый вариант очевидно удобнее и безопаснее, так как пробы заглянуть на ходу в шпаргалку и нащупать потом нужные кнопки могут окончиться в придорожном кювете.
Яркость монитора в "Мультитрониксе" регулируется автоматом. Это комфортно, но, к огорчению, не позволяет отключить индикацию совершенно. Потому при ночной езде вероятны неудобства... "Эксплорер" обустроен кнопкой управления яркостью, на которой специально для английской части населения Рф написано "Bright". Если вам получится найти в мгле эту кнопку, то экран погаснет.
Пора ставить приборы на авто. Основное тут - протащить жгут из салона в подкапотное место. "Мультитроникс" протиснулся без особенных проблем, но тоненькие проводочки, торчащие из жгута, пришлось малость нарастить. "Эксплорер" "удлинили" заблаговременно.
В целом воспоминание от обоих изделий таково: пред нами не просто очередные побрякушки, а истинные приборы, превосходящие по точности штатное оборудование автомобиля, в том числе аналоговые вольтметры и тахометры. Но среднее оформление тотчас способно превзойти собой хорошую электрическую начинку.
Главные Свойства Авто Микропроцессоров
Multitronics-DD5
Предназначение
Прибор работает со всеми типами систем электромеханического и электрического зажигания, с одной либо 2-мя катушками зажигания, включая систему с октан-корректором. Режимы работы: цифровое измерение оборотов для 2-, 4-, 5-, 6- и 8-цилиндровых движков; контроль напряжения бортовой сети автомобиля; определение УЗСК для систем с механическим прерывателем; часы; таймер
Напряжение питания
+8...+16 В
Спектр измерения
Тахометр - от 300 до 9990 об/мин; вольтметр - от +8 до +16 В; УЗСК - от 0 до 90°
Погрешности измерения
Тахометр - ±10 об/мин; вольтметр - ±0,1 В; УЗСК - ±1°; время - ±7 с в день
Потребляемый ток
В рабочем режиме - менее 100 мА; при выключенном зажигании - менее 12 мА
Входное сопротивление, кОм
Нет данных
Спектр рабочих температур, °C
Нет данных
Дополнительные способности
Автоматическая регулировка яркости монитора; последовательное переключение
режимов одной кнопкой и индикацией наименования режима; легкосъемная конструкция, позволяющая скрывать прибор от наружного наблюдения
Стоимость, руб. 200
Explorer Ex-70z
Предназначение
Оперативный контроль за основными узлами автомобиля с 4-тактным 4-цилиндровым карбюраторным движком. Режимы работы: тахометр; вольтметр; часы с цифровой корректировкой точности хода; секундомер с промежным стартом; измерение УЗСК
Напряжение питания
+8,5...+16 В
Спектр измерения
Тахометр - от 100 до 8000 об/мин; вольтметр - от +8,5 до +16 В; УЗСК - от 10 до 80°
Погрешности измерения
Тахометр - в спектре до 1500 об/мин - ±10 об/мин,
в спектре выше 1500 об/мин - ± 50 об/мин; вольтметр - ±0,2 В; УЗСК - ±1°;
время с корректировкой - ±1 секунда в день
Потребляемый ток
В рабочем режиме - менее 250 мА; в дежурном режиме - менее 35 мА
Входное сопротивление, кОм
Более 50
Спектр рабочих температур, °C
-25...+60°
Дополнительные способности
Возможность конфигурации яркости свечения индикаторов; автоматический переход
в дежурный режим: через 1 минутку после отключения мотора
отключается индикация
Стоимость, руб. 180
Плюсы
"Мультитроникс-DD5". Малые габариты, применимая стоимость, высочайшая точность измерений, управление одной кнопкой, возможность установки фактически на любые авто, легкосъемная конструкция.
"Эксплорер Ex-70z". Применимая стоимость, хорошая точность измерений, возможность отключить экран, часы с подстройкой точности хода.
Минусы
"Мультитроникс-DD5". Невозможность отключения монитора, неправильно составленные технические свойства (не указан спектр рабочих температур, завышена настоящая точность тахометра).
"Эксплорер Ex-70z". Неопрятно изготовленный корпус, наличие согласующего блока, неловкие органы управления, ограниченное применение, не указана фирма.