СЛОВО - ЮРИСТУ
СЛОВО - ЮРИСТУ
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
СЛОВО - ЮРИСТУ
На вопросы читателей отвечает юрист журнальчика "За рулем" Сергей ВОЛГИН. Вопросы ему вы сможете задать письменно либо по телефону (095) 208-55-81 (раз в день с 15 до 18 часов, не считая субботы и воскресенья) либо E-mail: ur@zr.ru.
Шофер снегоуборочного автомобиля случаем повредил телефонный кабель. Директор компании, занимающейся уборкой снега, отказался возмещать вред, мотивируя тем, что происшедшее не является дорожно-транПодвесканым происшествием и, так как повреждено наше имущество, мы должны были оформить повреждение кабеля в присутствии их представителя. Что делать?
Саратовская область Н. Сергеев
Сначала, утверждение директора о том, что произошедшее не является дорожно-транПодвесканым происшествием, ошибочно. Статья 2 Закона "О безопасности дорожного движения" от 10.12.95 № 195-ФЗ квалифицирует ДТП как "событие, возникшее в процессе движения по дороге транПодвесканого средства и с его ролью, при котором погибли либо ранены Различное, повреждены транПодвесканые средства, сооружения, грузы или причинен другой вещественный вред". Другими словами, хоть какое причинение вреда здоровью либо имуществу, вызванное передвигающимся транПодвесканым средством, считается дорожно-транПодвесканым происшествием.
Правила дорожного движения требуют от водителей (п. 2.5), причастных к ДТП, "немедля приостановить (не трогать с места) транПодвесканое средство. По мере надобности освобождения проезжей части зафиксировать в присутствии очевидцев положение транПодвесканого средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все вероятные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия; сказать о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса свидетелей и ждать прибытия служащих милиции". Как следует, оформлять это ДТП должны были не вы, а шофер снегоуборочного автомобиля. Как видно из письма, ни одно из этих требований ПДД им выполнено не было. Кстати, деяния водителя могут быть квалифицированы по ст. 165 КоАП и повлечь наказание прямо до ареста на 15 суток.
Сейчас о возмещении вреда. Сначала катастрофу нужно зафиксировать. Если компания отрешается это сделать, то вы сами сможете вызвать на место служащих ГИБДД и оформить происшествие. После вынесения ГИБДД решения о виновности водителя обращайтесь в трибунал с требованием о возмещении вреда. Совместно с тем, даже если шофер и не будет повинет, с обладателя автомобиля (компании) все равно можно востребовать возмещения вреда как с "обладателя источника завышенной угрозы". В согласовании со ст. 1079 ГК РФ обладатели источников завышенной угрозы несут ответственность независимо от собственной вины.
Я живу в Ростове-на-Дону. Не так давно в местной газете прошла информация, что, если транПодвесканое средство не было представлено на техосмотр в течение 3 лет, его автоматом снимают с учета. Так ли это?
Ростов-на-Дону П. Николаенко
Нет, не так. В Приказе МВД РФ № 624 от 26.11.96 № 624 "О порядке регистрации транПодвесканых средств" снятие с учета предвидено только по заявлению собственников (представителей собственников), в случае утилизации транПодвесканых средств или по решению суда. Непредставление на каждогодний муниципальный технический осмотр не может служить основанием для снятия машины с учета в принудительном порядке.
Мой автомобиль застрахован. Пока я был неделю в командировке, машину угнали. В страховом возмещении мне отказали, мотивировав тем, что я был должен сказать об угоне в течение 24 часов. Правомерен ли отказ?
Ростовская область О. Николаев
Действующим законодательством установлено, что при пришествии страхового варианта страхователь (лицо, застраховавшее свое имущество) должен сказать об этом страховщику (страховой фирме) в сроки, обсужденные контрактом страхования. Невыполнение этой обязанности может послужить основанием для отказа в выплате страховой суммы.
Но по закону обязанность докладывать о страховом случае появляется, только когда страхователю "стало понятно о пришествии страхового варианта", а не конкретно при самом пришествии действия.
Применительно к вашему случаю - как вы узнали об угоне, в течение 24 часов должны были сказать об этом в страховую компанию. Если вы так и поступили, то отказ в выплате возмещения неправомерен и можно обжаловать его в суде.
