ДОЕХАЛИ ДО БЕРЛИНА
ДОЕХАЛИ ДО БЕРЛИНА
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
9 МАЯ - Денек ПОБЕДЫ
ДОЕХАЛИ ДО БЕРЛИНА
О помощи союзников воевавшей Стране Советов заговорили сравнимо не так давно. Вспоминает свидетель и участник тех событий, ветеран Величавой Российскей войны.
Владимир ТАБАКОВ
Фото из архива Л. Шугурова
КАЖДЫЙ ГРУЗОВИК НА СЧЕТУ
Перед войной в газете "Правда" раз в день печатали сводку "Выпуск автомобилей". На последней полосе в правой колонке: Горьковский автозавод - 400 (420), Столичный - 200 (220). Помню: приблизительно 600 грузовых машин в денек.
Война востребовала тыщи и тыщи автомобилей - сотки тыщ! У германцев их было с излишком, а у нас... До авто державы Русский Альянс и в мирное-то время не дотягивал, а с началом боевых действий, отступая, мы лишились большей части авто парка армии. Ну и фабрики в это время не достаточно помогали: столичный уже в июле 1941-го эвакуировался - трехтонки поступать практически закончили, Горьковскому было тяжело. Любая машина, даже плохонькая, была на счету. Шофер расписывался за нее и отвечал головой, не имея права кинуть, что бы ни случилось. Даже пришедший в негодность автомобиль списать было нельзя. Компаньон, воевавший в артиллерийских частях, говорил: чтоб сделать это, приходилось составлять фиктивный акт о том, что машина типо уничтожена прямым попаданием.
Автомобилей чертовски не хватало. К примеру, наша 351-я стрелковая дивизия в декабре 1941-го прибыла на фронт без единой машины! Боеприпасы, продовольствие, людей в Красноватой Армии перевозили если не по стальной дороге, то на лошадях. Что грузы - артиллерия была в главном на конной тяге.
В августе 1942 года Черчилль предложил Сталину поставлять больше танков. Ответ был: "Не нужно. Наша индустрия производит их две тыщи за месяц. Давайте больше грузовиков"...
Америкосы в это время начали работать на авто заводах в три смены. Они дали само мало три четверти автомобилей, предоставленных союзниками.
ДЖУЛЬФА Русская,
МАШИНЫ - Южноамериканские
Сентябрь 1943-го. После харьковского окружения, донской эпопеи, Сталинграда, Старенькой Руссы и Дорогобужа я получил предназначение в военную приемку на иранской границе. Встречаем машины американской помощи. "Промежный" авто склад № 403 занимает плоскогорье севернее пограничного поселка Джульфа Русская. Малость поднимаясь к горам, оно отлично просматривалось с юга, даже с иранского берега. Авто устанавливали по-военному ровненькими, четкими рядами. Отсюда их перегоняли во Владикавказ, а позже, по стальной дороге, на фронт. В кузовах - медикаменты, теплая одежка, запчасти для автомобилей и - тушенка, тушенка. Та, свиная, популярная, пожалуй, каждому бойцу и труженику тыла под шутливым заглавием "2-ой фронт".
Машины идут к нам колоннами через Иран с Персидского залива: 400, 500, 600 раз в день. Помню, как в Джульфу прибыло в один денек 1000 автомобилей! Число рядов на складе росло. К концу 1943 года их было уже тяжело сосчитать. Все плоскогорье почернело от грузовиков. В это время на перевалах Военно-Грузинской дороги начались снежные заносы, перегонять машины стало тяжело.
И вдруг Джульфа ожила, загудела. Появились дополнительные перегонные батальоны, питание и... два мягеньких вагона начальства из Управления тыла Красноватой Армии. К концу марта склад практически опустел. Что посодействовало? Поведали: америкосы с иранской стороны сфотографировали забитое машинами плоскогорье, снимок выслали президенту Рузвельту. Тот - с укоризненной припиской - Сталину. Подействовало!
ВЫРУЧИЛ...
Как-то капитан Айзенбанд, начальник колонны, поведал историю. По дороге с Персидского залива в Джульфу случилось ЧП: грузовик "Chevrolet" из его колонны столкнулся с военным "Студебекером" янки. Полицейский оглядел место происшествия, развел руками и объявил капитану: "Ничего не могу поделать, ваш шофер повинет!" Янки, шофер "Студебекера", тоже произнес: "Ваш ехал некорректно". Верно - некорректно, а машина разбита, что делать? Недалеко оказался южноамериканский лагерь. Оттуда приехал их капитан - и то же самое: "Сожалею, но повинет ваш шофер, посодействовать не могу". Трагедия! Айзенбанд попробовал разъяснить: "Вы - капитан, и я - капитан. Машина нужна фронту... У меня будут проблемы".
