ЭКИПАЖ МАШИНЫ БОЕВОЙ
ЭКИПАЖ МАШИНЫ БОЕВОЙ
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
ПАМЯТЬ
ЭКИПАЖ МАШИНЫ БОЕВОЙ
Другие школьники уже путаются в вопросе, кто с кем вел войну
50 годов назад. А леса и болота к западу от Москвы до сего времени хранят следы забываемой войны.
Сергей КАНУННИКОВ. Фото Сергея Иванова
В доперестроечные времена под патронажем комсомола было скооперировано много групп, которые вели поиск и раскопки на местах боев Величавой Российскей - тогда эту деятельность называли военно-патриотической. Поисковики пробовали установить имена погибших, останки узнаваемых и неведомых боец достойно предавали земле. Попутно находили, реставрировали, сохраняли военные машины.
Одна из таких групп - "Экипаж" - появилась в 1982 году. Управляющим ее стал автомобилист по образованию Сергей Растений. Сейчас в "арсенале" "Экипажа" - целая коллекция боевой техники, которой гордились бы многие музеи мира. Работа длится, став подлинным делом жизни. Энциклопедия грузовых автомобилей, вобщем, приходится зарабатывать самим. Малость помогают студии, оплачивая "прокат" восстановленной техники. По бедности все восстановительные работы ребята, самым младшим из которых - четырнадцать, вели на открытой площадке, где нет ни воды, ни электричества. Сейчас даже на захоронение останков погибших средств не допросишься, что уж там техника...
В Калужской области из-под воды подняли британский танк "МК-IIА Матильда III". Эти машины выпускали в 1938-1942 годах и поставляли в Красноватую Армию. Поисковики оживили двадцатипятитонную громаду - заработали даже оба мотора (общей мощностью 190 л.с.). На Валдае нашли легкий танк LT-38 производства Чехословакии. Машина после войны стояла в личном сарае (!), поэтому и сохранилась в чудесном состоянии.
Отыскали десантную самоходную установку АСУ-57 послевоенных лет, разработанную в КБ Н. Астрова. Не считая серийного эталона, нашелся макет: историки молвят, что таких выстроили всего четыре.
Отреставрировали германский полугусеничный бронетранПодвескаер "Ганомаг-251/D" с восьмицилиндровым "воздушником" "Татра". Он сегодня на полном ходу, "одет" в форму вермахта - пятнистый камуфляж с белоснежными тактическими знаками. Посреди российских машин, сохраненных "Экипажем", - ГАЗ-67Б, полуторка ГАЗ-АА с боевыми, наскоро залатанными еще во время войны ранами, пара ЗИС-150 1948-1950 годов, ЗИС-151 1949 года с реактивной ракетной установкой...
Несколько 10-ов лет простоял под Мурманском редкий грузовик - армейский трехосный "Шевроле-С60Х". На кабине сохранились германские знаки, на месте водителя - истлевшая русская форма... Такие "chevrolet" по ленд-лизу нам не поставляли. Выпускали их в Канаде и высылали, а именно, в английскую армию. Летом 1940-го под Дюнкерком, во время эвакуации союзников в Англию, много автомобилей, и в числе их, может быть, этот "Chevrolet", попало в руки германцев. Остается только гадать, где и когда грузовик вновь "перебежал фронт", но разумеется, что он послужил и на нашей стороне.
"Chevrolet" предстоит восстанавливать. А поисковиков ожидает место смерти более 10-ка наших танков. На Псковщине вынули из болота уникальный
Т-34-76 ранешних лет выпуска. Еще одну "тридцатьчетверку", затонувшую в
1943-м, не так давно подняли со дна озера в пригороде Москвы.
В Музее Величавой Российскей войны на Поклонной горе стоят несколько единиц техники, переданной "Экипажем". Отношение к машинам у музея типичное - из "Матильды" и LT-38 выкинули полностью работоспособные агрегаты, даже движки. Может, страшатся, что в сегодняшнее беспокойное время кто-либо угонит танки?
...И все таки 9 мая на стоянке "Экипажа" будет людно. Ведь благодаря, в том числе, поисковикам, даже самое юное поколение помнит эту дату.
С деньком Победы, поздравляем!
Последняя находка "Экипажа" - "тридцатьчетверка", пролежавшая в болоте более полвека.
Британская "Матильда".
Легкий чехословацкий танк LT-38.
Германский "Ганомаг" в полной боевой готовности.