Кстати, не считая обязанности докладывать о пришествии страхового варианта, на вас могут быть возложены и другие обязанности, оговариваемые в договоре (ст. 939 ГК РФ). Обычно, заместо заключения контракта страховая компания часто просто выдает клиентам страховые полисы. В таком случае она должна ознакомить клиента с правилами страхования, утвержденными самой компанией. В этих правилах и оговариваются взаимные обязанности сторон (ст. 943 ГК РФ).
Мне, гражданину Казахстана, пришлось срочно ехать в Россию . На посту ГИБДД под Самарой я был остановлен инспектором. "Права" мои изъяли в Казахстане (за нарушение ПДД), и я предъявил временное разрешение. Все же инспектор "арестовал" автомобиль, направив его на штрафстоянку. Почему? Ведь я же "иноземец".
Казахстан А. Иванов
Инспектор прав. Дело в том, что, пересекая границу РФ, вы автоматом становитесь участником интернационального движения. Русские ПДД (коим вы должны подчиняться на местности РФ) в п. 2 требуют от водителей, участвующих в международном движении, иметь при для себя "права", надлежащие требованиям интернациональной Конвенции. С государственными "правами" Казахстана вы сможете ездить по Рф в течение полугода. Вы же предъявили государственный внутриведомственный документ, не соответственный ни Конвенции "О дорожном движении", ни русским законам. Вот поэтому инспектор расценил отсутствие водительского удостоверения как то, что вы не имеете права управлять транПодвесканым средством. Как следует, у него были основания, предусмотренные ст. 245 КоАП, для задержания вашего автомобиля.
ГИБДД нашей области просит регистрировать у себя рукописные доверенности на право управления автомобилем. Правомерны ли ее деяния?
Омская область С. Ватаров
Неправомерны. Понятие доверенности закреплено в ст. 185 ГК РФ. Никакой регистрации доверенностей на право управления транПодвескаными средствами штатское законодательство не просит. Так же, как не нужно эти доверенности заверять нотариально. Для того, чтоб обязать водителей регистрировать доверенности в ГИБДД либо кое-где еще, нужно заносить конфигурации в ГК РФ. А поменять кодекс можно только Федеральным законом.
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
СЛОВО - ЮРИСТУ
На вопросы читателей отвечает юрист журнальчика "За рулем" Сергей ВОЛГИН. Вопросы ему вы сможете задать письменно либо по телефону (095) 208-55-81 (раз в день с 15 до 18 часов, не считая субботы и воскресенья) либо E-mail: ur@zr.ru.
Шофер снегоуборочного автомобиля случаем повредил телефонный кабель. Директор компании, занимающейся уборкой снега, отказался возмещать вред, мотивируя тем, что происшедшее не является дорожно-транПодвесканым происшествием и, так как повреждено наше имущество, мы должны были оформить повреждение кабеля в присутствии их представителя. Что делать?
Саратовская область Н. Сергеев
Сначала, утверждение директора о том, что произошедшее не является дорожно-транПодвесканым происшествием, ошибочно. Статья 2 Закона "О безопасности дорожного движения" от 10.12.95 № 195-ФЗ квалифицирует ДТП как "событие, возникшее в процессе движения по дороге транПодвесканого средства и с его ролью, при котором погибли либо ранены Различное, повреждены транПодвесканые средства, сооружения, грузы или причинен другой вещественный вред". Другими словами, хоть какое причинение вреда здоровью либо имуществу, вызванное передвигающимся транПодвесканым средством, считается дорожно-транПодвесканым происшествием.
Правила дорожного движения требуют от водителей (п. 2.5), причастных к ДТП, "немедля приостановить (не трогать с места) транПодвесканое средство. По мере надобности освобождения проезжей части зафиксировать в присутствии очевидцев положение транПодвесканого средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все вероятные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия; сказать о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса свидетелей и ждать прибытия служащих милиции". Как следует, оформлять это ДТП должны были не вы, а шофер снегоуборочного автомобиля. Как видно из письма, ни одно из этих требований ПДД им выполнено не было. Кстати, деяния водителя могут быть квалифицированы по ст. 165 КоАП и повлечь наказание прямо до ареста на 15 суток.