Янки что-то буркнул, пожал руку нашему и укатил. Колонна стоит, Айзенбанд не знает, как быть, с грустью глядит в сторону южноамериканского кэмпа... Вдруг лицезреет облачко пыли. Поближе, поближе - и возникает новый "Chevrolet", в точности как разбитый, только не защитного цвета, а ярко-зеленый. Шофер спрашивает, где российский капитан. Подходит: "Вот, капитан повелел передать вам эту машину". И, не успел Айзенбанд ничего сообразить, как подошедший кран зацепил, потащил пострадавшую. Оформить передачу актом не удалось - янки даже не сообразил, чего от него желают: ему командир отдал приказ, он выполнил, какие еще бумаги!
"ВИЛЛИСЫ", "СТУДЕБЕКЕРЫ" И "КАТЮШИ"
Да, вэдовые "Chevrolet" были неплохи, как и таковой же, 4х4, "Додж 3/4" и, естественно, "Виллис", превосходный командирско-разведывательный автомобиль. Но владыкой фронтовых дорог был "Студебекер". В особенности - вэдовый, 6х6. Они даже пушки таскали! Поступали и две модели, похожие на него: Джи-Эм-Си и "Интернешнл". Его все называли "Интернационал". Эти три машины шли с колесной формулой 6х6 и 6х4. Именитые "катюши" устанавливали на их! Для фронтовых перевозок годились и бортовые "форды", и "доджи". Их было много. Заместо обычных нашему водителю 2-ух рычагов переключения передач и ручника - на вэдовых машинах было четыре, даже 5. Дополнительные - фронтального ведущего моста, понижающей передачи. Да еще рычаг лебедки. И на всех - непривычные щитки со обилием устройств - "как на самолете". Зато заместо ключа зажигания на щитке слева был встроен обычный рычаг. Как комфортно!
А меня, инженера, потрясло еще вот что. По ленд-лизу совместно с машинами приходили и ящики с запасными частями. Много-много. На каждом - упаковочный лист с перечислением содержимого. И еще - толковые, отлично иллюстрированные пособия по ремонту и эксплуатации (правда, на британском). Когда, спустя годы после войны, мне пришлось чинить движок "Chevrolet", на складе нашлись полные комплекты деталей с каталогами! Такое обилие за мои два 10-ка "авто" лет я увидел в первый раз.
ДОРОГА МУЖЕСТВА
Авто, приобретенные по ленд-лизу, доставались нелегко. При перегонке такового огромного количества грузовиков преодолевали величавые трудности. Путь в две тыщи км от Персидского залива до границы с Русским Союзом проходил через весь Иран, отчасти - по горному серпантину, дорогам без твердого покрытия, узеньким и небезопасным. Для бесперебойной переправки машин потребовалось 15 тыщ шоферов! Где их взять в отсталом и нищем Иране? Готовили всех желающих, независимо от "сословия" и грамотности. Было надо обеспечить и дорожную техно службу, и мед помощь, и питание. Посредине пути, в Тегеране, организовали неплохую базу. Но главное, что требовалось, - надежная охрана. Колонну возглавлял офицер, аккомпанировали два сержанта с овчарками. Преследовавшие караван банды нападали на ползущую ввысь по склону машину, вытряхивали водителя, а ее саму сбрасывали в ущелье. Их целью было содержимое кузова - те же ящики с тушенкой, медикаментами, одежкой. Добыв таким макаром "продукт", иранцы продавали его на рынке, а то и бессовестно предлагали нам за Энциклопедия грузовых автомобилей запчасти.
...Авто - и южноамериканские, и английские (их "остинов", "бедфордов" было меньше, поступали через Мурманск) - очень помогали на войне. Выручали. Массивные, надежные, нетребовательные. Они участвовали в последнем пришествии и вошли в Берлин с фаворитами.
"Виллис-МБ" в Польше: Бельска, 1945. С 1940 по 1945 год компании "Виллис-Оверланд" и "Форд" (США) выпустили 639 тыс. таких машин.
"Додж-WC51", он же "Додж три четверти", буксирует русское зенитное орудие.
Апрель 1945-го. Бойцы 3-го Украинского фронта ведут бои на улицах Вены из бронетранПодвескаера МЗА1 (4х4). СССР получил из США 3340 таких машин.
Те же "студебекеры-US6", которые воспринимал создатель, на местности Ирана.
Реактивные минометы - "катюши" на американских шасси "Шевроле-G7107" (4х4).
НАША СПРАВКА
К началу войны Красноватая Армия располагала 272,6 тыс. автомобилей, из их завышенной проходимости - наименее 20 тыщ. 50 5 процентов парка составляли устаревшие полуторки ГАЗ-ММ. Предвоенный (1940) потенциал Германии и захваченных ею государств позволял выпускать 600 тыщ автомобилей в год. Фабрики СССР с 22 июня 1941-го по 9 мая 1945 года сделали 205 тыщ машин, из которых 150,4 тыщи поступили в армию. По ленд-лизу (из США, Канады и Великобритании) Русский Альянс получил 401 тыщу автомобилей. Подробнее об этом - см. ЗР, 1990, № 3,4).