Сейчас о возмещении вреда. Сначала катастрофу нужно зафиксировать. Если компания отрешается это сделать, то вы сами сможете вызвать на место служащих ГИБДД и оформить происшествие. После вынесения ГИБДД решения о виновности водителя обращайтесь в трибунал с требованием о возмещении вреда. Совместно с тем, даже если шофер и не будет повинет, с обладателя автомобиля (компании) все равно можно востребовать возмещения вреда как с "обладателя источника завышенной угрозы". В согласовании со ст. 1079 ГК РФ обладатели источников завышенной угрозы несут ответственность независимо от собственной вины.
Я живу в Ростове-на-Дону. Не так давно в местной газете прошла информация, что, если транПодвесканое средство не было представлено на техосмотр в течение 3 лет, его автоматом снимают с учета. Так ли это?
Ростов-на-Дону П. Николаенко
Нет, не так. В Приказе МВД РФ № 624 от 26.11.96 № 624 "О порядке регистрации транПодвесканых средств" снятие с учета предвидено только по заявлению собственников (представителей собственников), в случае утилизации транПодвесканых средств или по решению суда. Непредставление на каждогодний муниципальный технический осмотр не может служить основанием для снятия машины с учета в принудительном порядке.
Мой автомобиль застрахован. Пока я был неделю в командировке, машину угнали. В страховом возмещении мне отказали, мотивировав тем, что я был должен сказать об угоне в течение 24 часов. Правомерен ли отказ?
Ростовская область О. Николаев
Действующим законодательством установлено, что при пришествии страхового варианта страхователь (лицо, застраховавшее свое имущество) должен сказать об этом страховщику (страховой фирме) в сроки, обсужденные контрактом страхования. Невыполнение этой обязанности может послужить основанием для отказа в выплате страховой суммы.
Но по закону обязанность докладывать о страховом случае появляется, только когда страхователю "стало понятно о пришествии страхового варианта", а не конкретно при самом пришествии действия.
Применительно к вашему случаю - как вы узнали об угоне, в течение 24 часов должны были сказать об этом в страховую компанию. Если вы так и поступили, то отказ в выплате возмещения неправомерен и можно обжаловать его в суде.
Кстати, не считая обязанности докладывать о пришествии страхового варианта, на вас могут быть возложены и другие обязанности, оговариваемые в договоре (ст. 939 ГК РФ). Обычно, заместо заключения контракта страховая компания часто просто выдает клиентам страховые полисы. В таком случае она должна ознакомить клиента с правилами страхования, утвержденными самой компанией. В этих правилах и оговариваются взаимные обязанности сторон (ст. 943 ГК РФ).
Мне, гражданину Казахстана, пришлось срочно ехать в Россию . На посту ГИБДД под Самарой я был остановлен инспектором. "Права" мои изъяли в Казахстане (за нарушение ПДД), и я предъявил временное разрешение. Все же инспектор "арестовал" автомобиль, направив его на штрафстоянку. Почему? Ведь я же "иноземец".
Казахстан А. Иванов
Инспектор прав. Дело в том, что, пересекая границу РФ, вы автоматом становитесь участником интернационального движения. Русские ПДД (коим вы должны подчиняться на местности РФ) в п. 2 требуют от водителей, участвующих в международном движении, иметь при для себя "права", надлежащие требованиям интернациональной Конвенции. С государственными "правами" Казахстана вы сможете ездить по Рф в течение полугода. Вы же предъявили государственный внутриведомственный документ, не соответственный ни Конвенции "О дорожном движении", ни русским законам. Вот поэтому инспектор расценил отсутствие водительского удостоверения как то, что вы не имеете права управлять транПодвесканым средством. Как следует, у него были основания, предусмотренные ст. 245 КоАП, для задержания вашего автомобиля.
ГИБДД нашей области просит регистрировать у себя рукописные доверенности на право управления автомобилем. Правомерны ли ее деяния?
Омская область С. Ватаров
Неправомерны. Понятие доверенности закреплено в ст. 185 ГК РФ. Никакой регистрации доверенностей на право управления транПодвескаными средствами штатское законодательство не просит. Так же, как не нужно эти доверенности заверять нотариально. Для того, чтоб обязать водителей регистрировать доверенности в ГИБДД либо кое-где еще, нужно заносить конфигурации в ГК РФ. А поменять кодекс можно только Федеральным законом.